В феврале в Татарстане стартует уже одиннадцатый по счету открытый республиканский молодежный фестиваль “Созвездие-Йолдызлык”. В минувшем году в нем приняли участие 80 тысяч талантливых ребят. Самые популярные номинации фестиваля – вокальное искусство и хореография. Однако практика показывает, что в огромном дефиците сейчас – не поверите – детские песни!
Действительно, основной репертуар вокальных коллективов до сих пор состоит из песен старого багажа – из тех, что так нравятся поколению, “рожденному в СССР”. Однако нынешним юным дарованиям подавай другое! Но давно ли вы слышали в радио- и телеэфире премьеры детских песен?
– Это одна из главных творческих проблем практически всех детских вокальных ансамблей – где взять новую песню? – говорит директор казанского Центра детского творчества “Сандугач”, заслуженный работник культуры РТ Людмила Маркова. – Старые песенные запасы уже не интересны ребятам. Допустим, можно взять какой-то материал, но ему требуется современная аранжировка плюс студийная запись фонограммы. Это стоит от четырех до десяти тысяч рублей. На конкурс надо минимум две песни. А если покупать или заказывать абсолютно новый материал у композитора, расходы возрастут вдвое… Добавьте сюда индивидуальные занятия с хореографом и сценический костюм. Кто такие затраты потянет? А у меня в коллективе до 30 человек занимаются. Вот и получается, что не всякий талант выглядит бриллиантом, – ведь если у родителей нет денег на “оформление” номера своего чада, то ребенок заведомо в проигрыше. Хотя песен много сейчас пишут, но в основном, знаете, не лучшего качества… Так что проблема репертуара существует, и она не только в финансы упирается.
Между тем только в Казани сейчас пишут для детей несколько довольно-таки сильных авторов (я уж не говорю, что Казанская консерватория ежегодно выпускает десяток дипломированных композиторов!). Например, известный детский писатель и бард Борис Вайнер. В его “копилке” около двухсот песен. Но бесплатно отдавать права на их исполнение Борис Григорьевич не спешит и считает это не вполне… корректным. И я с ним вполне солидарна. Или вот есть композитор Елена Обухова (Салушко), которая много и охотно пишет для детей. Более того, она готова предоставить свои произведения практически бесплатно. Однако опять пресловутое “но” – во сколько обойдутся аранжировка и запись и где взять эти средства? За примерами заглянула в Интернет: там на каждом “углу”, можно сказать, торгуют музыкой и стихами, стартовая цена готового продукта – 500 условных единиц…
А вот что думает по этому поводу профессиональный поэт-песенник Евгений Муравьев (кстати, уроженец Казани). Тот самый, чьи многочисленные хиты исполняют звезды российской эстрады – от Ирины Аллегровой до Филиппа Киркорова.
– Я не считаю, что существует дефицит песен для детей, – довольно эмоционально комментирует он поднятую тему. – Проблемы кроются в другом. Во-первых, в финансировании. Если раньше государство вкладывалось в подрастающее поколение, определенным образом формируя идеологию, то сейчас государству не до этого. Раньше снималось и детское кино, и мультики, для которых обязательно писался качественный музыкальный материал. Потому что – дети, потому что они – светлое будущее. Нынешние же спонсоры вкладываются во взрослых исполнителей, рассчитывая на возврат средств, поскольку детская песня заведомо убыточна. Никто не будет снимать клипы, платить за ротации детских песен. И потому они безжалостно вытолканы изо всех теле- и радиоэфиров. А жаль… Детское Евровидение не в счет, там тоже коммерции хватает.
Во-вторых, проблема в качестве. Глядя на то, что творится на разных “фабриках звезд”, что и как там поется, за перо и ноты берется масса народу. А что, мол, этим, в телевизоре, можно, а мне – нельзя? Причем они абсолютно уверены, что напишут не хуже. А надо, чтоб лучше! И это опять связано с первой частью ответа. Профессиональные авторы ушли в попсу, ибо там деньги. Вот и произошло замещение. Детским автором быть гораздо сложнее, потому что маленького человека словесными выкрутасами не обманешь.
Мой прогноз неутешителен. Энтузиазмом отдельных личностей ситуацию не выправишь. Я пишу иногда детские песни, когда меня просят. Знаю людей, которые этим тоже занимаются. Но системы нет. Надо менять политику в масштабах страны в отношении детей. Надо вкладывать в них деньги. Не в политические молодежно-конъюнктурные движения, а в детсадовцев и школьников. Надо проводить честные конкурсы среди авторов, надо выделять бюджеты на детское кино, проводить фестивали. Фестивали не исполнителей, а песен. Надо выделять время для музыкальных программ на радио и ТВ. Отдача будет. Потом. Когда дети вырастут. Может быть, это слишком пафосно, но – наболело!
Достаточно категорично настроен генеральный продюсер фестивального движения “Созвездие”, член Общественной палаты РТ Дмитрий Туманов:
– Правильно ставите вопрос, это просто дикая проблема! А причина – в неправильной системе распределения грантов в области культуры, и в частности субсидирования детского творчества. Ведь есть, есть (!) ну просто изумительные композиторы и текстовики. Последний пример: в поле нашего зрения сейчас появился один, ну просто гениальный, создатель детских песен. Но! Он приехал из Узбекистана, работает в Казани… дворником. И мы из-за его социального статуса ничего не можем для него пробить! Разумеется, оргкомитет фестиваля идет на затраты, когда видит, что надо помочь талантливому ребенку. Тогда мы сами изыскиваем средства, можно сказать, выворачиваем наизнанку свои карманы – выделяем, если необходимо, три, пять тысяч рублей… А реальная цена песни – от 15 тысяч… Откуда у оргкомитета фестиваля такие деньги? Мы же не коммерцией занимаемся, а ДЕТЬМИ! Их творческой реализацией. К тому же на нашем фестивале никогда не было и не будет никаких вступительных взносов. Так что выход вижу один: надо радикально менять сложившуюся систему распределения грантов. Чтобы не чиновник это делал, не ведомство. Чтобы решение принимали (как во Франции – чем мы хуже?) только независимые эксперты и советы, скажем, при Общественной палате РТ. Я вам так скажу: пока будет первичен чиновник, а не даровитый композитор, поэт, аранжировщик, ситуация не изменится!
Уверена, людям среднего возраста (но уж точно не поколению NEXT) хорошо знакомы такие строчки: “Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевый верблюд, оранжевые мамы оранжевым ребятам оранжевые песни оранжево поют!”. Эта незатейливая песенка родилась в то время, когда в СССР было плоховато с цветными карандашами. Поэтому у девочки на рисунке все получилось оранжевым. Что поделать, бедно тогда жила наша страна. Сейчас нет дефицита цветных карандашей, музыкальных инструментов… Но вместо ярких, запоминающихся детских песен в эфире звучит нечто невнятное, а порой и откровенно пошлое.
Что же останется нашим ребяткам на память о детстве? Сами-то они потом какие песни будут петь своим малышам? К сожалению, радио и телевидение не уделяют жанру детской песни достаточного внимания. Вот и берутся за перо самодеятельные авторы, руководители тех же ансамблей, чтобы восполнить этот дефицит. А вообще-то сначала надо бы научиться писать добрые песни для взрослых. И снимать для них добрые фильмы. Может, тогда этим подобревшим взрослым захочется сделать что-то хорошее и для детей?