– А, что, уважаемый, богатые невесты в вашем городе есть?..
Ах, если б знала мадам Грицацуева, какие корыстные интересы преследовал ее Суслик, предлагая ей руку и сердце… Если б отнеслась к предложению молодого красавца здраво, не теряя от чувств головы, то не пришлось бы сразу после первой брачной ночи разыскивать своего суженого. Если бы она своевременно заключила брачный договор, то к сердечной обиде от подлого изменщика не прибавилась бы, по крайней мере, горечь от потери мебели и посуды в виде стула и ситечка…
Да, не повезло мадам Грицацуевой, потому как такой возможности в ее дни не было. Но десять лет назад был принят Семейный кодекс РФ, который ввел в юридический обиход понятие “Брачный договор” и тем самым дал супругам возможность обезопасить себя от лишних скандалов и стрессов, заранее обговорив все имущественные проблемы. Правда, и по сей день эти меры предосторожности не пользуются популярностью у россиян вообще и у жителей Татарстана в частности.
Только имущественные отношения
– Что такое женитьба? Это, по сути, сделка, а не выражение чувств, как принято считать абсолютным большинством наших граждан, – говорит директор казанского юридического бюро “Де-юре” Юрий Ульянов. – Ведь любить друг друга можно, и не вступая в брак. А свадьба свидетельствует о том, что мужчина и женщина берут на себя обязательства друг перед другом. Но многие россияне вообще имеют весьма смутное представление как о своих обязанностях, так и о правах. Например, мужчина, содержащий неработающую жену с детьми, ошибается, если считает, что все заработанное им имущество ему и принадлежит.
Действительно, согласно закону, все совместно нажитое имущество супругов принадлежит им в равных долях. Но – с оговоркой: если иное не предусмотрено брачным договором. А таковым, согласно статье 40 Семейного кодекса, признается “соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения”.
– Обратите внимание: брачный договор, по нашему законодательству, определяет только имущественный режим супругов, – подчеркивает адвокат Этери Ильина. – В нем, например, можно урегулировать, как они тратят деньги, распоряжаются приобретенным имуществом, кто и в каких долях несет расходы, например, по оплате квартиры, дома, по содержанию машин, кому принадлежит купленное имущество, распоряжается ли супруг своей заработной платой самостоятельно или эти деньги являются совместной собственностью. Причем в брачном договоре у супругов может быть предусмотрена как совместная, так и личная собственность, и не только на существующие вещи, но и на те, которые только будут приобретены в период брака. Оговаривается и порядок раздела имущества в случае развода. А вот порядок содержания и трат на детей после развода родителей, вопреки распространенному заблуждению, в этом документе не указывается – для этого существует специальное соглашение об алиментах.
Заметим, что брачный договор в западной юридической практике – понятие более широкое, чем у нас: там можно оговаривать более широкий круг вопросов, вплоть до самых интимных, например, сколько сексуальных контактов должно быть у супругов в течение недели…
Не корысти ради…
Опять же, согласно законодательству, брачный договор заключается в письменной форме и подлежит обязательной регистрации у нотариуса. Причем заключить его можно как в любой период брака, так и до официальной регистрации отношений – в этом случае он вступает в действие после того, как сотрудники ЗАГСа проставят в паспортах печати о регистрации брака. Но практика наших юристов, пусть и не слишком богатая (все-таки пока заключение брачного договора для нашего человека – редкость), показывает: тех, кто решается определиться с имущественными вопросами до свадьбы, очень немного. Видимо, не в менталитете нашего народа думать перед свадьбой о возможных проблемах.
– И зря, – считает Юрий Ульянов. – Если я уверен в своих чувствах и собираюсь жить в браке всю жизнь – значит, с легкостью подпишу соглашение – ведь ответственность за нарушение пунктов мне не грозит, поскольку я не собираюсь их нарушать.
При этом, как показывает практика, боясь в глазах других показаться меркантильными, люди все равно думают о материальной стороне дела.
– Ко мне часто приходят женщины за советом: а как быть, если я разведусь? – продолжает юрист. – Или мужчины, собирающиеся на накопленные деньги что-то приобрести до свадьбы, – а останется ли мне это, если случится развод? Но, как правило, никто из них не принимает моего предложения заключить брачный договор…
Впрочем, думается, дело не только в боязни проявить свои материальные претензии. Просто в брак чаще вступают молодые, которым пока и делить-то особо нечего. А составлять брачный договор, как показывает опыт адвоката Ильиной, приходят в большинстве своем люди в возрасте, состоятельные, можно даже сказать, очень состоятельные. И нередко приходят уже тогда, когда семья стоит на грани развала. Ведь без договора после развода людям придется все имущество делить пополам.
В большинстве своем инициаторами заключения договора бывают мужчины, однако иногда за подобное соглашение ратуют и женщины – это те, кто зарабатывает гораздо больше своего мужа.
– Конечно, по тем случаям, с которыми я сталкивалась, нельзя делать глобальных, обобщающих выводов, – говорит Этери Хайдаровна, – но вот что интересно: состоятельные женщины чаще заинтересованы в том, чтобы мужья при разводе ни копейки лишней не получили. Если же говорить о мужчинах, то они, как правило, достаточно щедры по отношению к женам и договор заключают “не корысти ради”, а чтобы обезопасить себя от нежелательных последствий развода.
Например, некий бизнесмен, владелец нескольких процветающих фирм, находясь на грани развода, оставлял жене квартиру, автомобиль, дачу, приличное денежное содержание, и единственным его условием было: она не имеет никаких прав на его бизнес.
Лакмусовая бумажка
Типовых брачных договоров не существует, условия каждого, как правило, весьма индивидуальны. Часто люди, приходя к адвокату, сами не очень представляют, чего они хотят. Нередко бывает и так, что условия договора, выдвинутые одной стороной, приходится долго согласовывать и “утрясать” с другой, поэтому лучше, чтобы этим вопросом занимался грамотный и опытный юрист. И при этом всегда надо помнить: если условия договора будут явно ущемлять одну из сторон, его можно оспорить в судебном порядке.
Кстати, иногда одно только намерение заключить брачный договор может, подобно лакмусовой бумажке, выявить истинное отношение людей друг к другу. Однажды, например, к адвокату обратился мужчина предпенсионного возраста. Он несколько лет жил в гражданском браке, у обоих были уже взрослые дети, и вдруг женщина захотела оформить их отношения в ЗАГСе. Супруг согласился зарегистрироваться, но захотел составить брачный договор, в котором оговаривались условия возможного развода. В этом случае шикарная квартира оставалась за мужем, а жене покупалась другая, вполне приличная, но однокомнатная. Кроме того, мужчина подробно расписал, что из ценных вещей он оставляет за собой, а что готов отдать супруге. Переговоры между сторонами шли несколько месяцев, в итоге же гражданские супруги не только не стали официально мужем и женой, но и вообще расстались. Так что, возможно, молодым тоже надо отбросить скромность и заявлять о своих имущественных претензиях заранее – чтобы не оказалось потом, что любимого человека привлекали в тебе не красота и душевные качества, а потенциальная возможность через годик поделить шикарную квартиру, подаренную вам на свадьбу богатым дядюшкой.
А оно нам надо?
И все же, повторимся, пока брачный договор у нас в народе непопулярен. Почему?
– Это связано с правовой неграмотностью и хроническим неверием россиян в законы, вернее, в их соблюдение в нашем государстве, – говорит Юрий Ульянов. – Разве не нарушается у нас законодательство на каждом шагу – на дорогах, на предприятиях, в разных сферах и на разных уровнях? Поэтому люди сегодня все чаще вообще предпочитают не оформлять свои отношения, а жить в гражданском браке…
А вот те женщины, что собираются выйти замуж за иностранца, хотя таких у нас и не слишком много, по некоторым наблюдениям, брачным договором весьма обеспокоены.
– Не чаще раза в месяц подающие заявление на регистрацию спрашивают у меня, как заключать подобный документ, – говорит главный специалист отдела ЗАГС Ново-Савиновского района Гузель Мухутдинова. – И, за редким исключением, это женщины, уже побывавшие в браке, а теперь нашедшие себе жениха за пределами России. Их мотив мне хорошо понятен: пройдя “огонь, воду и медные трубы” развода на родине, они пытают счастья за границей. Знакомство с суженым по переписке, скорее всего, глубоких чувств не возбуждает, замужество является средством решения определенных проблем, и идет на этот шаг женщина не так, как в первый раз – в любовь как в омут, с головой, а логично и трезво рассуждая, потому и интересуется контрактом. Тем более что иноземного жениха это не смущает – там это норма.
И все же, думается, пора и нашему обществу внимательнее и уважительнее отнестись к брачному договору, который дает будущим супругам возможность хорошенько все взвесить и заранее защитить свои права. А значит, считают юристы, правильное отношение к этому документу надо начинать воспитывать еще в школе, пропагандировать его в ЗАГСах, средствах массовой информации. В конце концов, именно так живет весь западный мир, и ничего, все довольны. Мы же гордимся своей “немеркантильностью”, а потом долго и некрасиво делим через суд с тем, кого некогда выбрали “не головой, а сердцем”, все имущество, до последней чайной ложечки. Вот в суд наши люди почему-то идти не стесняются, и мировые судьи буквально завалены делами о разделе имущества супругов. Так неужели раздел имущества в судебном порядке лучше, чем заключение брачного договора?
* * *
“А как вы относитесь к брачному контракту?” – этот вопрос мы задали парам, пришедшим на регистрацию в Ново-Савиновский ЗАГС Казани. И вот что услышали.
Хафиза и Борис, 53 года:
– В некоторых семьях он нужен – там, где есть какой-то расчет, но в нашем случае это ни к чему, поскольку у нас за плечами уже есть по одному браку, так что прежних ошибок мы не наделаем.
Эльвира и Эдуард, 40 лет:
– Даже не думали об этом. У нас это второй брак, прежде, чем на него решиться, успели пожить вместе, причем начинали с нуля, вместе накопили на квартиру. Так что наши чувства уже проверены.
Тем не менее Эльвира очень удивилась, узнав, что брачный контракт тяжело приживается на российской земле:
– Я думала, что в наше время коммерциализации всего и вся такой договор – не редкость. Вообще-то я считаю, что он просто необходим при вступлении в первый брак. Я бы другим настоятельно посоветовала.
Любовь и Владимир, 59 лет:
Она разводит руками – даже не слышала о таком.
Он:
– А это, как на Западе, – стороны берут на себя обязательства и подписываются под ними. Но, знаете, это не для России – у нас менталитет другой, мы привыкли по-старому. Может, молодым такой договор больше подойдет?
Светлана и Рустем, 38 и 26 лет:
– Брак основывается, прежде всего, на доверии супругов, а если делить имущество заранее – значит, не доверять. А если не доверять – зачем тогда вообще жениться?
Нурия и Равиль, 47 и 56 лет:
– Даже не знаем, что сказать. Сегодня решили узаконить отношения, ведь двадцать лет уже прожили душа в душу. Регистрируемся не потому, что боимся каждый за себя, а потому, что переживаем друг за друга – мало ли что…
Наташа и Андрей, 32 и 33 года:
Он:
– Нам это не нужно.
Она:
– Если бы познакомились вчера, то, наверное, об этом бы подумали. В каких случаях он точно нужен – так это тогда, когда жених и невеста из разных социальных слоев.
Лена, свидетельница, 26 лет, скоро выходит замуж:
– Такой документ просто необходим. Лучше заранее договориться, чем потом мучиться. Мы, скорее всего, его оформим.
Наталья ЧЕРНОВА.