Социальные реформы: альметьевский вариант

Вот уже двенадцать лет существует в нашей стране престижная премия “Российский национальный Олимп”, учредили которую Правительство РФ, Российская академия наук, Торгово-промышленная палата, Союз промышленников и предпринимателей РФ и ряд других не менее значимых организаций.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Вот уже двенадцать лет существует в нашей стране престижная премия “Российский национальный Олимп”, учредили которую Правительство РФ, Российская академия наук, Торгово-промышленная палата, Союз промышленников и предпринимателей РФ и ряд других не менее значимых организаций. Премия весома еще и потому, что она – одна из немногих, где жесткий и объективный отбор номинантов сочетается с истинно народным признанием.


За эти годы на “Российский национальный Олимп” всходили Майя Плисецкая, Мстислав Ростропович, Патриарх Алексий II, Борис Ельцин, Минтимер Шаймиев, Сергей Шойгу, Юрий Лужков и другие люди, имена которых можно не сопровождать их должностями. Они говорят за себя. В нынешнем году высокой награды удостоились Иосиф Кобзон, Лариса Латынина, Михаил Ульянов, Генрих Боровик, пилоты эскадрилий “Стрижи” и “Русские витязи”. Ришат Абубакиров


Увидели среди лауреатов мы и земляков. Спикером года был признан Фарид Мухаметшин, отмечены наградой генеральный директор ОАО “Нижнекамскнефтехим” Владимир Бусыгин и начальник Главного инвестиционно-строительного управления РТ Рим Халитов. А вот лучшим в России главой признали Ришата Абубакирова, возглавляющего Альметьевский район и город Альметьевск. Кроме того, он был награжден орденом “За честь и достоинство”.


Сегодня Ришат Абубакиров отвечает на вопросы нашего корреспондента.


Взгляд на проблемы с высоты Олимпа

– Ришат Фазлутдинович, как там, на Олимпе? Что видно с этой высоты?


– Если говорить об этой престижной премии, то номинировались на получение высокой награды около пяти тысяч руководителей со всей страны. И то, что в числе удостоенных премии – пять татарстанцев, особенно приятно.


По регламенту ответное слово награжденному нужно уместить в одну минуту. И когда мне дали эту минуту, счел нужным первым делом подчеркнуть, что за моей спиной – труд двухсоттысячного города и района. Вдвойне было приятно получить эту награду, потому что она была нежданной. Значит, все-таки видят нашу работу, ценят ее. А вот с высоты этого Олимпа острее осознаешь, какой непростой период мы пережили и сколько было сделано. И уж тем более – сколько еще предстоит сделать.


– Год, с которым мы попрощаемся через несколько дней, начинался для вас очень нелегко. Помнится, в январе в городе было неспокойно…


– Те дни до сих пор вспоминать тяжело. 3 января, когда только вступил в силу федеральный закон о монетизации льгот, пошли первые митинги. Не скрою, не очень уютно было на них руководителям города. Столько слез, столько обид, да и откровенной агрессии увидели! От людей федеральная власть далеко. Кто-то же должен был держать перед ними ответ! И нам нельзя было прятаться от людей или пытаться избежать острых разговоров. В этих митингах мы получили своего рода психологическую закалку и еще раз убедились, как важно неформальное общение с народом. Определили для себя и те группы людей, с которыми нужно поработать, и те, кому в первую очередь нужна наша поддержка. Ведь этот закон о монетизации льгот был попросту сырым. Его реализация была абсолютно не продумана. При замене льгот на монетизацию многие остались обездоленными. Выпала из поля зрения целая категория тех горожан и сельчан, которые не являются ветеранами труда, федеральными или республиканскими льготниками. Благодаря нашему Президенту Минтимеру Шариповичу Шаймиеву и принятым мерам постепенно эти проблемы были сняты. Хотя, не скрою, решение вопроса легло тяжелым беременем на плечи администрации. 80 тысяч альметьевцев прошли через самые разные инстанции, чтобы оформить жилищно-коммунальные субсидии. Людей раздражало, что нужно было собрать множество справок. Мы были вынуждены организовать ночные смены в управлении соцзащиты, принимали людей в школах, в территориальных советах местного самоуправления.


Ведь напряженность, те же митинги не на пустом месте возникли! Представьте себе: пенсионеров начали выталкивать из автобусов за то, что не платят за проезд. Только вчера они ездили бесплатно и чувствовали себя при этом людьми, заработавшими льготы. А тут такое унижение! Пришлось принимать решительные меры. Мы ввели свои субсидии – для участников войны, вдов погибших воинов, для тех, в чьих семьях прожиточный минимум ниже официального. В летний период ввели бесплатный проезд в сады-огороды. Должен заметить, что своим бюджетникам мы уже пятый год доплачиваем определенную сумму.


– Альметьевск с его статусом нефтяной столицы принято считать богатым городом…


– Давайте обратимся к цифрам. Средняя заработная плата в городе составила более одиннадцати тысяч шестисот рублей. Это в два раза выше, чем в среднем по республике. Но нужно учитывать огромную разницу между зарплатой в нефтяной отрасли и в бюджетной сфере. Есть люди, получающие и по сто тысяч рублей в месяц, а есть и те, кто живет на средства ниже прожиточного минимума. Работники нашей бюджетной сферы получают чуть больше трех тысяч рублей в месяц. А жизнь в Альметьевске значительно дороже, чем в соседних городах и районах. Посмотрите цены на рынке, в магазинах. Они порою просто пугают приезжих. И каково в этих условиях простому учителю, врачу, рядовому пенсионеру?


Сэкономили семь миллионов – на столько же урезали бюджет


– Не только цены в магазинах, но жилищно-коммунальные тарифы у вас “на высоте”.


– Да, это так. При этом замечу, что за последние годы они у нас выросли в два с половиной раза. И основную долю в их структуре занимают теплоснабжение (около шестидесяти процентов) и водоснабжение (около тринадцати процентов). Нам не легче от того, что такие высокие тарифы обусловлены вполне объективными причинами. Это удаленность от источников воды, отсутствие ТЭЦ, которая давала бы дешевое тепло в виде вторичного продукта.


Пока были государственные дотации, мы этого не ощущали. Однако когда начали платить из собственного кармана все сто процентов за услуги ЖКХ, то поняли, в какую копеечку обходятся наши тарифы. Но почему Альметьевск должен страдать? Мы же выплачиваем налоги сполна. 22 миллиарда рублей только в этом году уйдут в республиканский и федеральный бюджеты. Остается у нас в лучшем случае миллиарда полтора. Сегодня Набережные Челны и Нижнекамск платят по тарифам куда меньше нашего. Почему? Если есть правила, они должны быть для всех одинаковыми…


Еще в 2000 году мы приняли программу ресурсосбережения. Такие программы приняты у нас по каждому предприятию, и нацелены они на уменьшение потерь и более рациональное использование имеющихся резервов. Возьмем ситуацию с водоснабжением. Я убежден, что мы в состоянии практически в два раза снизить стоимость потребляемой воды. Сегодня ежедневно тратим ее восемьдесят тысяч кубометров. Из них сорок четыре процента – утечки. Вода просто уходит в землю! Куда это годится? Получается, покупаем ее у нефтяников и, не мудрствуя лукаво, выливаем. А расходы ложатся на плечи простых альметьевцев. Это несправедливо. Сегодня мы разработали программу развития “Водоканала” до 2010 года. В ней предусмотрены замена старых труб на полимерные, новые методы бестраншейного ремонта труб, использование современных энергосберегающих технологий, установка регулирования и многое другое.


– Наша газета уже писала, какую серьезную программу энергосбережения вы внедрили в бюджетных организациях. “Альметьевский вариант” вызвал немалый интерес.


– Именно в целях сокращения затрат мы оснастили все объекты, финансируемые из бюджета, приборами учета теплоэнергии и воды. Эта сравнительно недорогая мера позволила за год сэкономить более миллиона рублей. Сейчас мы переводим бюджетные организации на отопление собственными мини-котельными. Только за последние два года построили тридцать пять таких объектов. Мало того, чтобы заинтересовать бюджетные организации, разрешаем полученные за счет экономии средства оставлять у себя, при этом половина их используется на заработную плату, а половина – на развитие организации.


Кроме всего, достигнутый сегодня экономический эффект будет крайне актуален в сложный период перехода к местному самоуправлению.


Успешной оказалась и практика установки двухконтурных котлов. Наиболее эффективны они в домах, удаленных от источников тепла, с ветхими сетями. Судите сами: в поселке Русский Акташ мы установили двухконтурные котлы в четырех небольших домах, где действующая старая котельная “съедала” неоправданно большое количество газа. Представьте себе, что стоимость производства тепла доходила до полутора тысяч рублей за гикакалорию! Счета же к оплате предъявлялись по утвержденному тарифу в 714 рублей. В результате обанкротилось предприятие, которое оказывало в этом поселке жилищно-коммунальные услуги. А сейчас жители платят только за газ, и то меньше четырехсот рублей в месяц.


Значительный эффект дала и установка индивидуальных тепловых пунктов в тех микрорайонах, где имеется открытая система водозабора. Мало того, мы выяснили, что большую долю в тарифах занимает стоимость потерь в магистралях и внутридомовых сетях. Сейчас у нас ведутся исследовательские работы по поиску скрытых утечек. И эта работа также даст экономический эффект и возможность снижения тарифов.


При этом должен подчеркнуть, что многие работы в городе проводятся за счет инвесторов. И тут необходимо отдельно сказать о поддержке “Татнефти”. Например, при в финансировании замены сетей “Водоканала”, как, впрочем, и в других делах. За что искреннее спасибо Шафагату Фахразовичу Тахаутдинову и его команде.


– Вы передали весь пакет акций предприятия тепловых сетей инвестору…


– Для нас приход “Татэнерго” в Альметьевск оказался просто спасительным решением. За короткий срок энергетики успели разработать масштабную программу модернизации этой сферы. И прежде всего – это строительство мини-ТЭЦ, которые будут вырабатывать дешевую теплоэнергию, а попутно и электроэнергию, необходимую для собственных нужд. Излишки ее можно будет направлять городским потребителям. Говоря об экономии, нельзя не сказать и о муниципальном предприятии “Светосервис”. Оно было создано лишь год назад, но мы уже видим реальные результаты. Сто четыре счетчика, к примеру, были установлены на уличных сетях, на это было потрачено 370 тысяч рублей. Но только это внедрение дало за год экономию около двух миллионов рублей! Но вот о чем не могу не сказать: как это ни парадоксально, сама система формирования бюджета такова, что нет никакой заинтересованности в экономии энергоресурсов. Так, по итогам работы за прошлый год мы за счет внедрения энергосберегающих мероприятий сэкономили более семи миллионов рублей из бюджетных средств. И на эту же сумму нам уменьшили наш бюджет. Правильно ли это? Думаю, что нет.


Власть новая – заботы старые

– Декабрьские выборы показали, что альметьевцы доверяют своей власти. Смотрела итоги голосования: лично за вас в вашем округе отдали свои голоса 85 процентов населения, а при тайном голосовании на должность руководителя муниципального образования – все сто. И это после январских митингов! Значит, действительно местная власть смогла завоевать и доверие, и уважение…


– Наверное, анализируя прошедший год, его итогам можно даже порадоваться. Но вот повода для самоуспокоения нет. Абсолютно. Мы завершаем этап формирования местной власти. Но, признаюсь честно, и тут много неясного. По крайней мере, я от реформы местного самоуправления ожидал, что будет больше заработанных средств оставаться на местах. Там, где добывают нефть, где дышат этим загазованным воздухом, пьют эту некачественную воду. Альметьевцы достойны лучшей доли. Меня, как руководителя, по-настоящему беспокоит, как я обеспечу достойный уровень жизни бюджетника? Вот – прекрасный учитель, талантливый врач, но они уходят торговать на рынок, потому что им элементарно не хватает на жизнь зарплаты. Обидно.


И потому мы считаем своим долгом дополнительные доходы бюджета отдавать в виде доплаты тем же учителям и врачам. Как дальше будет? Не знаю. Не хотелось бы потерять эту возможность. Люди нас не поймут. Вот тарифы поднимаются. Конечно, богатые заплатят – тут вопросов нет. Но не все же имеют полный кошель денег. Да, хотелось бы, чтобы больше было людей обеспеченных…


– Но у вас есть какие-то рецепты решения этой проблемы?


– В любом случае есть возможность помочь человеку стать более обеспеченным. С этой целью мы развиваем средний и малый бизнес. Снимаем все препоны, которые возникают при открытии своего дела. Я заинтересован в том, чтобы было больше людей обеспеченных. Неплохо сейчас развивается строительное дело. Люди идут туда, где быстрее можно “отбить” деньги. В торговлю, например. Но в город вошли крупные торговые сети. Вот гипермаркет “Эссен” появился, еще четыре – пять таких же магазинов открываются. Для киосков это сильнейшая конкуренция. Часть людей будет вынуждена открывать какие-то услуги, осваивать производство. Ведь в Альметьевске очень много ниш для развития предпринимательства.


Да и мы сейчас кровно заинтересованы в том, чтобы была крепкая налоговая база для развития самоуправления. Без этого не проживешь.


– И все-таки Альметьевский район, как никакой другой, имеет хорошие стартовые позиции для вхождения в новые условия управления.


– Если в 2003 году к полувековому юбилею города мы привели в порядок нефтяную столицу республики, то в этом году постарались использовать два больших события в истории района для того, чтобы качественно изменить инфраструктуру села. 60-летие Дня Победы и 75-летие со дня образования нашего района стали теми отправными точками, на которые мы ориентировались в своей работе. При поддержке руководства республики и наших нефтяников удалось и в самом деле сделать многое. В общей сложности ремонтно-строительные работы были проведены на пятидесяти объектах. Отремонтировали и вновь построили большое число клубов, фельдшерско-акушерских пунктов, дорог, объектов водоснабжения, решали вопросы, связанные с экологией, постарались снять проблемы по питьевому водоснабжению, сбору мусора и вторсырья. Последние три года активно строили жилье. Меня радует, что изменился облик села. Появилось много добротных домов. Десятки бюджетников справили новоселья.


Радует и то, что не на пустом месте начинаем реформы. У нас были в свое время успешно работавшие социально-педагогические комплексы, а последние пять лет развиваем территориальные советы местных самоуправлений. Вы знаете, многие из нас прошли серьезную школу в “Татнефти”. А это – жесткая дисциплина, ответственность, четкость в исполнении решений. И еще – искреннее желание помочь и поддержать тех, кому тяжелее. И сегодня, если бы не поддержка нефтяников, нам было бы куда сложнее жить.


– Должна признать, что ни в одном городе республики нет такой четкой системы по благоустройству мест жительства. И работа эта не показушная, когда по ржавчине закрашивают малые формы на детских площадках…


– Мы беремся за благоустройство микрорайонов с подземных работ. Меняем все коммуникации, трубы, сети, а потом уже украшаем то, что на виду. Яркий тому пример – обновленная улица Тукая. Вот сейчас в городских домах прошло более пятисот собраний. Люди сами выбирают себе местную власть. Ведь новые формы хозяйствования требуют максимальной прозрачности.


Знаете, я много хожу по городу. Как депутат, баллотировался по частному сектору. Это огромный окраинный район, где много нерешенных проблем. Бывает немало неформальных встреч, бесед с населением. И каждая встреча дает материал для размышлений и действий. Для нас болевая точка – жилье. Вот уже два года строим по своей ипотеке дома для бюджетников. На пятнадцать лет даются кредиты, проценты более доступные. Вот в этом году дали квартиры семьям погибших “чеченцев”, инвалидам, участникам войны. Конечно, точку ставить тут рано. Работы – через край, но мы ее не боимся…


И сегодня, пользуясь случаем, в преддверии самого доброго праздника года, мне хочется обратиться и к своим землякам, и ко всем жителям нашей многонациональной республики с самыми искренними пожеланиями мира и спокойствия в нашем общем доме – Татарстане, добра и полной чаши – каждой семье, здоровья и любви – каждому татарстанцу.


Мы вместе, и мы все сможем!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще