Не стоит город без генплана

На протяжении последних полутора десятков лет в Набережных Челнах на самых разных уровнях – городской администрацией, депутатским корпусом, среди архитекторов и строителей, а также не столь уж узкой прослойкой населения, называемой общественностью, – периодически поднимался вопрос о необходимости разработки и принятия нового генерального плана города.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

На протяжении последних полутора десятков лет в Набережных Челнах на самых разных уровнях – городской администрацией, депутатским корпусом, среди архитекторов и строителей, а также не столь уж узкой прослойкой населения, называемой общественностью, – периодически поднимался вопрос о необходимости разработки и принятия нового генерального плана города. Сначала речь шла лишь о редакции существующего генплана, утвержденного еще в 1973 году, по которому автоград, собственно, и застраивался. Но потом все решительнее стали раздаваться голоса о том, что нужно радикально пересмотреть концепцию развития города, замышлявшегося как витрина “развитого социализма”.


И то верно. Другим стал общественно-политический уклад жизни. Даже профессиональная лексика в отрасли и та претерпела изменения. Привычного заказчика жилого дома, объекта социально-культурного назначения вытеснил загадочный инвестор. И это не механическая смена названия по принципу: “Слово иностранного происхождения красивее звучит”! Термины разнятся по смыслу. Первое олицетворяло собой плановую систему, второе – неотъемлемая принадлежность рыночной экономики.


Дискуссии вспыхивали и затухали. По объективным, можно сказать, причинам. Прежний главный застройщик – КамАЗ переживал экономический кризис. Соответственно и инвестиционный климат в городе находился на точке замерзания. Что понижало актуальность скорейшего принятия нового генплана – зачем спешить, если строительного бума в ближайшей перспективе не предвиделось? Но в последние два года ситуация начала выправляться. На финишную прямую вышла и разработка генерального плана автограда. Проходит она в обстановке гласности и открытости. Правда, недостаточной, считает Марат Шакирович Бибишев – профессор КамПИ, член Союза архитекторов РФ, бывший в 1988-91 годах членом Государственного архитектурного и градостроительного совета СССР. Заглянув в редакцию газеты, знатный строитель, организационные и архитектурные новации которого при возведении Набережных Челнов определили нынешний облик города, посетовал на то, что мнения строителей-практиков подчас игнорируются. Отчего концепция генерального плана до сих пор остается достаточно сырой.


– На состоявшемся пару месяцев назад совещании в управлении градостроительной политики, развития территорий и инвестиций администрации города, – сообщил он, – специалисты института “Татинвестгражданпроект” пообещали в конце года представить генплан на утверждение заказчика. Но по-прежнему не устранен ряд существенных замечаний, высказываемых общественностью. Во-первых, не предусматривается альтернативное водоснабжение города. То, что Кама под боком, – это замечательно, однако техногенная катастрофа в Китае на притоке Амура показала: всегда должен быть под рукой запасной вариант обеспечения водой, чтобы не оказаться в нынешнем незавидном положении жителей Хабаровска и других городов Дальнего Востока. А Пермский промышленный узел, расположенный в верховьях Камы, тоже способен на неприятные сюрпризы. В чем мы могли уже неоднократно убедиться.


– Но в Челнах было пробурено около двадцати артезианских скважин, качественную воду, к сожалению, обнаружить не удалось.


– Значит, надо искать выход из положения, откуда провести водовод. В республике есть разведанные подземные запасы воды. Речь не идет о том, чтобы решить проблему уже в будущем году, ведь генплан принимается не на одно десятилетие вперед. Это дерево целей на перспективу, и каждая из его “веточек” должна быть четко прописана. В ряде случаев изменения диктует экономика. Известно, что в советскую эпоху считать деньги было немодно. Вся коммунальная техника базировалась в одном месте – промкомзоне. Теперь же стало накладно гонять снегоуборочные, поливальные и другие машины по городу из конца в конец. И эксплуатационники просят предусмотреть для них возможность размещать свое хозяйство внутри жилых микрорайонов, которые они обслуживают. Почему бы не сделать шаг им навстречу?


Нельзя пройти и мимо повышенного уровня грунтовых вод в городе, как одного из следствий засыпки имевшихся на его территории оврагов – естественных дренажных систем. Параллельно первой дороге (участок автотрассы “Казань – Уфа”) тянулся Сухой лог, который весной превращался в резервуар для паводковых вод. А сейчас им деваться некуда, и они подтапливают Орловку и соседние с ней комплексы. Опять же не собираюсь сходу предлагать оптимальный вариант инженерной защиты от грунтовых вод. Скажу лишь: в их коварстве я мог убедиться еще будучи студентом без малого полвека назад, когда во время институтской практики участвовал в обследовании фундаментов старинных построек в Казани в районе Булака. Но наши предки все же поступили мудрее, они не стали выравнивать складки рельефа в исторической части города.


– Получается, новый генплан призван исправить ошибки в проектировании автограда, допущенные в начальный период строительства КамАЗа?


– Не только. Авторский коллектив под руководством академика архитектуры Бориса Рубаненко справился с поставленной перед ним задачей на “отлично”, воплотив в своей работе самые современные по тем временам архитектурные и технические решения. В последние 10-12 лет от них стали отступать. Хотя масштабного строительства в городе и не велось, разнокалиберные торговые точки разместили в самых неподходящих местах. Огромные территории заняты под автостоянки. Не выполняется двухгодичной давности постановление главы администрации города о том, что возведение новых объектов обязательно должно сопровождаться строительством подземных парковок. Понятно, это дорогое удовольствие, и стать совладельцами современных паркингов многим новоселам жилых домов не по карману. Но супермаркеты, получающие достаточную прибыль, могли бы раскошелиться. Не закатывать по периметру торгового комплекса землю в асфальт, а отводить ее под газоны и цветники. В качестве положительного примера стоит упомянуть опыт Казани, где на месте снесенных ветхих зданий в самом центре города разбит прекрасный парк. В Челнах же из-за “уплотнения” жилой застройки площадь зеленых насаждений неуклонно сокращается.


Многие объекты сооружаются без оформления разрешения на строительство, в то время как законопослушные застройщики на получение комплекта необходимых документов тратят месяцы, а то и годы. Немало земельных участков распродано вопреки существующему генплану и законам архитектуры.


– А что это такое – законы архитектуры?


– К Гражданскому кодексу они, конечно, не имеют отношения, в их основе – чувство меры и гармонии. Конкретный пример – проспект Набережночелнинский, развилка у бассейна “Дельфин”. На этом оживленном пересечении улиц глаза сами ищут здание праздничной архитектуры, но натыкаются на АЗС, которую без всякого ущерба для автолюбителей можно было бы объединить с автомойкой, расположенной неподалеку.


Строительство автозаправок в черте города уже несколько лет как запрещено в связи с их достаточным количеством. И тем не менее оно продолжается. Печально, когда в ущерб архитектуре и без учета градостроительных потребностей во главу угла ставятся интересы инвесторов.


– С другой стороны, Марат Шакирович, слишком разборчивая невеста рискует остаться в старых девах. Не грозит ли нечто подобное и городу, если пытаться командовать инвесторами из добрых, естественно, побуждений?


– Если строгое соблюдение правил отвода земли отпугнет некоторых инвесторов, это даже хорошо. Ну зачем, скажите, на отрезке проспекта Мира протяженностью менее одного километра сразу четыре огромных торгово-развлекательных комплекса? Я отнюдь не против строительства объектов такого рода, но они должны быть рассредоточены по всей территории города. Например, в Вене супермаркеты вообще вынесены на окраины, куда покупателей из исторического центра доставляют бесплатно автобусами.


В концепции нового генерального плана следует отразить меняющиеся подходы к организации системы здравоохранения, которая должна быть приближена к жителям. Ничего там не сказано и о необходимости отказаться от разделения города на спальные районы и промышленную зону – краеугольном камне старого генплана. Если раньше город строился как придаток гигантского КамАЗа с сонмом работающих и соответствующей транспортной сетью, то в будущем на автозаводе персонал вряд ли превысит нынешнюю его численность в 46-48 тысяч человек. Видимо, в городе необходимо создавать малые и средние предприятия легкой и других экологически чистых отраслей промышленности, вписав их в структуру жилых районов или по соседству с ними. Я, допустим, не согласен с идеей полного переноса заводов ячеистого бетона и силикатного кирпича на базу стройиндустрии. Туда следует передислоцировать лишь дробильное хозяйство и обжиговую установку, как экологически небезопасные.


Серьезная проблема, затрудняющая разработку нового генерального плана, – хаос, порождаемый спонтанной застройкой города. Настала пора взять на учет все объекты, воздвигнутые и реконструированные за предыдущий десяток лет вопреки существующему генплану, и провести их тщательную не только техническую, но и юридическую экспертизу: на какой срок заключен договор об аренде земли, законно ли? И нарушения учесть при составлении нынешней концепции генплана.


– А как это сделать на практике? Например, к проспекту Вахитова у магазина “Океан” примыкал симпатичный сквер, от которого сейчас мало что осталось… Можно ли оспорить в суде решение ответственных руководителей считать сквер пустошью? Строений там действительно не было. А согласно либеральной экономической доктрине свободные участки земли без хозяина оставаться не должны. Правда, подбор пород деревьев в сквере отличался продуманностью: серебристые пирамидальные тополя, липы, каштаны. Ну и что с того? Судебная тяжба перспектив не имеет. Да и кому выступать истцом?


– Четкого определения, какой участок является свободным, действительно не существует. Поэтому столь важно для гармоничного развития города иметь генплан, параметры которого были бы, как минимум, не ниже утвержденных 30 лет назад. Применительно к заданному вами вопросу зеленые насаждения должны занимать пятую часть площади жилых кварталов. И ни процентом меньше. В этом случае генплан будет защищать от топора и каждое отдельно взятое дерево. Конечно, если служба Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН) перестанет забывать о своих обязанностях, чем она сегодня нередко грешит.


Положение усугубляет кадровая чехарда в структурах местной власти. За последнее десятилетие в Челнах сменились четыре главных архитектора и столько же заместителей главы города по строительству – руководителей разной степени принципиальности и уровня профессионализма. При этом постоянно принижается роль главного архитектора. Не так давно произошедшее разделение подчинявшегося ему территориального управления Минстройархжилкомхоза РТ на две самостоятельные службы и образование в городе сразу трех градостроительных советов, на мой взгляд, также следует отнести к нарушениям федерального закона о главном архитекторе.


– Есть ли еще серьезные упущения у авторов нового генплана?


– В нем не учтена перспектива, связанная с ожидаемым подъемом уровня Нижнекамского водохранилища на отметку 68 метров. Если по левому берегу Мелекески предусмотрено сооружение ливневой канализации для отвода дождевых потоков и талых вод от залива, то по правому берегу речки нет, поскольку Красные Челны были снесены. Но сегодня территория села, в том числе и подпадающая под затопление, вновь застроена коттеджами. И надо решать, как с ними быть.


Более года назад городская администрация выдала институту “Татинвестгражданпроект” дополнительное задание на включение в генплан города проекта инженерных сооружений, способных нейтрализовать негативное воздействие водохранилища на береговую зону. Но договор не был оформлен юридически. И дело с мертвой точки не сдвинулось.


Остается неясной ситуация с развитием города вширь. Решение вопроса об отчуждении прилегающих к нему территорий Тукаевского района затянулось. В значительной мере они уже заняты и застроены. Одновременно хочется заметить: ничего нового, оригинального с учетом современных тенденций градостроительства из уст авторов генплана пока не прозвучало.


– А каковы эти тенденции?


– Крупный город развивается в окружении малых городов-сателлитов. Недавно довелось побывать в Израиле. Когда летишь в самолете, незабываемое зрелище являет собой Тель-Авив с пригородами, Большой Тель-Авив, как его называют.


– Вокруг Челнов тоже появилось “ожерелье” из коттеджных поселков…


– И такие стихийные, по сути, устремления граждан надо вовремя отслеживать и вводить в правовое русло. Разработка генерального плана – совместный продукт городской администрации и проектировщика. Стороны несут обоюдную ответственность за качество генплана, но у заказчика она все-таки выше.


Реформа местного самоуправления подоспела очень кстати. Муниципальные образования наделяются большими полномочиями и соразмерной с ними ответственностью за судьбу подведомственных территорий. И новой ветви власти не обойтись без детального анализа различных стратегий их развития на ближайшие 25 лет с учетом изменяющихся социально-бытовых, экономических условий жизни. Переиначив известную поговорку “Не стоит село без праведника”, можно утверждать: “Не стоит город без генплана”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще