“…достаточно сказать:
“Я бился при Аустерлице”,
чтобы каждый сказал:
“Вот это герой!”
Наполеон.
Справка “РТ” (по материалам книги Николая Шефова “Битвы России”): |
…Путь к “живой истории” лежал через заснеженные поля Белоруссии и Польши, сказочно красивый Краков, сверкающий огнями рождественских елок. Вот и Чехия, спальный район города Брно, где на бывшей военной базе авиации – Слатине – поселили участников баталии.
На всех трех этажах – полный интернационал. Звучит речь русская, чешская, английская, французская, немецкая, польская… И на каждом шагу – великолепие старинных военных мундиров вперемешку с ампирными платьями красавиц, мило болтающих по сотовому телефону…
Назавтра все это великолепие предстало на поле Аустерлица. Мирное, тихое поле – малая частица Южной Моравии – покрытое снежным одеялом, с холмами на горизонте. В окрестностях – молчаливые свидетели былого грандиозного сражения: костелы, мельницы, два замка, старая ферма… Но вот стрелки часов повернулись ровно на двести лет назад. И поле Аустерлица ожило, его заполонили союзные войска русского и австрийского императоров, великая армия Наполеона Бонапарта. А вот и сам корсиканец (в его роли – американец Марк Шнейдер) на лихом белом скакуне, сопровождаемый маршалом Сультом (россиянин Олег Соколов), появился перед французским воинством. И прогремело:
– Vive l’empereur!
Рисуясь, гарцевали на конях драгуны и гусары. Под барабанный бой стройными рядами маршировали пехотинцы. Было здесь, кстати, и немало экзотических подразделений – шведские егеря, норвежские гренадеры, чешские “башкиры”, казахи, с акцентом распевавшие русские народные песни. Всеобщее внимание привлекал французский мамелюк в богатых восточных одеждах – видать, один из представителей того самого конно-гвардейского эскадрона, который влился в армию Наполеона после сражения у египетских пирамид. Возле походного лазарета разместились маркитантки, офицерские и солдатские жены и другие “гражданские” участницы фестиваля. В дополнение к корзинкам, муфточкам и хлебным сумам у каждой в руках – по два-три фотоаппарата, по видеокамере… Отец Александр из Москвы отслужил молебен для русского воинства. И началось… Ринулись в бой с возгласом:
– Не посрамим мундира русского! Ура!
Грохот полусотни пушек, залпы двух тысяч ружей, белая пелена порохового дыма (на баталии было истрачено не меньше тонны черного пороха)… Организаторы разработали сценарий таким образом, чтобы с максимальной точностью воспроизвести основные критические моменты боя.
…А вечером военно-исторические клубы приняли участие в параде по улицам Брно, затем все отправились к Монументу Мира, где прошла торжественная панихида. Были отслужены православный молебен и католическая месса, на братскую могилу возложены венки.
Лилия КОКАРЕВА.