В субботу вечером в казанской пригородной электричке немноголюдно. Тишину нарушают лишь будничный голос из приемника, объявляющий станции, да изредка курсирующая по вагонам веселая продавщица мороженого с просьбами купить у нее сладкое угощение.
Но вот на станции Новое Аракчино в вагон врывается шумная компания подростков. Ребята явно навеселе. Демонстративно громко разговаривая, они занимают места неподалеку от меня. Двое, вынув перочинные ножики, начинают вырезать “узоры” на сиденьях. На замечания пассажиров внимания не обращают и выходят на следующей станции, оставив после себя шелуху от семечек да тоскливо обвисшую лохмотьями обивку сиденья…
Такие случаи в пригородном транспорте, увы, не редкость. Как сообщил начальник подразделения по делам несовершеннолетних Казанского линейного управления внутренних дел на транспорте Александр Квашнев, недавно задержана группа подростков, которые испортили 18 сидений в электричках. Молодые вандалы воруют также дверные ручки, железные полки с последующей сдачей их на металлолом. Кто-то даже додумался умыкнуть прямо с железнодорожного полотна медную обмотку, влияющую на безопасность движения поездов. Причем часто в этом деле ребятам “помогают” их взрослые друзья, подбивающие на правонарушения.
Нередки случаи, когда подростки кладут на рельсы кирпичи (“Интересно, поезд их проедет или нет?”) или соревнуются в меткости, запуская в проходящие поезда камнями.
– Особенно часто хулиганят несовершеннолетние, живущие неподалеку от железнодорожного полотна, – говорит Александр Владимирович. – Мало того, что они бьют стекла. Не думая о последствиях, подвергают опасности жизни пассажиров. Вот недавно в Ометьево закидали камнями поезд, следующий в Москву, пострадал мужчина, которому камень попал в висок. Компанию быстро задержали, но к уголовной ответственности привлекут только тех из них, кто достиг 16-летнего возраста.
По словам Александра Квашнева, ситуация с малолетними хулиганами на железной дороге особенно накаляется в дни школьных каникул, когда многие подростки просто не знают, к чему приложить руки. Транспортная милиция, конечно, борется с юными правонарушителями. Инспекторами проводятся профилактические рейды. Их цель – предупреждение также фактов детского травматизма на железной дороге.
– Очень часто ребята играют прямо на путях, порой не подозревая, какому риску подвергают свои жизни, – продолжает Александр Квашнев. – К примеру, недавно трехлетний мальчик, живущий неподалеку от железной дороги, оставшись без контроля взрослых, вышел к рельсам, и его отбросило мощным вихревым потоком проходящего поезда. В результате ребенок получил открытую черепно-мозговую травму.
И таких случаев немало. Несколько школ в Казани расположено вблизи перегонов, поэтому стоит ли удивляться, что подростки после занятий спешат не в библиотеку или спортивную секцию, а на железную дорогу поглазеть на проходящие поезда? Увы, альтернативы такому опасному времяпрепровождению ни школа, ни родители им зачастую не предоставляют…