В тринадцать лет он уехал из дома с цирком – его кочевая артистическая жизнь началась с выступлений в номере “Полет”. Он дружил с Юрием Никулиным, работал с Олегом Поповым. В его загранпаспорте значатся визы десятков стран.
Последняя травма поставила крест на карьере воздушного гимнаста. Поселившись в татарстанской глубинке, он решил заняться предпринимательством. Но цирк просто так от себя никого не отпускает…
Студия в Билярске
Принято считать, что только крупный город может похвастаться настоящим цирком. А уж цирковых училищ в России, вообще, раз-два и обчелся. И каково же было наше удивление, когда в поселке Билярск, что в Алексеевском районе, мы обнаружили самую что ни на есть настоящую цирковую студию. Сегодня здесь обучают акробатов, воздушных и партерных гимнастов, жонглеров. Есть группа эстрадно-циркового танца “Забава”: ребятам, занимающимся в ней, по силам хореографические композиции с элементами и боевых восточных искусств, и современного балета. Как рассказал нам заместитель главы района Николай Чурин, сегодня в студии готовят номер воздушных гимнастов, который через год-полтора будет представлен придирчивому оку судейской коллегии международного конкурса цирковых артистов в Италии.
…Войдя в студию, мы застали самый разгар репетиции. К счастью, постановщик трюков, он же руководитель билярской цирковой студии, Вячеслав Хамитов к журналистам относится с пониманием, а потому охотно согласился рассказать о ее деятельности.
Итак, небольшой зал со сценой, посреди него – батут, под потолком – сложная конструкция из стальных трубок, к которой ведут веревочные лесенки. Все как полагается, только потолок низковат. Неужели здесь можно сделать сальто, не задев побеленный “купол”?
– Высота небольшая, всего восемь метров, – соглашается Вячеслав. – Для воздушных акробатов – совсем немного. Это несколько тормозит подготовку номера, с большой высотой она бы шла быстрее. Но ведь никто не предполагал устраивать здесь цирковую студию. Скоро у нас спорткомплекс достроят, обещали там помещение. Думаю, оно поудобнее будет…
Пока мы общаемся с мастером, участники готовящегося номера Лена и Саша отрабатывают какую-то поддержку “на земле”.
– Рановато пока о них рассказывать, – говорит Вячеслав, видя, как наш фотокорреспондент увлеченно щелкает камерой, снимая моменты разминки. – Подождите годик-другой, вот потом будет на что посмотреть…
Но, похоже, это просто тренерский прием – чтобы не сглазить и чтобы раньше времени “звездную болезнь” ребята не подхватили. На самом деле тоненькая, гибкая, как лозинка, Лена и высокий, атлетически сложенный Саша – удивительно красивая, гармоничная для арены пара, и работают ребята очень слаженно.
– И Саша, и Лена занимаются второй год, – рассказывает мастер. – Но девушка прошла неплохую школу в нашей “Забаве” – известном в Татарстане и за его пределами ансамбле. У нас ведь необычная для хореографии подготовка: занятия ведутся, например, и на батуте, и у балетного станка. Малышня обычно занимается три раза в неделю, ребятам постарше требуются более упорные и серьезные занятия. Вот эти, – Вячеслав кивает на будущий звездный дуэт, – готовы тренироваться дни напролет.
– Почему вы выбрали именно эту пару – они более подготовлены или природные данные у ребят особенные?
– Я вас умоляю, какая особая подготовка может быть в сельской школе? Да, Саша занимался в секции спортивной гимнастики. Азы получил, конечно, но этого мало. Главное – у них с Леной потрясающее трудолюбие. В цирке ведь успех можно поделить на две очень неравные части: пять процентов – природного таланта и девяносто пять – труда.
– Выходит, семейные номера потому и ценятся в цирке, что родители с детства приучают детей работать?
– Работа работой, но цирк – не родовое поместье, и передать номер по наследству удается далеко не всегда. Хоть и говорят про детей цирковых артистов – “в опилках родился”, в добровольно-принудительном порядке стать циркачом невозможно. Кое-кто из известных актеров этого понимать не хочет.
Кстати, раз уж заговорили о проблемах, не могу не сказать еще об одной. Сегодня у артистов в ходу “чемоданные” номера – когда весь реквизит можно за полчаса сложить в чемодан и перевезти на новое место. Чтоб вечером в ресторане выступить, а утром – в цирке. Бывает ведь, артист только что номер отработал, а в антракте, глянь, – уже продает шарики или конфеты… В результате получается не особая каста – артисты цирка, а предприниматели какие-то. Обидно, честно говоря.
А с ребятами мы готовим номер, который я когда-то исполнял с женой, мы за него даже Гран-при на международном конкурсе получили. Там особая техника нужна, оборудование. Уверен, что у ребят тоже все получится. Саша, по сути, уже готов, Лене потребуется еще год-полтора: у нее более сложные пируэты.
– А можно посмотреть хотя бы фрагменты номера или это пока секрет?
– Можно, почему нельзя…
Вячеслав дает знак ребятам: хватит, мол, разминаться, пора работать. Первым, легко взобравшись по веревочной лесенке, занимает свое место Саша. По-цирковому его “профессия” именуется “ловитор” – от слова “ловить”, наверное. Задача Саши – прочно удерживаться ногами на лопинге – той самой сложной конструкции под потолком – и вовремя подхватывать партнершу. Лена, на ходу пристегивая страховочный трос – лонжу, взбирается вслед за ним.
Вячеслав надевает перчатки – без них держать трос невозможно: мало того что кожу с ладоней сдерет, так еще от боли рефлекторно можно его отпустить, ослабив хватку. Чем это грозит, объяснять не надо.
– Готовы? Ап! – командует Вячеслав.
Гимнастка, чуть присев, отталкивается от перекладины и, сделав сальто, “приходит” точно в руки ловитора. Увы, мастер недоволен.
– Здесь пополам сложиться нужно, а ты как квашня! – кричит он Лене.
– А ты чего ждешь? Когда я твою партнершу вверх дерну, не дожидаясь пока ты ее на пол уронишь? – это уже Саше досталось.
По-моему, ребята несколько тушуются под вспышками фотокамеры. А строгий тренер такой скромности своих подопечных только удивляется: “Чего стесняться-то? Это ваша работа – перед публикой все свое умение демонстрировать. Я в ваше время таким показушником был…”
“Я в ваше время…”
В далеком 1968 году в спортшколу, где занимался Слава Хамитов, пришел хорошо одетый человек спортивного вида. “Говорят, это из цирка, – перешептывались спортсмены. – Он мальчишку себе в номер подбирает…”. Конечно, тринадцатилетний Славка и не догадывался, что в образе того человека пришла к нему Судьба. Именно ему – кандидату в мастера спорта по спортивной гимнастике руководитель номера “Полет” Николай Рытов (цирковое имя – Ричард Рытов) предложит попробоваться в качестве гимнаста.
Способный мальчишка всем понравился, уже с первых репетиций стало понятно: выйдет из него цирковой. Вот только на репетиции Славка бегал тайком от родителей. И лишь когда нужно было уезжать на гастроли, решился признаться. Для мамы это стало настоящим ударом: “Балаганщиков в нашем роду еще не было!” Отец тоже был не в восторге. Но, увидев упрямо насупленные брови сына и зная настырный его характер, дал согласие.
Так началась цирковая карьера Хамитова. В “Полете” Вячеслав проработал до армии. Служить довелось в Харькове, в спецвойсках, от искусства далеких. Но тренироваться продолжал – благо занятия спортом здесь всегда поощрялись. По окончании службы вернулся в цирк.
– Отслужил, вернулся – а тут другая проблема, – вспоминает Вячеслав. – Я повзрослел, потяжелел и в полеты уже не годился – какой же ловитор удержит семьдесят с лишним килограммов? Пришлось осваивать другое ремесло – ушел в номер “Полет без сетки” Анатолия Вязова, уже в качестве ловитора. Тогда мы использовали при работе амортизаторы, некое подобие лонжи, скрученной из пучка особой резины. Очень любопытный эффект получается: допустим, падает артист с шестнадцатиметровой высоты, уже неминуемо должен разбиться – и вдруг снова взмывает в воздух. Кстати, рассчитывают длину амортизатора и, вообще, все трюки обычно сами артисты.
А вообще, за двадцать восемь лет работы в цирке я был и воздушным гимнастом, и жокеем на лошадях, и акробатом, и еще бог знает кем…
– Наверное, вам довелось пообщаться со многими цирковыми звездами?
– Самый лучший человек, встретившийся мне за всю мою жизнь, – это Юра Никулин, – уверенно говорит Вячеслав. – Только сразу отмечу: “Юра” – это не от неуважения к мэтру цирка, мегазвезде, ведь мало кто пользовался такой всеобщей любовью и уважением, как он. Просто у цирковых артистов отчеств не бывает ни до, ни после пенсии, разве что для известнейших иллюзионистов иногда делают исключения. Юрой Никулин был и останется для нас навсегда. Он – Человек с большой буквы. К нему мог обратиться как самый известный актер, так и вахтерша – в полной уверенности, что просьба не останется без внимания.
– Обычно, рассказывая о Никулине, вспоминают какие-то байки, смешные истории, с ним связанные. У вас есть своя, “фирменная” история?
– Их много было… Да вот, к примеру. Я тогда с гастролей из Воронежа приехал, зашел к Никулину. Юра увидел меня, обрадовался, к себе пригласил. Посидели какое-то время, он говорит: “Слава, у меня мама больна, лимонов купить надо. Не сходишь?” Чего ж не сходить? Я знаю, что не от барства Никулин посыльных на рынок отправляет, а из скромности. Ему же только стоило появиться на любом базаре, как все продавцы наперебой начинали совать свои товары – бесплатно, конечно, угощать. А после оглушающего успеха “Кавказской пленницы” не взять у восточного продавца сетку яблок или апельсинов – значило обидеть его насмерть. А брать тоже вроде неудобно… Вот и искал Юра всегда, кто б за него сходил. А я по неосмотрительности продавцу брякнул: получше, мол, выбирай лимоны, для Никулина беру. В результате ушел с полной авоськой, и денег с меня никто не взял. Юра как увидел такую “добычу”… Парочку лимонов покрупнее выбрал, а потом говорит: “Остальные будешь есть при мне! Зачем брал?” Он потом из этих лимонов целое шоу устроил: с шутками-прибаутками ходил раздавал плоды уборщицам, униформистам, вахтерам, даже на улицу не поленился выйти – прохожих угощал.
