Кто ответит за наше образование
Ликвидировать очереди в детские сады, завершить программу “Ноутбук – учителю” и обеспечить ее техническую поддержку, привлечь к решению школьных проблем ведущие вузы республики – таковы основные задачи, которые стоят перед системой образования Татарстана. Об этом и многом другом шла речь вчера в Нурлате, где прошло заседание Кабинета Министров на базе выездной коллегии Министерства образования и науки. В заседании принял участие Президент Татарстана Рустам Минниханов.
“Беспрецедентно” – это слово, пожалуй, чаще других употреблял в своем выступлении министр образования и науки Альберт Гильмутдинов, подводя итоги работы своего ведомства за прошлый год и определяя задачи на будущее. Беспрецедентна по своим масштабам программа “Ноутбук – учителю”, в рамках которой мини-компьютер получит каждый педагог республики. Беспрецедентна принятая в прошлом году республиканская программа “Бэлэкэч”, в ходе которой в республике обещают полностью ликвидировать очередность в детские сады (в этом году в Татарстане должен появиться 51 новый детский сад, общая вместимость – 11 тысяч человек, таких масштабов “малышовое” строительство до сих пор не знало). Уникален проект, который пока нигде, кроме Татарстана, не реализуют – дистанционное обучение детей в удаленных сельских школах. Еще одно наше ноу-хау – регулярный мониторинг в формате ЕГЭ учителей и учащихся 4-х, 6-х, 8-х и 9-х классов.
В общем, много в чем татарстанское образование впереди России всей. Но беспрецедентные начинания, как выяснилось, высвечивают и серьезные проблемы. Так, для работы в новых детских садах не хватает как минимум тысячи педагогов – значит, их надо готовить. Не все учителя оказались готовы к серьезной работе с компьютером, к тому же умную технику-то в школы раздали, а техническую поддержку проекта не обеспечили, и любой сбой в работе чудо-машин становится для педагогов серьезной головной болью. Да и с малокомплектными сельскими школами до сих пор не очень понятно, что делать. Их наличие сильно бьет по рейтингу татарстанского образования среди других российских регионов (75-е место из 83), так как все показатели эффективности работы в таких школах ощутимо ниже, чем в городских. А вот в Тюменской области, отметил министр, закрыли 90 процентов сельских школ, и теперь регион в образовательных рейтингах – первый по стране.
– Тюмень может хоть все сельские школы закрыть, у них нет перспективы развития как агропромышленного региона, – возразила на это министру ректор Набережночелнинского государственного педагогического института Файруза Мустафина, вызвав аплодисменты в зале. – А мы – сельскохозяйственная республика, и нам нужно исходить из этого.
И все же, несмотря на озвученные проблемы, общий тон выступлений как министра, так и следующих за ним ораторов, был скорее бравурный. Что в конце концов задело Рустама Минниханова.
– Мы здесь собрались не для того, чтобы хвалиться, – попенял он выступающим. – Реформа нашего образования только начата, и у нас много проблем. Мы тратим на образование очень большие деньги и хотим, чтобы они эффективно работали.
Особые претензии Президент предъявил руководителям вузов – замкнулись, мол, в своей жизни, а надо идти поднимать школу. Особенно это касается Казанского федерального университета, в составе которого теперь будет работать педагогический университет. Но и остальные учреждения высшей школы не должны забывать: если у детей не будет хорошего базового образования, то у вузов не будет хороших студентов. Кстати, и с потенциальными хорошими студентами не все у нас гладко: пока почти 80 процентов татарстанцев – победителей и призеров российских олимпиад – уезжают учиться в другие регионы. Это, полагает глава республики, опять же большая недоработка наших вузов.
Что касается школьных проблем, то в эти вопросы, отметил Рустам Минниханов, необходимо вникать первым лицам. Президент дал поручение сидящему рядом с ним в президиуме Премьер-министру Ильдару Халикову: за каждым районом нужно закрепить ведущих должностных лиц республики, министров и иже с ними, дабы курировать образовательную систему. Самому же Ильдару Халикову Президент поручил написать электронные письма всем педагогам, уже получившим ноутбуки, с просьбой прислать свои предложения по усовершенствованию программы “Электронная школа”. А треть учителей республики, пока остающихся без ноутбуков, должны получить их до конца учебного года, чтобы летом была возможность научиться работать с новой техникой.
Кстати, перед началом заседания Президент смог лично убедиться в том, насколько эффективно могут работать ноутбуки в учебном процессе – вместе с другими участниками выездного заседания он посетил Нурлатскую среднюю школу № 9. Как нетрудно догадаться, в той школе, что показали главе республики, особых проблем в использовании компьютерных технологий нет – разве что скорость доступа в Интернет не всегда достаточно высока… Тем не менее и там Президент подчеркнул: педагогов надо учить пользоваться компьютерами. И пообещал: вслед за учителями ноутбуками планируют снабдить и школьников.
На заседании коллегии упомянул Президент и о программе “Бэлэкэч”, отметив, что начинание хорошее, но нужно непременно довести его до логического завершения, на деле, а не в планах ликвидировав очереди в детские сады.
Не обошел глава республики вниманием и малокомплектные школы, посоветовав решать проблему, учитывая особенности каждой конкретной территории, при этом обязательна обстоятельная разъяснительная работа с родителями.
– Мы, конечно, очень многое сделали, – подытожил дебаты на заседании Рустам Минниханов. – Пять лет назад и мечтать нельзя было о таких технологиях. Но нужно сделать в три раза больше. Образование было и остается для нас приоритетным направлением. А главам муниципальных образований хочу сказать: мы вашу работу будем оценивать по тому, как вы относитесь к школе.
В заседании также приняли участие Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, руководитель Аппарата Президента Юрий Камалтынов, руководители министерств, ведомств, муниципальных районов республики, ректоры татарстанских вузов, представители научной и педагогической общественности.