Он был участником Парада Победы. Шел, печатая шаг, по брусчатке Красной площади. На груди сияли боевые ордена, а рядом с ними – медаль “За доблестный труд”.
…В 1941-м почти все мужчины из высокогорского села Мульма ушли на фронт. Вместе с матерью провожал до околицы отца и двух братьев Талгатбик Булатов.
– Остаешься за старшего, – с волнением в голосе сказал отец. – За меня – в поле, за братьев – на машинно-тракторной станции. Учиться, видно, уже не придется – работай, сынок, для нашей победы.
Талгатбику тогда исполнилось пятнадцать лет. Он стал звеньевым бывшей отцовской бригады хлеборобов, а в бригаде – семь стариков. Каждый ему чуть ли не в прадеды годился…
Землю пахали на лошадях да на быках, сеяли рожь. Единственный на весь колхоз комбайн круглые сутки убирал урожай, но большинство участков скашивали вручную.
В первый же год сдали они сверх плана двести пудов хлеба. Во второй – шестьсот. В 1943-м секретарь райкома партии вручил Талгатбику ту самую трудовую медаль.
А через несколько дней прислали ему повестку из военкомата – тайком от матери ходил туда, просился на фронт. Теперь настал и его черед надеть солдатскую шинель.
Пулеметчик Булатов храбро дрался под Шяуляем, с танковым десантом освобождал Эстонию, Латвию, Литву, Восточную Пруссию. Был тяжело ранен осколками вражеской мины. Вернувшись из госпиталя, снова воевал – уже минометчиком. Штурмовал Кенигсберг, Пиллау, освобождал от насмерть засевших здесь фашистов неприступную морскую косу (ныне Фришнерунг) и опять был ранен.
Отчизна отметила ратный труд солдата двумя орденами Славы, медалями.
А потом была Победа, возвращение на родину. Устав от войны, он выбрал самую мирную профессию – стал строителем.
Самому учиться не довелось, зато возводил он величественный храм науки – Московский университет на Ленинских горах. Затем переехал в Казань, строил здесь дома, школы и заводы – был крановщиком в тресте “Казаньхимстрой”. Как передовик производства, участвовал в выставках достижений народного хозяйства. Трудился аппаратчиком в объединениях “Тасма” и “Органический синтез”, слесарем на заводе “Ремстройдормаш”…
Без малого через сорок лет, в 1980 году, война снова напомнила о себе. Талгатбик Габдрахманович перенес сложную операцию – хирург вынул из его тела два черных осколка…
Он и сегодня, несмотря на инвалидность, продолжает активную деятельность. Фронтовика часто приглашают на встречи со школьниками, он на особом счету в местном совете ветеранов…
В эти дни казанцу Талгатбику Габдрахмановичу Булатову исполняется восемьдесят лет. Редакция “РТ” присоединяется к поздравлениям и самым добрым пожеланиям в его адрес.