В Елабуге всем городом проводили в армию новобранцев.
На праздничном вечере было все: с потолка на сцену сыпались юные десантники и устраивали рукопашный бой, милые девушки исполняли лиричные песни про “Я тебя буду ждать”, официальные лица говорили высокие слова о священном долге каждого настоящего мужчины. А главным событием праздника стало неожиданная для мамы встреча с сыном-солдатом, которого в тайне от нее привезли в город из части: эмоций на сцене и в зале было предостаточно, не меньше, чем в программе “Жди меня”.
Аллу Владимировну доставили в зал Дворца культуры прямо с работы якобы для того, чтобы напутствовать будущих солдат. Но материнское сердце почувствовало подвох: женщина настолько разволновалась, что еле могла говорить, но самое главное все же сказала. “Мой сын в армии ровно год. Мамы, первые полгода вы будете пить валерьянку, “служить” вместе с детьми, а потом они осваиваются, даже письма забывают писать! Мальчики, идите в армию, не робейте и обязательно пишите родителям, хоть по две строчки”, – повторяла она. А потом ничего говорить уже не могла: на сцену взбежал ее Сережа. Обнявшись, они ушли домой.
Такой сюрприз елабужский военкомат готовит уже во второй раз, чтобы придать Дню призывника большую значимость и привлечь к нему интерес. “Секретная операция” прошла успешно: парня доставили в город, переночевал он в военкомате, потом целый день томился в ожидании встречи с близкими, которая и стала наградой.
Сергей Воронин, как и семь его земляков, служит в 31-й Ульяновской отдельной бригаде ВДВ. Бригада в значительной части укомплектована молодыми людьми из Татарстана. С ней в 2001 году местные власти заключили договор, по которому елабужские парни, желающие стать десантниками, направляются в Ульяновск, а город берет над ними своеобразное шефство: навещают, привозят подарки, снимают видеоприветы для родных. С нового года десантная бригада будет полностью формироваться на контрактной основе. Как и многие татарстанские парни, отслужив здесь полгода, Сергей подписал контракт, получив 10 тысяч рублей подъемных, зарплату примерно в 6 тысяч рублей и возможность жить за пределами части наряду с обязанностью служить там, куда Родина пошлет, в том числе и в “горячих точках”.
Чтобы стать десантником, нужно отменное здоровье, а с каждым годом молодые люди все более хилые, сетует военком Елабуги Салих Валитов. По его подсчетам, из 10 человек призывного возраста абсолютно здоровых только трое, из них служить идет “полтора человека”, у остальных – отсрочки. Вместе с тем военком утверждает, что все больше желающих пройти службу и меньше уклонистов. Мне верилось в это с трудом, поскольку на пальцах одной руки могу пересчитать сверстников, прошедших армию. Это представление наряду с военкомом опровергает сидящая в зале рядом со мной женщина, которая через месяц проводит на службу сына. “Я спокойна, – говорит она, – он должен это пройти. Я считаю, что всех парней, как только им исполнится 18, нужно ловить и отправлять в армию”. Ее сын Глеб уже поступил учиться, но, чтобы попасть на службу со своими одногодками, взял академический отпуск. Ожидая уловить сожаление в голосе, интересуюсь его состоянием. Глеб смотрит на меня непонимающе и пожимает плечами: “Обычное у меня настроение”. Вот так, что у одних вызывает панический ужас, вполне нормально воспринимается другими.
Отъявленных уклонистов в Елабуге около 30. Ежегодно возбуждается несколько уголовных дел против них. Этой весной одного осудили на 1,5 года лишения свободы условно, второй клятвенно заверил, что пойдет служить осенью, и дело было закрыто.
Более 200 елабужан проходят сейчас службу в рядах российских Вооруженных Сил во всех родах войск и в самых разных регионах: от Мурманской области до Дальнего Востока. Нынешней осенью к ним добавятся еще 87 человек.
Марина СЕЛЬСКОВА, “РТ”