А вот от работы с Олегом Поповым, известным советским клоуном, впечатление совсем иное осталось. По идее, ведь как в цирке положено? Коверный заполняет паузы между основными номерами, пока устанавливается аппаратура, готовится манеж. Так вот, с Поповым все было наоборот: другие артисты закрывали промежутки между выступлениями Попова. Но жаловаться на такую “манию величия” я бы не стал: именно благодаря славе Олега Попова в цирке были аншлаги. И, соответственно, у всего коллектива повышались заработки…
Предпочитаю не умереть собакой на сене
Это случилось в сентябре 1996 года, за месяц до отъезда Вячеслава на трехлетние гастроли в США. Чета Хамитовых репетировала в Казанском цирке сложный номер “Эквилибр в воздухе”, отдельные элементы которого не делал еще никто в мире. Так, например, на высоченной мачте крепили шар, на котором гимнаст делал стойку на руках.
– Тот день и начался неудачно, и, вообще, все будто бы подсказывало: отложи генеральный прогон, – вспоминает Вячеслав. – Сначала никак не могли начать – униформисты манеж готовили, задержались с уборкой. Потом я чуть ногу подвернул, лонжу пристегнуть забыл – жена напомнила. Цирковые, вообще-то, народ суеверный, а в меня в тот день как черт вселился – ерунда, говорю, все равно сделаю как надо. Однако не все только от себя зависит: ассистент не удержал лонжу, и я с пятнадцатиметровой высоты рухнул на манеж. Пока летел, успел повернуться так, чтоб на спину не упасть. В общем, “воткнулся” ногами в манежные опилки. Встать не смог: дополз до барьера, около него ведро с водой стояло – уборщица оставила. Я ноги в воду опустил, а они точь-в-точь ласты – расплющенные, все стопы раздробило, и сидел так до приезда “скорой”. Врач вошла, спрашивает: “Кто упал? Вы? Ну, пойдемте, машина у входа в цирк”. “Нет, – говорю, – так далеко я не доползу…”
Уже в больнице у Вячеслава диагностировали переломы обоих голеностопов, шести ребер и компрессионный – позвоночника да плюс раздробленные ступни. Это была у него уже третья серьезная травма, и вердикт врачей был суровым: с цирком придется расстаться…
Полгода пришлось провести в больнице, так что времени на размышления было предостаточно. Хамитовы решили закончить с выступлениями. Почему-то не колебались в выборе места жительства: раз в Казани все произошло, здесь и жить останемся.
– Я ж по бабушке татарин, а жена моя – татарка по деду. 23 марта 1997 года – надо же, точную дату запомнил, – Хамитов сам удивляется, – мы в газете нашли объявление о продаже дома в Билярске. И купили. Понятно, ни о какой цирковой школе и не помышляли, решили заняться разведением помидоров. Вроде пошло неплохо. Скучно, правда… А потом присмотрелись – столько детей без дела по улицам слоняется. Ну и предложили местному руководству несколько кружков открыть. Жена – она у меня кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике – взяла хореографический, я – цирковой и у-шу. Откликнулись на наше предложение с пониманием: и помещение выделили, и батут купили. И по сей день помогают нам и местная администрация, и районная.
Потом мне предложили сделать эстрадно-цирковую группу. Сложно, зато оригинально. Три года работы – и на республиканском небосклоне появился ансамбль “Забава”. Ребята работали с увлечением, потому и результат неплохой. А я со своей стороны все выполнил, что им обещал. Море они видели – мы в Крыму выступали, в Москве были, на лучших площадках Казани выступали – и в “Пирамиде”, и на стадионе.
– А на Сашу и Лену вы и вправду возлагаете большие надежды?
– Безусловно. О Лене Чегуровой и Саше Мальцеве вы еще обязательно услышите. Очень перспективные ребята. Лена – студентка университета культуры, декан лично разрешил ей свободное посещение занятий, чтобы было время на репетиции. Саша оканчивает одиннадцатый класс. В этом, кстати, единственная проблема: через год он может уйти в армию и за два года подрастерять навыки. Как будем решать вопрос с отсрочкой, ума не приложу.
А на днях Лена могла уже уехать в Италию – ее приглашали в шоу, и дуэт распался бы. Но она отказалась, будем делать свой номер и поедем на конкурс все вместе.
– Ну, ребятам карьера светит, возможность мир повидать, вот они и стараются. А вам-то от их успехов какая выгода?
– А у меня выбор небогатый: либо в могилу с собой унести все наработанное, весь опыт и знания, либо отдать другим. Я не хочу быть собакой на сене.