Одно время среди российской молодежи был особенно популярен французский сериал “Элен и ребята”. Добрая половина школьников и студентов с интересом наблюдала за жизнью заграничных сверстников в университетском общежитии. Опрятная комната, исправный душ, хорошая мебель и даже телефон – все это представлялось настолько привлекательным, что многие наши абитуриенты просто мечтали о веселой студенческой общаге.
В российской реальности все, увы, не так радужно. Классическое студенческое общежитие – это, как правило, обшарпанные стены, осыпающаяся побелка и железные “солдатские” кровати, издающие при малейшем движении такой жалобный скрип, будто они вымаливают “удочку” у профессора на экзамене.
Куда идти студенту?
Но посмотрим на ситуацию шире. Решить проблему с жильем для поступившего в вуз в незнакомом городе – задача не из легких. Благо если у него есть сердобольные родственники, которые примут временно к себе. Или проворные родители успеют к началу учебного года найти съемную комнату для своего чада. В большинстве случаев решать этот острейший вопрос студенту приходится самостоятельно.
Катя М. приехала в Казань из Елабуги, поступила на платной основе в один из государственных университетов. В городе у девочки не было ни родственников, ни знакомых, поэтому она сразу же отправилась с вещами в общежитие. На тот момент все документы на заселение у нее были готовы. Однако в общежитии огорошили: придется подождать, пока не заселятся все “бюджетники”, а уже потом черед дойдет и до нее, если, конечно, места свободные останутся. Своей очереди Катя дождалась только через две недели, и еще неделю потратила на то, чтобы попасть в комнату. При заселении ключи студентке так и не дали, мол, все забрали три девочки, живущие в комнате. Соседок Катя отыскала с трудом, первый месяц в общежитии они появлялись редко. Все это время, пока продолжалась беготня с заселением, девушка ночевала где придется и жила, что называется, на чемоданах. Каково же было ее удивление, когда, заселившись-таки, она обнаружила в общежитии несколько свободных мест, а по соседству – людей, которые не имели ничего общего с университетом. Это в то время, когда одни первокурсники тщетно пытались устроиться в общежитие, а другие ютились вчетвером в крохотных комнатах, называемых трехместками. Более того, оказалось, что она должна была платить за жилье в десять раз больше, чем студенты-бюджетники.
Согласно правилам внутреннего распорядка “лица, не имеющие трудовых отношений с университетом”, получают право на проживание в общежитиях студгородка при наличии свободных мест. Однако последнее условие соблюдается отнюдь не всегда. В этом году в рамках подготовки к празднованию тысячелетия Казани сотрудники УВД и паспортно-визовой службы провели рейд по вузовским общежитиям. И обнаружили, что, к примеру, только в одном из общежитий большинство комнат третьего этажа занимали граждане Турции, которые проживали здесь с нарушением правил регистрации. На коменданта составили административный протокол. Более того, трое граждан Турции и вовсе не имели паспортов, вследствие чего и были доставлены в милицию.
По правде говоря, “нелегальные” жильцы занимают комнаты в студенческих общежитиях довольно часто. Их заселением занимается непосредственно комендант или заведующий общежитием, естественно, за определенную сумму, которую дают “на лапу”. Другой вопрос, как они ухитряются проворачивать подобные дела под носом у начальства? Ведь самые грубые нарушения в ходе рейда были выявлены в общежитии, где располагались бухгалтерия, паспортный стол и кабинет заместителя проректора университета по экономике и хозяйственной деятельности.
Строгость – сестра порядка?
Другая проблема студенческих общежитий – антисанитария. Вообще, слово “общага” давно уже ассоциируется прежде всего с грязью и мусором. И в порядке вещей сваливать вину за это на студентов, мол, к порядку не приучены, убирать за собой ленятся… Спорить не будем, есть среди студентов и такие. Но это лишь часть истины. Студенты ежемесячно вносят плату за свое проживание, в том числе оплачивают и труд уборщицы. Насколько добросовестно она выполняет свои обязанности? Тут все зависит от человека, от его добросовестности. Зато с уверенностью можно сказать, что проверяют ее работу очень редко.
По санитарным нормам уборку необходимо проводить раз в день. При этом туалеты и кухни должны мыть два разных человека. На практике же эти требования соблюдаются далеко не всегда.
В некоторых общежитиях за этим официально следят сами студенты. Проректор по учебно-методической работе Казанского государственного технологического университета им. Кирова Людмила Абуталипова сторонник именно такого способа решения проблемы.
– Все организационные вопросы у нас решает студсовет, – рассказывает она. – Ребята сами составляют график дежурств на этажах и проводят аттестацию помещений. У злостных нарушителей могут возникнуть трудности с заселением на следующий учебный год. В общежитии поддерживается строгий пропускной режим и контролируется выполнение определенных правил внутреннего распорядка.
Однако заметим: если некоторые из них, например дежурство, идут на пользу, то о целесообразности других можно и поспорить. К последним относится, например, требование приходить в общежитие не позднее полуночи. Иначе не впустят. И никого не интересует, почему ты опоздал – ровно в двенадцать дверь закрывается, а те, кто не успел прийти по каким-либо причинам, имеют все шансы заночевать на улице. Во многих вузах считают строгость и жесткую регламентированность жизни студентов единственным способом поддержания порядка в общежитиях, от чего они больше становятся похожими на колонию строгого режима.
Как вылечить больной зуб?
Больным остается вопрос о необходимости капитального ремонта в большинстве студенческих общежитий. Ведь многие были построены более полувека назад. Но у руководителей иных вузов отношение к этому равнодушное: мол, студенты и до этого в экстремальных условиях жили и сейчас проживут. На то они и студенты.
Но не будем забывать: студент тоже человек. И он пришел в вуз учиться наукам, а не борьбе за свое выживание.
Знаю ситуацию, когда несколько лет обитатели одного из общежитий постоянно страдали от засоров в туалетах и на кухне. “Плавали” с удручающей регулярностью. Не помогали и появления сантехника. Единственным способом хоть как-то пробраться на кухню была обувь на высокой платформе. Больше всех, конечно же, страдали те студенты, чьи комнаты находились в непосредственной близости от туалетов и кухонь. Представьте бытие человека, который живет, что называется, в болоте со специфическим запахом. От постоянной сырости, да и ветхости здания стала осыпаться побелка на потолке. Дошло до того, что студенты просыпались по утрам, словно обсыпанные мукой, с ошметками побелки на подушке.
Потом деньги на ремонт все-таки выделили. Но только… на косметический. По-прежнему студенты живут с протянутой рукой: у кого-то дверь покосилась и не закрывается, у кого-то батарея протекает, стулья разваливаются, стол шатается, лампочка перегорела…
Сложившаяся ситуация напоминает больной зуб. Залечить его у вузов денег не хватает, а “вырвать”, отдать добровольно на попечение государства – невыгодно, все-таки общежитие деньги приносит благодаря студентам-контрактникам и “лицам, не имеющим трудовых отношений с вузом”. Так и продолжает ныть этот горемычный зуб, отбеленный, может быть, и снаружи, но совершенно больной внутри.