Китайская тюбетейка на память

Любой уважающий себя турист из поездки привозит не только кучу фотографий и ярких впечатлений, но и пакет всевозможных магнитиков, брелоков, фигурок, футболок.

Автор статьи: Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ

О ситуации на нашем рынке сувениров

Любой уважающий себя турист из поездки привозит не только кучу фотографий и ярких впечатлений, но и пакет всевозможных магнитиков, брелоков, фигурок, футболок. Обратив внимание на рынок сувенирной продукции нашей республики, можно предположить, что большинство гостей Казани и других городов будут вспоминать Татарстан по китайским тюбетейкам, турецким шамаилям и московским магнитикам.

Генеральный директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел республики Нури Мустафаев констатирует: в области сувенирной продукции в Татарстане проблем хватает.

ВОЗРОДИТЬ И СОХРАНИТЬ

В девяностые годы с возникновением и развитием в стране рыночных отношений система народных промыслов нашего региона практически развалилась: выпуск сувениров значительно снизился, а многие мастера в поисках более оплачиваемой работы сменили свои профессии. О том, что ситуация начинает вызывать нешуточные опасения, в республике всерьез задумались лишь в 1998 году. Когда возникла угроза уничтожения богатейших традиций местных умельцев, которыми славилась культура народов Татарстана, возникла идея создать при Кабинете Министров РТ Художественно-экспертный совет, который принял первую программу сохранения и возрождения народных художественных промыслов в республике.

Эта программа работала шесть лет и дала хорошие результаты. Увеличилось число мастеров, стали осваиваться новые технологии. Была создана палата ремесел, учрежден Центр народных художественных промыслов, начато освоение новых видов продукции, и, самое главное, в Казани постепенно стали появляться сувениры, изготовленные не где­то за границей, а в Татарстане.

Специфика нынешней ситуации на рынке сувенирной продукции связана прежде всего с тем, что традиционно большинство туристов отдают предпочтение простым поделкам по приемлемой цене и реже приобретают что­то действительно дорогостоящее. Изделия же мастеров  это ручной эксклюзивный труд, требующий времени и сил, поэтому естественно, что такие вещи невероятно красивые, но достаточно дорогие.

По этой причине львиная доля «национальной» атрибутики, благодаря своей дешевизне, поставляется для продажи в Татарстане из Турции, Узбекистана и Китая. Так что по существу туристы приобретают в наших сувенирных лавках подделки.

По словам Нури Мустафаева, если взять за основу изделие мастера и на специальном оборудовании изготовить несколько копий из более дешевого материала, цена такого товара может снизиться с нескольких тысяч до нескольких сотен рублей. Это направление стало решением проблемы нехватки массовой сувенирной продукции в магазинах республики. Правительством Татарстана была принята целевая программа сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов, рассчитанная на 20092011 годы, с общим объемом финансирования более 73 миллионов рублей. В ее рамках местные мастера закупили необходимое оборудование и перешли на массовый выпуск стилизованной продукции. В прошлом году свыше 25 предприятий получили субсидии, от 300 тысяч до миллиона рублей, на закупку оборудования, аренду помещений и разработку новых видов изделий. Благодаря такой поддержке стоимость производства многих изделий снизилась, и местный товар стал более конкурентоспособным.

КОГДА КИТАЙ БЛИЖЕ, ЧЕМ ТАТАРСТАН

Андрей  владелец небольшой сувенирной лавки в центре города. В его магазине образцы местных изделий можно пересчитать по пальцам. По его словам, даже небольшие магнитики с видами Казани изготавливаются московскими и питерскими фирмами, обеспечивающими ими практически все регионы страны. «С такими поставщиками, по правде говоря, гораздо легче иметь дело, чем с местными производителями,  объясняет хозяин.  У них полностью отлажен весь цикл работы, начиная от производства и заканчивая доставкой, нет проблем с документальным оформлением. Все предельно ясно и без лишних хлопот».

По словам владельца магазина, в последнее время гости города, да и сами казанцы, активно интересуются сувенирной продукцией Всемирных летних студенческих игр 2013 года, особенно игрушкой-символом  крылатым барсом. Но пока, как рассказал Андрей, ничего конкретного магазины предложить не могут. «По личному опыту знаю, что в других странах производители быстро реагируют на такие меро

приятия и выпускают продукцию в сжатые сроки, чтобы не упустить хорошую возможность заработать, у нас об этом пока только говорят»,  сетует парень.

В дирекции Универсиады нам сообщили, что презентация сувенирной продукции состоится в середине марта, а до тех пор никакой конкретной информации они дать не могут. Не удалось также уточнить, где будет производиться эта продукция и будут ли участвовать в ее изготовлении татарстанские предприятия.

Тех самых крылатых барсиков, которыми так живо интересуются покупатели, можно увидеть в кабинете директора Центра НХП. По его словам, местные умельцы изготовили уже несколько видов этой мягкой игрушки, однако до ее окончательного утверждения нужно перелопатить не одну кипу официальных бумаг.

ЭКСКЛЮЗИВ ИЛИ КОПИЯ?

Но не только бюрократические препоны создают проблемы на рынке сувенирной продукции. Государственная поддержка, направленная на автоматизацию процесса производства сувениров, как выяснилось, тоже

оказалась палкой о двух концах. При ее очевидных плюсах возникла проблема того, что все больше мастеров начали уходить от эксклюзивной ручной работы, отдавая предпочтение более прибыльному тиражированию копий, которые охотнее раскупаются туристами. Зачем корпеть, прорисовывать детали, тратить время на каждое изделие, когда можно загрузить все данные в компьютер и спокойно штамповать ширпотреб.

Во Франции, Италии, Германии массовая продукция, в том числе и привозная, практически полностью вытеснила уникальные предметы ручной работы. Не допустить такой ситуации в Татарстане, по мнению Нури Мустафаева, можно двумя способами. Первый  это государственное финансирование выставочно-ярмарочной деятельности.

ПО КОПЕЙКЕ  НА ИМИДЖ

За четыре года умельцы из нашей республики привезли огромное количество наград со всевозможных российских и международных выставок. «Мы показывали свою продукцию в самых разных странах, и посетители выставок с удивлением узнавали, что в России есть регион с ярким национальным колоритом и интересными работами народно­художественного промысла. Наши замечательные ичиги и другие изделия охотно покупали во Франции, Италии и Португалии»  рассказывает Нури Мустафаев. Но поездки на такие выставки обходятся их участникам в несколько тысяч евро, и без государственной поддержки попасть туда нашим мастерам практически невозможно. А ведь в республике есть умельцы, чьими талантами можно гордиться и чьи работы имеют высокую художественную ценность. Именно с их помощью можно продвигать имидж Татарстана как высококультурного региона, в котором чтят традиции своего народа.

«Да что там международные выставки!  в сердцах восклицает Нури Мустафаев.  Порой приходится выбивать каждую копейку на российские мероприятия». Например, ежегодно Татарстан представляет свою продукцию на московской выставкеярмарке народных художественных промыслов России «Ладья». И показательно, что в этом году центру было выделено средств на аренду 20 кв. метров для инсталляции, тогда как представители Нижнего Новгорода, например, арендовали 200 «квадратов»…

БЫТЬ ЛИ У НАС «ГОРОДУ МАСТЕРОВ»?

Вторым способом решения проблемы является использование ручной работы как составляющей туристической привлекательности республики и ее столицы. Три года назад на базе Центра НХП была разработана уникальная программа строительства «Города мастеров». Он представляет собой национальный этнокультурный туристический комплекс, который включает в себя интерактивную галерею мастерских, театр фольклора и обряда, галерею памятников архитектуры Востока, ресторан национальной кухни, музеи быта народов, проживающих на территории Татарстана, детскую площадку и всевозможные сувенирные лавки. Такой проект позволил бы не только повысить туристическую привлекательность Казани, но и стать центром сохранения национальной культуры, местом отдыха горожан и площадкой для проведения всевозможных выставок народного промысла. Общественная презентация программы «Города мастеров» вызвала большой интерес, однако, как это часто бывает, денег на подобные проекты в ближайшем будущем не предвидится. А пока чиновники твердят о нехватке денег и проблемах с документами, остается только гадать, какими действительно высокохудожественными ценностями мы будем встречать гостей в 2013 году и чем сможем их удивить  турецкими шамаилями или китайскими тюбетейками?

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще