Рисунок от Марины

Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.

Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.


Пифагор.


Здоровье общества – понятие емкое и многомерное. О нем можно судить и по количеству сирот и брошенных детей. Их сегодня в России, к сожалению, очень и очень много. О том, как взрослые стремятся проявить участие в судьбе таких детей, можно составить представление, побывав в Казанском городском социально-реабилитационном центре для детей с девиантным поведением, который расположен на улице Восстания, 89а.


Первый в городе приют для детей, он был открыт семь лет назад, в 1998 году. “РТ” рассказывала своим читателям о том, как власти города и района, опираясь на поддержку спонсоров, произвели капитальный ремонт здания бывшего детского сада, закупили и завезли необходимую мебель, инвентарь, книги.


– Дети поступили к нам по направлению органов опеки и попечительства, некоторые пришли сами по собственному желанию, были и маленькие бродяжки, которых отловила милиция, – рассказывает заведующая центром Фарида Урмиева. – Их необходимо было освидетельствовать, помыть, одеть, накормить, а во многих случаях и оказать медицинскую помощь. Лишенные родительской ласки и опеки, они успели обрести различные заболевания. Их при последовательных и настойчивых усилиях медиков можно было вылечить. Куда больше терпеливости, выдержки и педагогических мер требовали психологические травмы, полученные детьми в силу тех или иных неблагополучных обстоятельств. Тут необходима кропотливая работа профессиональных психологов, которых нам не хватает, – пока утверждены лишь три ставки. К тому же специалистов для подобных учреждений, к сожалению, пока не готовят.


В центре большое внимание уделяется социально-психологической и духовно-нравственной реабилитации детейВ центре большое внимание уделяется социально-психологической и духовно-нравственной реабилитации детей, профилактике вредных зависимостей. Этим целям служат занятия по дополнительному обучению, в хореографическом кружке, кружке по моделированию и картону.


– Детям просто необходимо творчество, ведь каждый ребенок – художник, – убеждена педагог дополнительного обучения Валентина Ибрагимова. На мой вопрос, что побудило ее пойти работать в приют, она искренне говорит, что не может равнодушно смотреть на детей, чье детство искорежено сиротством, пьянством и уголовщиной родителей.


На нынешний день в социально-реабилитационном центре находится пятьдесят детей разного возраста. Они учатся в первых-девятых классах. Многие вопреки возрасту отстают в развитии на несколько лет, поскольку по вине родителей-алкоголиков не были отданы своевременно в школу.


– Жил у нас четыре года хороший, симпатичный мальчик Женечка, не стану называть его фамилию, – с теплой улыбкой вспоминает Фарида Рифгатовна. – Ребенок был почти здоров, за исключением того, что немного косил. Мама у него была пьяница. Органы опеки никак не могли изъять его из семьи – Женя постоянно сбегал обратно. А однажды первого сентября он сам изъявил желание ходить снова в школу, сказал, что хочет учиться. Как оказалось, мальчик был очень любознательный. Позже ему сделали операцию на глаза, был период реабилитации, и Женя еще три года прожил с нами, окончил школу и поступил в строительный техникум. Недавно мы узнали, что он собирается поступать в будущем году в архитектурно-строительный университет, что, конечно, нас радует.


Как бы педколлективу центра, а здесь работают двадцать человек, хотелось, чтобы таких случаев было как можно больше! Уж слишком не по-детски тяжелые испытания выпадают на долю тех, кто остался сиротой или родился в неблагополучной семье и с детства лишен родительских ласк.


– Легко ли адаптируются такие дети к жизни в приюте? – спрашиваю у педагога-психолога Елены Нуриевой.


– Увы, долго и тяжело,- вздыхает она. – Социальные сироты психологически отчуждены от людей. Нуждаясь в любви и внимании, они не умеют вести себя таким образом, чтобы окружающие общались с ними в соответствии с этой потребностью. Наш приют является, по сути, тем пунктом, где ребенок впервые встречается с социально здоровой средой и начинает в ней адаптироваться. Наши специалисты различного профиля: врачи, медсестры, психологи и логопеды-дефектологи, социальные педагоги, воспитатели, преподаватели кружков, библиотекарь – работают в тесном взаимодействии друг с другом.


– Каким вам видится будущее этих ребят?


– Под влиянием травматического опыта детства и воспитания в приюте формируется особый тип личности. Судьба таких детей зависит как от них самих, от того, какими они станут по мере взросления и приобретения жизненной позиции, целеустремленности, уровня интеллекта, так и от окружающих их конкретных людей, то есть от нас с вами. После выхода из приюта им на первых порах требуется продолжение поддержки государства и общества в лице психологических, социальных служб.


Побывала я и на занятии логопеда-дефектолога Нины Романовой. На мой вопрос, с какого рода трудностями приходится сталкиваться чаще всего при работе с детьми, она сказала:


– В первую очередь это задержка речевого развития, нарушения слуха. Также налицо такое явление, как “синдром белого потолка” – это когда ребенка в грудном возрасте никто не берет на руки, с ним никто не разговаривает, он постоянно лежит и видит только потолок над собой…


Нина Анатольевна солидарна со своими коллегами в том, что центру требуется дополнительная помощь властей в организации трудовой “терапии” для питомцев приюта. Разве помешало бы мальчикам заниматься столярным, слесарным делом, а девочкам обучаться кройке и шитью? Это пошло бы им только на пользу, но нет пока у центра соответствующей материальной базы.


Перед тем как покинуть приют, я решила заглянуть к детишкам. Застала их за чаепитием. Валентина Ивановна предложила к ним присоединиться, а дети подбежали ко мне, протягивая конфеты и печенье. Несмотря на перенесенные до приюта голод и страх, несмотря на пережитую необходимость обманывать, изворачиваться, а порой и воровать, они остаются щедрыми, трогательно наивными существами. “Большинство воспитанников, – говорит педагог, – только в стенах приюта узнали, что такое вкусная еда. До этого некоторые из малышей не видели ни конфет, ни фруктов”.


Ко мне подбежала девочка Марина, обняла и шепнула на ушко: “Боженька меня любит”. “Конечно, любит, – согласилась я. – Ты с ним часто разговариваешь?” “Да”, – ответила Марина. – “Нужно поднять кверху руку, – подхватила Вика, – и когда она станет холодной, это значит Боженька держит тебя за нее!”. Дети подарили мне свои рисунки, каждый старался отдать самый лучший. Я сказала, что повешу их у себя дома, а Марина несколько раз переспросила: “Правда повесите? Правда?!”. Только у Карины не оказалось готового рисунка, она быстро села за стол и начала торопливо рисовать. “Подождите, пожалуйста, я сейчас!” “Не торопись, Карина, – сказала Валентина Ивановна, – я потом передам твой рисунок”. “Нет, меня же папа скоро домой заберет, он обещал за мной прийти!”


Как часто взрослые обещают и как редко свои обещания выполняют, и лишь дети способны так преданно ждать, надеяться и прощать несбывшиеся ожидания…


Алина ИБРАЕВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще