В России каждый год от рук своих мужей погибает не менее пятнадцати тысяч женщин. Социологические исследования показывают, что тридцать процентов замужних россиянок регулярно подвергаются физическому насилию, психологическому – восемьдесят процентов. Насилие над женщиной в семье представляет серьезную проблему. Однако масштабы беды российским обществом пока не осознаются, поскольку воспринимается подобное явление внутренним делом каждой отдельной семьи.
В плену семейного ада
С точки зрения знакомых, семейная жизнь Марии медленно превращается в ад. Как и в большинстве случаев, начало отношений было прекрасным и многообещающим. Но чудесный конфетно-букетный период длился недолго. После того как отношения были официально оформлены, Маша попала в прямую зависимость от мужа. И тут оскорбления и унижения стали привычным делом. Правда, до физического насилия дело пока не дошло, но, по мнению специалистов, это непременно произойдет. Хотя бы потому, что семейный скандалист не встречает должного отпора и прекрасно осознает степень зависимости от него жены. Ведь Маша не работает, не имеет в данный момент своего жилья или родителей, готовых приютить дочь и ее сына-школьника.
Кроме того, не каждая женщина, даже имея такую возможность, решится на уход от мужа, ведь в нашем обществе до сих пор почему-то женщина, имеющая какого-никакого супруга, считается более счастливой, чем “разведенка”. “Бьет – значит, любит, а детям лучше, чтобы рядом был отец”, – гласит суровая общественная мораль. Вот и живут тысячи женщин с мужьями-тиранами, сами не понимая или не желая понимать, что ходят, что называется, по краю пропасти. Не понимает этого и Маша. Возможно, потому, что проблема отношений с мужем – далеко не единственная в ее жизни. Ее дипломатичное поведение позволяет пока сохранять видимость семьи. А что делать тем женщинам, которые вынуждены скрывать регулярные синяки на теле? Между прочим, российская статистика свидетельствует: в 70 процентах случаев мужчина, избивающий жену, избивает и детей…
Кто защитит женщин в Татарстане?
Во многих российских городах давно действуют специальные приюты для несчастных жен. А есть ли такие у нас? С этим вопросом я обратилась к директору Казанского центра социальной помощи семье и детям “Гаилэ” Надежде Хрусталевой. И ответ был однозначным:
– Такого центра в столице республики нет, хотя вопрос об этом мы неоднократно поднимали на городском уровне. Чиновники отвечают, что решение проблемы упирается в помещение: его никак не могут найти. А пока мы вынуждены укрывать женщин от разбушевавшегося мужа у себя в центре.
Центр между тем абсолютно для этого не предназначен. Сюда приходят заниматься в разных кружках дети, ведут прием психологи и юристы, работает социальная парикмахерская. Ни одна комнатка просто не приспособлена для того, чтобы в ней разместить нехитрую мебель, посуду и все то, что необходимо для ночлега. Бывают такие ситуации, когда женщина в прямом смысле слова вынуждена бежать из дома – и часто вместе с детьми – среди ночи. И куда в огромном и равнодушном городе она должна податься? Те, кто знает о “Гаилэ” и о безотказности Хрусталевой, идут прямиком в центр, где их обязательно примут. Но что делать тем, кто живет далеко или вовсе не знает о существовании подобных центров (“Гаилэ” – не единственный пункт оказания социальной помощи)?
– Социальный приют для женщин просто необходим Казани, – говорит Надежда Хрусталева. – Пострадавших от насилия в семье намного больше, чем это известно по милицейской статистике. Не каждая женщина решится заявить на мужа в милицию, рискнет попросить помощи у соседей или родственников из-за ложного чувства стыда за свою неудавшуюся семейную жизнь. Мы готовы взять на себя ответственность за работу такого центра, но для его открытия и содержания у нас нет финансов.
А уж если даже столица республики не может защитить своих женщин от семейного насилия, что же говорить об отдаленных сельских районах, жительницы которых не имеют возможности обратиться ни к психологу, ни к юристу!
Психологический аспект
По данным исследователей, хотя бы с одним из проявлений психологического насилия сталкивались восемьдесят процентов опрошенных женщин. При этом каждая пятая при общении с мужем испытывает безысходность, каждая седьмая – страх, каждая восьмая – бесправие.
У большинства мужчин, которые так или иначе издеваются над женой, мотивация одна – “указать ее место”. Около сорока процентов мужчин считают, что муж, содержащий жену, получает определенную власть над ней. Причем даже образованные люди, выросшие в благополучных семьях и с детства усвоившие, что нельзя поднимать руку на женщину, почему-то не гнушаются унижать своих жен морально. Например, в семье Надежды и Виктора внешне все обстоит прекрасно: муж, человек с двумя высшими образованиями, директор крупной строительной фирмы, обеспечивает семью всем необходимым. В их просторном загородном доме холодильник всегда полон продуктами, дважды в год семья обязательно выезжает на заграничные курорты, детей каждое утро возят в одну из престижнейших школ Казани, а в гардеробе Надежды вы не найдете ни одной “рыночной” вещи. Правда, лишь она знает, какой ценой достаются ей все эти шубы, сапоги и вечерние платья. Каждый раз, покупая что-то жене, Виктор обязательно подчеркнет, что берет самую дешевую вещь в этом бутике, поскольку неработающей женщине и это за счастье. Он контролирует абсолютно все расходы в семье, у Надежды же личных денег, которые она могла бы потратить по своему усмотрению, нет вообще.
– Хоть бы зарплату мне как домработнице платил за то, что я весь дом на себе везу – и готовлю, и убираюсь, и стираю! – однажды в сердцах сказала она мужу. После чего супруг демонстративно проигнорировал праздник 8 Марта, не принеся в дом даже цветов и заявив при этом:
– Многие женщины мечтали бы оказаться на твоем месте, так что задумайся на досуге над своим поведением.
Женщины, которые обращаются за помощью в центры соцзащиты, не остаются в одиночестве со своей бедой. Психологи помогают им правильно выстроить линию поведения в семье, пытаются уберечь малышей от психологической травмы. Юристы дают консультации и помогают оформить необходимые документы в том случае, если женщина соберется разводиться. Но вот парадокс: по статистике, подавляющее большинство женщин из неблагополучных семей решают вернуться к своим мужьям-тиранам. По мнению казанского врача-психотерапевта Алексея Козлова, такому поведению способствует ряд причин, главные из которых – ответственность перед детьми, отсутствие работы и дополнительных финансовых источников. Еще одна существенная причина – эскалация насилия. Женщины, подвергшиеся ему – особенно физическому, – знают, что, как только факт насилия будет предан огласке, его интенсивность возрастет и может стать реальной угрозой для жизни. Среди основных причин, возвращающих женщин в семью, назовем также традиционные культурные и семейные ценности, призывающие к сохранению семьи любой ценой:
– Понятие “худой мир лучше доброй ссоры” становится определяющим, – говорит Алексей Козлов. – В таком случае женщина боится осуждения даже со стороны своих детей, по чьему предполагаемому мнению она не смогла наладить жизнь, не состоялась как мать и жена. Еще один немаловажный фактор – боязнь одиночества. В наше экономически сложное время легче выжить рядом с мужчиной, пусть даже агрессивным. У таких женщин, безусловно, занижена самооценка. Они не верят в собственные силы, в хорошее будущее. Находясь в депрессивном состоянии, утешаются мыслью, что такая жизнь – их крест, который они вынуждены нести. Эти женщины ставят интересы детей, мужей, родителей выше собственных, стараясь быть удобными для всех и думая о себе в последнюю очередь.
– Влияет ли воспитание и образование женщины на ее поведение в такой ситуации?
– Нет. Всем известны случаи, когда девочка из интеллигентной семьи, воспитанная на классике и получившая правильные представления о жизни, оказывалась такой же жертвой насилия со стороны мужа, как и выпускница профессионально-технического училища. Все дело в характере и в степени ощущения себя личностью. Кстати, социальный статус в этом случае определяющей роли также не играет – деловые женщины с высоким заработком могут быть ранимыми и не защищенными в собственной семье.
– Если женщина, несмотря на угрозы и унижения, которые она испытывает в своей семье, или в силу объективных причин все же надеется ее сохранить, что для этого необходимо сделать?
– Во-первых, ни к чему хорошему такие попытки, как правило, не приводят. Разрешение конфликта просто оттягивается на определенное время. Единственный вариант – большая работа над собой вместе с психологами, которые помогут повысить самооценку, изменить установки, приобрести чувство уверенности в себе и в реализации своих планов. Только в этом случае возможны изменения. Иначе, даже если женщина просто захочет изменить свое поведение в семье, надеясь и на изменение домашнего климата, найдутся поводы для новых оскорблений. Как у Чехова в известном рассказе “Ванька”: не важно, с головы или с хвоста чистить рыбу – все равно получишь подзатыльник.
В нашем обществе не принято выносить сор из избы, и это значительно затрудняет решение проблемы. На бытовом уровне существуют мифы, касающиеся семейного насилия. Некоторые полагают, что иногда женщины провоцируют насилие, а потому заслуживают его, а конфликты в семьях естественны и не могут иметь серьезных последствий, что женщины, подвергающиеся насилию, всегда могут уйти из дома.
Подобное отношение общества к этому явлению, его замалчивание лишний раз доказывают, что семейное насилие – социальная проблема, в решении которой должны участвовать законодатели, социальные работники, правоохранительные органы. В свое время был разработан проект федерального закона “Об основах социально-правовой защиты женщины от насилия в семье”, который до сих пор остается без внимания. И в таких условиях наши женщины частенько вынуждены действовать по известному принципу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Поэтому нередки случаи, когда доведенные до полного отчаяния жены решаются на убийство тирана-мужа. Так насилие рождает новое насилие. Прервется ли когда-нибудь этот порочный круг?..