Роскошь не автомобиль, а его парковка

Стремительное увеличение количества личных авто не только свидетельствует о росте материального благосостояния горожан, но и тянет за собой обострение городских проблем – нехватки территорий, устаревшей инфраструктуры.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Парковка автомобилей в городах республики стала сегодня острейшей социальной проблемой

Дворы жилых домов, территории вокруг офисов столицы Татарстана, да и других наших крупных городов, становятся неприступными для специального транспорта – пожарных, «скорой помощи», уборочной техники.

Стремительное увеличение количества личных авто не только свидетельствует о росте материального благосостояния горожан, но и тянет за собой обострение городских проблем – нехватки территорий, устаревшей инфраструктуры. Сейчас каждый второй казанский автовладелец, запуская двигатель своего «железного коня», задается мучительным вопросом: где он припаркуется, приехав на работу, где устроит авто на ночевку. К сожалению, в так называемых спальных районах города хронически не хватает мест для парковки и стоянки частного автотранспорта. И автомобилисты вынуждены парковать машины во дворах.

ГАЗУЕМ ПО ГАЗОНАМ?

А машины разбивают пешеходные дорожки внутридомовых территорий, портят бордюры, заезжают на газоны и детские площадки.

Когда-то любой двор был территорией двух поколений – подрастающего и пенсионного. Здесь часами сидели старушки, беседуя о том о сем и следя за внуками, копающимися в песочнице.

Сейчас хозяева здесь – автомобили. Запретить парковку машин во дворе нельзя по закону – если она не мешает проезду других автотранспортных средств. И штрафы, согласно Граждан-

скому и Административному кодексам РФ, за парковку вне стоянки (если нет нарушения правил дорожного движения) тоже брать нельзя: автомобиль, как известно, частная собственность владельца, и ему нельзя запретить парковаться вне стоянок.

ПОДАЛЬШЕ ИЛИ ПОБЛИЖЕ?

Решить проблему загруженности придомовых территорий автомобилями можно только начав серьезное перепланирование городской территории. Однако до недавнего времени проблема эта только усугублялась. Строительство новых многоэтажных домов шло без должной обеспеченности их жителей машиноместами. В итоге не только гостевые парковки и подъезды к домам, но и тротуары, и газоны, и детские площадки оказались наглухо забиты машинами.

Но удивительно вот что. Обеспеченность парковками в Казани – не более шестидесяти процентов. Это с одной стороны. С другой – существующие сегодня в городе многоуровневые и подземные паркинги… пустуют. К примеру, многоуровневая парковка у торгового центра «XL», что в Ново-Савиновском районе. Подъехать к ней сквозь строй припаркованных у обочин и прямо у здания машин трудно, зато на всех этажах – тишина и безмолвие, как в пустыне. Цена парковки – 10 рублей, причем не в час: охранники разрешают «стоять столько, сколько вам нужно». Увы, желающих все равно немного. Отчаявшиеся оправдать затраты на строительство владельцы паркинга несколько рекреаций уже сдали под автосалоны.

Такая же ситуация на парковке возле торгового центра «Сувар-плаза». Подземные парковки возле «Корстона» и ГУМа вообще бесплатные, но машин здесь немного даже днем, а уж желающих оставить здесь своего четырехколесного друга на ночь и того меньше. Огромные площадки возле «Татнефть-арены» заполнены до отказа разве что во время проведения спортивных соревнований. Все остальное время здесь пусто…

Выходит, капризничают казанские автолюбители. Хотят, «чтобы одной ногой еще в подъезде, а другой уже ступать на порог своей машины», как язвительно заметил один казанский чиновник. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны.

По мнению мэра Казани Ильсура Метшина, казанцы должны быть обеспечены парковками шаговой доступности. Это 10-20 минут ходьбы. Но, скажите, кто придумал устроить ночной паркинг в том же «XL», если домов непосредственно вокруг этого сооружения нет? Причем до самого близко расположенного дома автовладельцу придется топать пешком через нежилую зону – хуже того, через ряд кафе, увеселительных заведений. Согласитесь, ближе к полуночи такая «прогулка» может оказаться небезопасной.

Так что сия многоэтажная парковка, как, впрочем, и «суваровская», и «гумовская» относительно удобны разве что для посетителей торговых центров. А кто поедет туда машины на ночь ставить?

Понятно, столь плачевная ситуация с загрузкой многоэтажных парковок не добавляет энтузиазма инвесторам, зарезервировавшим площадки под строительство тридцати аналогичных сооружений. Некоторые из них уже деликатно интересовались в мэрии: «Нельзя ли перепрофилировать участок под строительство другого сооружения – жилого дома, например?».

Что касается выделенных участков, то больше года назад был открыт гаражно-строительный кооператив «Юлдаш» на улице Четаева, что в Ново-Савиновском районе. Два этажа здесь отданы под паркинг, а на остальных размещены личные гаражи. Он вроде бы заполнен, но в основном лишь потому, что закрылась расположенная неподалеку плоскостная стоянка.

А вот районы Горок и Азино-2 обделены даже и такими «мало востребованными» постройками. На улице Габишева, правда, уже лет пятнадцать строится высотный паркинг, но пока еще и первый этаж от земли не поднялся… Дело в том, что жильцы расположенных неподалеку от этого сооружения домов категорически возражают против такого соседства – кому хочется дышать «продуктами неполного сгорания автомобильного топлива»? Вот и получается, что в жилом массиве строить паркинг нельзя, а далеко от него – бессмысленно.

ДВОРЫ НУЖНО ПЕРЕКРАИВАТЬ

Да, когда строились наши города, проектировщики не предусмотрели достаточного количества стоянок. Наверное, тогда и невозможно было предвидеть нынешний автомобильный бум. Но пришло время ошибки исправлять. Дворы, которые были спланированы нерационально, надо перекраивать. Может, даже придется где-то пожертвовать частью газона. В любом случае, оптимальный выход искать необходимо. И определенная работа здесь ведется. По данным пресс-службы казанской мэрии, реконструкция казанских дворов началась еще в 2006 году. Но в основном это коснулось расширения лишь проезжей части – в спланированных полсотни лет назад «хрущевских» двориках она составляла всего три метра, так что оставленная у обочины машина полностью перекрывала проезд. Выкраиваются и заездные «карманы».

В этом году партия «Единая Россия» выделила городам-миллионникам средства на реконструкцию и ремонт внутридворовых территорий и поселковых дорог по 700 миллионов рублей. Около 500 миллионов из них предполагается потратить на благоустройство казанских дворов. Только на все этих денег, конечно, не хватит. Речь здесь идет о миллиардах.

А может, есть смысл попробовать уговорить инвесторов на строительство не одного огромного паркинга, а нескольких подземных парковок прямо внутри казанских дворов? А на поверхности разбивайте газоны, устраивайте детские площадки. Поверьте, такие стоянки будут куда востребованнее, чем высотки за тридевять земель от дома…

Ну придумали же в нашем, заметьте, татарстанском Альметьевске устраивать подземные парковки под… школьными спортивными площадками. И заезд на такую парковку сделали, как и положено, чуть в стороне от школы, чтобы соблюсти все санитарные нормы и не травить детей выхлопными газами.

Конечно, помимо организации новых парковок необходимо решить не менее сложную задачу, а именно – перекроить менталитет наших граждан и отучить их ставить машины где и как попало. Но это проблема уже не только экономическая…

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще