Ёлочка, зажгись!

Какой Новый год без наряженной елки, Деда Мороза и Снегурочки!

Какой Новый год без наряженной елки, Деда Мороза и Снегурочки! Но всегда ли так было?


Присказка

Ель и сосна в России издавна использовались в хозяйстве. Само же дерево люди ассоциировали… с нечистью и смертью. Существовал обычай зарывать самоубийц между двумя елками, поворачивая их ничком. Из ели и осины (“проклятых” деревьев) не строили дома, но ельником выстилали путь похоронной процессии. “Венчали вокруг ели, а черти пели”, – стращала народная пословица. При советской власти серебристая ель превратилась в характерную деталь официальных могильников: пример – Мавзолей В.И.Ленина.


В качестве уличных украшений еловые, сосновые и можжевеловые ветки стали использоваться одновременно с введением юлианского календаря по указу Петра I в 1699 году. После смерти Петра о его рекомендациях не забыли только владельцы кабаков: из-за деревьев, круглый год стоящих на крышах, питейные заведения стали называть “елками”, а выражение “елку поднять” означало “пьянствовать”.


Век XIX

Елка из символа смерти превратилась в символ вечной жизни к концу XIX века, когда Россия переняла традиции западного Рождества.


Первое упоминание о продающихся елках появилось в “Северной пчеле” накануне 1840 года, а через два десятка лет стали традиционными елки в учебных заведениях. Праздник лесной красавицы длился недолго, она находилась в доме всего один вечер.


Если елка пришла к нам из Западной Европы, то Дед Мороз – из русской деревни. Веками его образ формировался в русском фольклоре, а в литературной обработке Мороз Иванович появился в 1840 году в сборнике “Детские сказки дедушки Иринея” В.Ф.Одоевского. Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу “горстью серебряных монет”, а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В детской поэзии конца XIX века Дед Мороз – добрый волшебник. В поэме же Некрасова “Мороз Красный нос” главный герой злой, любящий “кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить”. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился. Российский Дед Мороз имеет “западных” двойников: святой Николай, Санта-Клаус, Father Christmas и другие, а Снегурочка существует только в русской культуре.


Образ Снегурочки также оформился в XIX веке. В 1860 году Г.П.Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Спустя 13 лет А.Н.Островский написал пьесу “Снегурочка” (там она не внучка, а дочка Мороза). Замысел сказки появился у него после прочтения исследования А.Н.Афанасьева “Поэтические воззрения славян на природу”, где были собраны варианты фольклора о Снегурочке. “Снегурочка” была напечатана в “Вестнике Европы” и поставлена в Большом театре. Но ни “странная” пьеса Островского, ни опера, созданная П.И.Чайковским, современникам не понравились. Затем пришла эпоха символизма, и поставленная в 1882 году опера Н.А.Римского-Корсакова по той же пьесе Островского имела громадный успех. Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей.


Век ХХ

В двадцатые годы прошлого века страна вступила на путь борьбы с “религиозными предрассудками”. С 1929 года были отменены все церковные праздники. Рождественский выходной день стал рабочим, но “тайные” елки иногда устраивались. Праздник елки вновь был разрешен лишь под новый 1936 год, после того как Сталин произнес знаменательную фразу: “Жить стало хорошо, товарищи. Жить стало веселее”. Новогодняя елка, лишившись религиозного контекста, стала символом праздника счастливого детства в нашей стране.


Дед Мороз в 20-х годах ХХ века стал “продуктом антинародной деятельности капиталистов” и “религиозным хламом”. В пионерских песенниках печатались “антидедовские” стихи:


Детям ты втирал очки,
Говоря о боге.
Только мы не дурачки –
С нашей прочь дороги!


В антирождественской кампании приняли участие не только поэты, но и художники серией плакатов “Что скрывается за Дедом Морозом?”


С 1935 года Дед Мороз полностью восстановлен в правах, о нем создано много произведений. Советский Дед Мороз приносил в мешке пакеты с одинаковыми подарками для всех детей. В годы Великой Отечественной войны открытки с изображением Деда Мороза, изгоняющего фашистов, использовали для пропаганды. Обычай посещения Дедом Морозом домашних елок появился только в послевоенное время. Традиционно белую шубу Дед разнообразил красной, синей, зеленой…


В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме союзов. С тех пор традицию нарушали только в шестидесятые годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал… космонавт! До сих пор за звание родины Деда Мороза и Снегурочки борются три города: Великий Устюг, Кострома и Москва.


Наступил XXI век. Кто знает, какие изменения в новогодних традициях принесет он?


Екатерина МАЛЫШЕВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще