Ступенька, еще одна…
И вот из узкого оконного проема самого верхнего, седьмого этажа башни, которую соорудил ненавистный московский царь, исполняя ее волю, в лицо ударил холодный осенний ветер. Сююмбике оглядела ставшие родными дали. Долго привыкала она после знойных астраханских степей, где раскинулись владения ее отца, ногайского мурзы Юсуфа, к этой голубой глади, к яркой зелени лесов. Глубоко вздохнула и сделала шаг вперед…
Так гласит грустная легенда, которую мы все знаем с раннего детства. Помню, как мне искренне было жалко казанскую красавицу, только что похоронившую любимого мужа. Ей предстояло выйти замуж за того человека, который разрушил ее теплый, полный любви и счастья мир. Отец, безмерно обожавший свою красавицу дочь, далеко. Не придут на помощь и братья. И выход оставался один. Она согласилась выйти замуж за постылого. Однако только в том случае, если он в течение семи дней построит семиэтажную башню. Иван Грозный башню построил…
Красивая легенда. Вот только в реальности все было куда проще и куда трагичнее. Царь понимал, что прекрасную полонянку оставлять в захваченной столице Казанского ханства было нельзя. Коварный правитель уготовил ей печальную участь: он решил выдать ее замуж за касимовского хана Шах-Али. И как ни грустно признавать, но именно здесь, в столице маленького Касимовского ханства, и провела безрадостный остаток своей жизни наша прекрасная Сююмбике.
И именно сюда, в городок Касимов, что на востоке Рязанской области, решили отправиться мы за материалом для рубрики “Татарский мир”. История касимовского осколка большого татарского мира, своеобразного и по-своему уникального, богата событиями.
Средь берез и сосен
Честное слово, могу понять всех тех, кто стремился осесть в Касимове. Краса здесь неописуемая! Представьте полноводную в этих местах Оку. Под самое небо – березы и сосны. А нарядные, в ярких красках опушки, внезапно открывающиеся вашему взору, так и зовут побродить среди удивительного многоцветья своих трав. И уж сколько в окрестных лесах ягод и грибов – обзавидоваться можно.
Сам Касимов очаровывает с первого взгляда. Уютный городок, затейливо изрезанный тринадцатью, как подсчитал местный краевед, оврагами, сохранил не только дух столетий. Старина здесь на каждом шагу. Причем переплетенье веков и культур в городке весьма причудливо: с одной стороны – величественные церкви и соборы, с другой – уникальные образцы древнего татарского зодчества. Здесь нет раздражающего глаз “новодела”. Сохранились в первозданности целые улицы добротных деревянных домов с каменными фундаментами, каждому из которых уж никак не меньше двух веков.
Касимов может похвалиться не только своим богатым прошлым. Он выделяется среди других поселений Рязанской области и тем, что здесь не допустили разрухи, как в тех малых российских городах, с которыми мы познакомились в поездке.
– Сегодня в нашем городе 36 тысяч жителей, столько же живет и в Касимовском районе, – рассказывает нам председатель городской думы Анатолий Татаринцев (“В городе с такой богатой татарской историей самое место быть руководителем человеку с моей фамилией”, – пошутил в беседе с нами Анатолий Николаевич). – Несмотря на все экономические потрясения, нам удалось сохранить промышленный сектор и производство. Действуют овчинно-меховая фабрика, ликеро-водочный завод, сетевязальная фабрика, Приокский завод цветных металлов. Имеется огромное газохранилище на 18 млрд. кубов, это месячная потребность Москвы и Московской области. “Касимовнеруд” поставляет промышленное сырье в том числе в Казань, Набережные Челны. Кроме того успешно работают кирпичный, хлебобулочный, деревоперерабатывающий заводы, кондитерская фабрика и молкомбинат. Построен новый завод по переработке картофеля – здесь выпускают чипсы, пюре. В районном центре открыт филиал областной Торгово-промышленной палаты, который помогает продвигать местную продукцию на российские рынки.
Родной город касимовцы любят. И такое отношение к нему выражается не только в чистоте улиц и ухоженности домов, но и в делах духовных. Много ли вы назовете городов, где есть… собственный учебник? Он так и называется: “Народный учебник. Касимов: город и человек”. И по нему местные школьники занимаются на специальных уроках краеведения. Выпустили его в 1999 году. Это по-настоящему ценное учебное пособие, интересно и увлекательно написанное, где ясно выражено уважительное отношение к своему татарскому прошлому и четко, в духе толерантности, расставлены все национальные акценты.
О том, что мы увидели в Касимове историческом, – чуть позже.
Татары в Касимове
Их сегодня здесь немного. В самом городе – чуть более шести сотен, в районе – около трех тысяч. Но это по официальным данным. Сами же касимовские татары считают, что эти цифры несколько выше. Много возвращается народа из Средней Азии, из российских регионов. Как, к примеру, обосновался тут Рафик Шарафеев – умница, широкой души человек, профессионал высокого уровня? Приехал инженер-газовик по служебным делам из Туркмении в этот городок, увидел его и влюбился в Касимов бесповоротно. Сейчас вся семья Рафика Акрамовича здесь. Подрастает дочь, которая появилась на свет уже в Касимове. Вот так пустил он корни, стал своим человеком в среде касимовских татар.
Одно скажу совершенно точно и с огромным удовольствием – более дружной татарской общины мне видеть еще не приходилось. Разве что в пензенской Средней Елюзани или в Саратове?
Здешние татары не только крепко держатся друг за друга, стараются помочь соплеменнику в решении проблем, подставляют плечо в трудную минуту. Они смогли подняться выше сиюминутных дел и забот.
– В начале девяностых была создана мусульманская община касимовских татар, – рассказывает председатель общины Адель Розмухамедович Агжитов. – Началась целенаправленная работа. Было необходимо не только сохранить нашу культуру. Перед нами стояли и другие важные задачи, которые тесно связаны с сохранением национального самосознания. Ведь на глазах разрушались здесь памятники, которые составляют гордость нации.
А памятники и в самом деле уникальные. Это мечеть, именуемая Ханской, которая была построена в 1467 году. Минарет ее, удивительно схожий с постройкой в наших Булгарах, сохранился в своей первозданности. Само здание мечети чуть позже было достроено вторым этажом и куполом.
Есть в Касимове еще одна мечеть, которую и поныне называют… Новой. Потому как была построена “всего-то” в 1906 году.
До самой революции в городе было много татарского: работало медресе, где преподавали педагоги из Казани, издавались две газеты на татарском языке. Успешно действовал свой театр “Чулпан”, где шли такие знаменитые пьесы, как “Галиябану”, “Зангяр шаль”, “Башмагым”. В 1910 году была открыта школа для девочек-татарок, где изучали не только основы ислама, математику, родной язык, домоводство, но и русский язык, литературу, географию. Десять тысяч книг было в татарской библиотеке, построенной на средства мусульманского благотворительного общества. В годы революции все это было закрыто или уничтожено.
А сейчас окунемся в далекое прошлое.
Государство в государстве
Так называют в литературе Касимовское ханство. И не случайно. Об истории этого государственного образования столько написано, причем разными людьми – историками, любителями-краеведами и даже экономистами, что просто диву даешься этому интересу. Но он далеко не случаен. Без ханства иначе сложилась бы история Русского государства. Этого не отрицает никто. Остановимся лишь на тех моментах, которые на протяжении столетий считались спорными, а потому показались нам особенно любопытными.
Известно, что летописные свидетельства об основании Юрием Долгоруким в 1152 году городца Мещерского, который и был переименован позже в город Касимов, специалисты определяют как “не вполне ясные”. Само название вновь основанной крепости говорит о том, что угорское племя “мещера” имело здесь поселение куда ранее появления в этих местах русских дружин. Городецкая культура финно-угров известна в этом регионе с пятого века. Вполне вероятно, что тогда же был построен и первоначальный городец, только вот как он назывался, никто не знает. Так что годом основания города летописцы, понимая щекотливость вопроса, называют лишь год захвата поселения, после чего здесь построили крепость, обложили данью обитателей этих мест.
Образование Касимовского ханства обычно подается как инициатива Москвы, которой захотелось иметь подконтрольное буферное ханство на своих окраинах. Однако, судя по многочисленным источникам, в том числе и сохранившимся русским летописям, дело обстояло далеко не так. Основание ханства было вынужденной уступкой Золотой Орде. В 1437 году хан Улуг-Мухаммед теряет престол в Большой Орде. Спасаясь, он бежит в Белевское княжество (вот это было настоящее буферное политическое образование на юге нынешней Тульской области, а в самой Туле тогда сидела татарская администрация). Ему предоставляют убежище, но московскому князю Василию это не понравилось. Василий посылает к Белеву рать.
Улуг-Мухаммед, спасаясь, уходит со своим войском в Поволжье и обосновывается в Казани. А потом быстро набирает силу. В 1444 году он захватывает Нижний Новгород, и в битве под Суздалем берет Василия в плен. Василий откупается суммой в 200 тысяч рублей, то есть всей своей казной. Тогда, как считает историк Похлебкин, Василия и заставили отдать землю на Оке сыну Улуг-Мухаммеда Касиму. В принципе заставили сделать то, о чем хан просил в Белеве, но только теперь – в пользу сына. Лишь в 1446 году Василий при поддержке Улуг-Мухаммеда возвращает себе трон (в карательной экспедиции участвовал Касим). Зачем Улуг-Мухаммед поддержал Василия? Чтобы тот смог заплатить. В 1446 году, сразу по возвращении престола, Василий выполняет свое обещание, и городец отдается Касиму. Именно его именем и будет названо ханство.
Как отмечал историк Михаил Худяков, “дань русского правительства в пользу касимовских ханов упоминается в договоре между сыновьями Ивана III от 16 июня 1504 г., в завещании Ивана III 1504 г. и была в полной силе еще при Иване IV, после покорения Казани. Историки не без удивления констатировали этот факт уплаты русскими государями дани касимовским ханам.
…Так уж сложилось, что затем касимовские татары верой и правдой служили всем московским правителям. На здешнем престоле побывали и внук сибирского хана Кучума Арслан, и крымский царевич, и чингизид казахских кровей. А касимовский царевич Саин-Булат, правнук последнего великого ордынского хана Ахмата, известный по летописям как Симеон Бекбулатович, был объявлен Иваном Грозным в 1575 году “царем и великим князем Всея Руси, великим князем Тверским”. Правил он страной одиннадцать месяцев. Но это совсем другая история…
Золотая пора в жизни касимовских татар наступила во второй половине XIX века, когда многие из них выбились в крупные купцы-меховщики. Купечество активно занималось благотворительностью, строя мечети, медресе, школы.
Не станем описывать все подробности по-настоящему увлекательной истории “государства в государстве”, которой посвящены книги. Остановимся лишь на моментах, которые укладываются в канву этой публикации.
Здесь замерло время
В первую очередь нам был интересен Шах-Али, за которого Иван Грозный насильно выдал казанскую царицу Сююмбике.
Посаженный на трон в одиннадцатилетнем возрасте, он по праву считается самым противоречивым правителем ханства. За ним тянулась дурная слава предателя татарского народа, позволившего использовать себя для покорения Казани. Напомню лишь, что Шах-Али благодаря Ивану Грозному трижды воцарялся на казанском троне. Дважды его изгонял оттуда взбунтовавшийся казанский народ. Так что и удивляться не стоит тому, что Шах-Али со своей конницей в составе московских войск брал Казань.
Касимовским владетелем он оставался до конца своих дней. Личная жизнь хана не сложилась. По словам современников, и внешность он имел неприглядную. Правда, те же современники отмечали, что Шах-Али был человеком порядочным и умел держать данное им слово.
Совсем другой запомнили летописцы Сююмбике. Отмечалось, что это была очень красивая и властная женщина, беззаветно любившая Казань и глубоко преданная своему народу. Она болезненно пережила падение Казанского ханства, гибель тысяч своих подданных. Так и не смогла Сююмбике смириться с новым замужеством. Между прочим, в самом Касимове уверены, что смерть Сююмбике не была случайной. Местные легенды гласят, что Шах-Али, в очередной раз униженный своенравной красавицей, свел с ней счеты, подложив отравленные фрукты.
А вот похоронена царица, по мнению краеведов, скорее всего, именно в текие (усыпальнице) Шах-Али, где хоронили всех представителей ханских фамилий, связанных с этим правителем.
Именно с текие, которое находится в сотне шагов от Ханской мечети, и началось наше знакомство с историческим Касимовом.
Построена усыпальница в 1555 году. Это белокаменное здание с подвалом, в который проделан отдельный ход с улицы. Именно под ним, говорят, есть еще один подвал, а там уж и подземный ход, который якобы ведет на ту сторону Оки. Еще в 1863 году историк Вельяминов-Зернов подробно описал одиннадцать надгробных камней текие, один из которых был безымянным. Как предполагают касимовские историки-краеведы, именно под ним погребена Сююмбике.
Если бы не мусульманская община города, неизвестно, дошли бы до нас даже те обломки памятников, которые сохранились здесь. Ведь к середине девяностых годов усыпальницу превратили в отхожее место. Местные забулдыги устраивали прямо на памятниках попойки. Практически все надгробные камни были разбиты. Памятник федерального, между прочим, значения был брошен на произвол судьбы.
Община привела текие в порядок. Сегодня здесь чисто, тихо. Обломки надгробий собраны вдоль стен, одна из которых уже дала трещину, растущую год от года. На двери усыпальницы – замок, ключ от которого хранится в Ханской мечети, где сегодня расположился музей. Кстати, татарской общине здание этой мечети так и не вернули. Не знаю, насколько верным было решение устроить в стенах, намоленных верующими веками, такое светское заведение, как музей.
Не буду скрывать, было горько сознавать, что, громко чествуя казанскую царицу Сююмбике, именуя ее “прекрасной и любимой”, посвящая ей полотна, стихи и песни, называя ее именем журналы, бережно храня память о казанских годах ее жизни, мы оказались в роли людей, “не помнящих родства”. Уж не говорю о том, что многие просто не знают, где завершила свой жизненный путь казанская любимица.
Безрадостно жила она последние свои годы, безвинно ушла из жизни. И теперь – ни памятника, ни стелы, никакого другого напоминания потомкам о том, что именно Касимов – последнее пристанище Сююмбике….
Помнить истоки
Время замерло в текие Шаха-Али, постылого мужа прекрасной царицы. Но оно не должно остановить нас в стремлении сохранить свою историю и сделать ее достоянием потомков. А касимовских татар отличает именно эта черта. Потому, не дожидаясь помощи со стороны, на собственные средства, как могут, пытаются сберечь они то, что есть.
С трудом отстояли татары здание Новой мечети, где с семнадцатого года были и склады, и пищекомбинат, и клуб. А последний владелец здания – отдел кинофикации – не так давно, уже в постперестроечное время, разобрал старинный минарет и построил из него гараж рядом с туалетом.
– Мы всем миром собирали деньги на восстановление Новой мечети, – рассказывает нам имам-хатиб Касимова Мукаддас Ахунов. – До сих пор есть недоделки. Но, главное, мы можем здесь собираться. Сегодня мечеть – центр духовной жизни местной общины. Сюда приходят, чтобы обсудить какие-то планы, встретиться с друзьями, да и просто пообщаться. Приносят сюда и свои радости, и свои беды. Стараются помочь общине и те татары, которые волею судеб оказались вдали от родного Касимова. Вы знаете, еще в 1897 году здесь было создано “Мусульманское благотворительное общество”, которое поддерживало мечети, малоимущих, учащихся медресе, благоустраивало мусульманские кладбища. Эти замечательные традиции мы стараемся возродить. Восстанавливаем здание старого медресе, ухаживаем за могилами предков, помогаем неимущим.
– Если вернуться в недавнее прошлое, – говорит Адель Агжитов, – то хотелось бы напомнить татарстанцам, что из Касимова родом гордость татарской нации Сара Шакулова, первая татарка, окончившая механико-математическое отделение Сорбоннского университета и преподававшая затем в высших учебных заведениях Москвы. Отсюда берут начало знаменитые рода Акчуриных (широко известные нынче братья Ринат и Расим), Кастровых, Ширинских. Здесь родился и вырос известный ахун императорской гвардии Атаулла Баязитов, основавший в 1905 году всероссийскую газету “Нур”. Кстати, по его инициативе была возведена мечеть в Санкт-Петербурге.
В девятнадцатом веке в Касимове выделилось несколько преуспевающих татарских семей, торговые и промышленные обороты которых достигали миллиона рублей в год. Это известные на всю Россию купцы Кастровы, Баранаевы, Мусяевы, составлявшие серьезную конкуренцию московским и нижегородским коллегам.
А как не отметить, что именно касимовская земля дала Татарстану Фикрята Табеева, руководившего нашей республикой два десятка лет и оставившего значительный след в российской политике. Что и говорить, это для касимовцев – известный земляк. И дом в деревне Азеево, откуда он родом, пока еще стоит. Но Фикрята Табеева в городе вспомнили лишь раз – в 2003 году, во время празднования его 75-летия. Быть может, о том, чтобы здесь проявляли больший интерес к личности Табеева, нужно было побеспокоиться и нам, татарстанцам?
В музее, кстати, один из посетителей вежливо, но с долей ехидства поинтересовался у нас: “Скажите, а ваши татары простили касимовских за предательство Шах-Али? Нет, наверное… Иначе бы поддержали их в попытках сохранить историю татарского же народа…”
– Да этот вопрос, конечно, из серии “вечных”, – улыбнулся Адель Агжитов, когда я передала ему этот разговор. – Наша община ни в коем случае не претендует на какое-то особое к себе внимание. Мы стараемся решать свои проблемы, не афишируя их. Скрывать не буду, многое дается с большим трудом. Но кому сейчас легко? И в то же время любую помощь мы принимаем с огромной благодарностью.
Однако есть такие вещи, которые своими силами касимовцам просто не вытянуть. Как в случае с реставрацией текие Шах-Али или с установкой памятника Сююмбике, который очень хотелось бы видеть на касимовской земле.
При этом, как мы уже убедились, любое внимание со стороны официальных властей Татарстана заставляет и власти на местах считаться с интересами татарских общин. А внимания проблемам касимовских татар, признаемся честно, здесь уделяют куда меньше, чем можно было бы ожидать. Представьте себе, что первая за последние 450 лет официальная татарская делегация побывала здесь в 2003 году, когда праздновали 850-летие Касимова. “КамАЗ”, подаренный тогда нашей республикой городу, сегодня обслуживает местное жилищно-коммунальное хозяйство. Даже вопрос о награждении медалями “В память 1000-летия Казани” почему-то решался без привлечения официально зарегистрированной татарской общины. В результате награды достались тем, кто особого-то вклада в развитие общины не внес.
На Ханской площади
В Касимове каждый камень дышит историей. Мы с волнением шагаем по знаменитой Ханской площади, которая венчает собой Татарскую слободу, изначально застроенную первыми касимовскими правителями. Фрагменты площади сохранились еще с тех, ханских времен. Но многого уже здесь нет. В 1627 году очевидцы упоминали роскошные триумфальные ворота, украшенные арабской вязью. Когда-то здесь был и ханский дворец, от которого не осталось и следа. В 1633 году знаменитый путешественник Олеарий делает важную заметку о том, что дворец “в прежние времена служил замком”. Видимо, Ханская площадь была окружена стеной. От Олеария сохранилась гравюра, по которой можно представить вид всего комплекса. В 1703 году Корнелий де Бруин уже пишет, что на площади каменное здание одно – мечеть. Значит, дворца уже тогда не было. Его, видимо, начали разбирать после смерти последней касимовской ханши Фатимы-Султан (вскоре после 1681 года). Но еще в начале девятнадцатого века ученый-историк Гагин видел старинный фундамент и измерил его, а вскоре, как рассказывают краеведы, местный купец разобрал последний фундамент на кирпичи.
Касимовские имена
Мудрецы говорили: хочешь узнать будущее народа – узнай его отношение к могилам. Точнее не скажешь. Татарские кладбища Касимова – особый разговор. В городе их два – Старопосадское, которое находится за городской чертой, и так называемое новое, в юго-восточной части города.
Первые официальные захоронения на Старопосадском кладбище относятся к середине пятнадцатого века. Но здесь давно уже все сравнялось с землей. Нет ограждения. Жители окрестных деревень даже и не помнят о том, что тут до середины семнадцатого века были чьи-то могилы. Единственное напоминание – текие чингизида казахских кровей Авгана Мухаммеда Султана, построенное в 1649 году. Совсем недавно оно было в таком же плачевном состоянии, что и текие Шах-Али. Но надо отдать должное казахстанским властям – по их инициативе усыпальницу привели в порядок, отреставрировали. Приехала большая официальная делегация из Казахстана, возглавляемая послом этой республики в России, провели здесь поминальную молитву с жертвоприношением.
В день нашего приезда жители окрестных сел пасли здесь свою скотину. В текие мы не попали. Усыпальница была закрыта на ключ, который хранится в городской администрации.
…Совсем другое дело – на “новом” кладбище. Первые захоронения тут относятся к середине семнадцатого века. У ворот мы встретились с известными касимовскими предпринимателями Айдаром Исмагиловым, Равилем Терегуловым (потомок знатного рода Терегуловых) и Ильдаром Бикуевым.
– Каждый из молодых касимовцев-татар считает своим долгом уход за могилами тех, кто здесь нашел последнее упокоение, – отвечает мне юрист Ильдар Бикуев. – Ведь много могил, за которыми уже некому смотреть. Сегодня это кладбище выглядит достойно. Убрали весь лишний кустарник, спилили старые деревья.
И это тоже – одно из добрых дел мусульманской общины города, которую возглавляет Адель Агжитов.
– Агжитовы – люди широко известные в нашем крае, – рассказывал нам председатель гордумы Анатолий Татаринцев. – Сам Адель Розмухамедович – известный в городе банкир, пользующийся большим уважением и авторитетом. Его отец был ветераном войны и труда, награжденным многими орденами и медалями, бессменным председателем лучшего касимовского хозяйства – колхоза им. Калинина, почетным гражданином района, которого до сих пор вспоминают добрым словом. Трудно переоценить ту роль, которую играют татары в становлении и развитии экономики и культуры края. Между прочим, лучшие в городе ресторан, столовая, кулинария-бистро принадлежат предпринимателю Нуркею Терегулову, который широко известен еще и тем, что оказывает большую благотворительную помощь неимущим. Равиль Терегулов – владелец популярного автосервиса. А как не сказать о почетном гражданине Касимова, заслуженном учителе РСФСР Ахмеде Ишимбаеве, внесшем большой вклад в развитие системы образования в родном крае? Кстати, Ахмед Муртазинович и родился-то в семье потомственного почетного гражданина Касимова.
На столе у Аделя Агжитова – огромная книга, автор которой Адель Беляев. Скорее, это альбом. В нем аккумулированы многовековая история и многолетний труд всей общины. “Касимовские корни и современные ветви с древнейших времен” включают в себя генеалогические древа здешних татар.
Вот огромное, невероятно ветвистое “древо”. Это знаменитая семья Тугеевых. Нынешние представители этой фамилии – известные врачи. А старинный род Терегуловых пришел на касимовскую землю с астраханским царевичем шейхом Аулияром. Отказавшись принять христианство при Петре Первом, они были лишены дворянства, которое было восстановлено позже специальным указом Екатерины II.
Не менее интересно древо Кастровых. Первое упоминание о них имеется в грамотах, которые относятся к эпохе Ивана Грозного, где фамилия Кастровых стоит после имени касимовского хана Саин-Булата в документах за 1560 год. Кастровы на личные средства построили медресе, им принадлежал огромный магазин, где теперь находится Сбербанк, дворец на берегу Оки, большой дом (теперь тут городской роддом).
Имена можно перечислять долго. И кто бы и за что бы ни держал “обиды” на предков касимовских татар, сегодня ими может гордиться весь большой татарский мир.