Мы и не заметили, как изменился пейзаж за окном автомобиля. Три часа езды от границы нашей республики – и придорожные липы с березками сменил карагач, а желтизна стерни татарстанских полей перетекла в полынно-серую оренбургскую степь.
Как не вспомнить Даля, который написал в одной из своих повестей: “Возьмите лист бумаги или лучше склейте несколько листов. А теперь возьмите карандаш и проведите от края до края слева направо прямую линию. Сверху напишите “небо”, снизу – “земля”. Вот и получится самый точный оренбургский пейзаж”….
В богатой истории Оренбургского края много разных страниц. Злым и негостеприимным казался он тем, кто попал сюда не по доброй воле. Достаточно вспомнить только Тараса Шевченко. А другой поэт, Аполлон Григорьев, хоть и приехал сюда по собственному желанию, так написал об Оренбурге: “Ничего не боялся я столько (между прочим), как жить в городе без истории, преданий и памятников. И вот я именно в таком городе. Кругом глушь да степь. Город – смесь скверной деревни с казармой”.
Но то же Оренбуржье послужило источником вдохновения для многих великих писателей. Живейший интерес к истории Пугачевского восстания привел осенью 1833 года в Оренбургский край Александра Сергеевича Пушкина. И наша литература обогатилась двумя замечательными произведениями – “Историей Пугачева” и “Капитанской дочкой”. Искренне любил эти места и писатель Сергей Аксаков, родившийся здесь. Можно еще долго перечислять имена тех, кто оставил тот или иной след в истории этого края.
Но сегодня нас привел в Оренбург другой интерес: эти края – историческая родина более ста шестидесяти тысяч татар, чьи родословные нередко уходят в древнейшие пласты истории.
Оренбуржье – колыбель татарской культуры. С него начался наш театр, здесь черпали вдохновение известные деятели нашей литературы.
Чем живут татары Оренбурга сегодня, что их волнует и радует? Об этом – очередной рассказ из традиционной рубрики “Татарский мир”.
Наследие великого племени
“Степь” – далеко не синоним слова “пустырь”. Испокон веков на этих землях кипела жизнь. Уже в первом тысячелетии до нашей эры на просторах Великой Степи жили племена древних тюрков – сарматов. Воинственный тюркский народ почитал солнце как свое главное божество, но и мечу он поклонялся с не меньшим рвением.
Со временем этот народ заселил обширную территорию от Тобола до Днепра и Северного Кавказа. Теснимые с востока гуннами и другими племенами сарматы в конце IV века двинулись на запад, дошли до Римской империи, Пиренеев и даже Северной Африки.
Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов в оренбуржских степях являются многочисленные курганы, достигающие порой семи метров в высоту. Достаточно сказать, что только по берегам реки Илек в среднем и нижнем ее течении выявлено более 150 курганных погребений, из которых 60 относятся к VI-IV векам до н. э.
Но не только безмолвные курганы – свидетели тысячелетней истории сарматов. Об их пребывании здесь говорят названия рек, озер, гор, урочищ. В современной топонимике Оренбургской области тюркские наименования составляют около 39 процентов от общего числа. Со временем тюркские названия приобрели свойственные для русского языка грамматические характеристики, они подводились под существующие в русском языке типы склонений имен существительных.
Так что мы не удивлялись, проезжая через Абдуллино, Кармалку, Мустафино, Каргали, Сакмару…
И вот мы в “трижды зачатой”…
Тот же Даль устами своего героя, “одного из чудо-богатырей Суворова”, некоего капитана Ивана Комлева воскликнул: “Здравствуй, трижды зачатая, единожды рожденная твердыня, русский город; век стоять тебе покровом и оплотом и ширить могучие крылья свои!”
“Трижды зачатая”… Даль знал, о чем говорил. Город Оренбург был основан в апреле 1743 года. До этого его дважды закладывали в других местах. И всякий раз последующий правитель приходил к заключению, что место для административного центра края неудачное. То слишком удалено и “все нужное к жительству получать туда принуждено с великим трудом и дороговизною”, то в большое половодье местность заливается.
Центр города во многом сохранил без изменений старинную планировку, которая сама по себе уникальна и является памятником русского градостроения. Имела крепость и свои предместья – Голубиная слободка, Новая слободка, Форштадт. Затейливой была судьба последнего. Горел, отстраивался, не признавался властями, но вопреки всему существовал. Жили здесь казаки, себя в обиду не давали. Сегодня это историческое название сохранилось в сорокаградусном напитке, который считается самой качественной водкой, выпускаемой в Оренбурге.
Совсем скоро в городе появится и… деревня. Но деревня необычная. О ней нам рассказал председатель комитета по делам национальностей и связям с религиозными организациями администрации области Веналий Амелин. Веналия Владимировича трудно назвать просто чиновником. Это личность, широко известная в научных кругах. Доктор исторических наук, профессор, главный редактор уникального журнала “Этнопанорама”, координатор Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов по Поволжскому федеральному округу.
– Сегодня не вызывает сомнений востребованность этнической экспертизы в регионах с полиэтническим и многоконфессиональным составом населения для принятия управленческих решений, – отметил в разговоре с нами Веналий Амелин.- Тем более, когда речь идет о таком уникальном регионе, как наш. Оренбургская область исторически формировалась как многонациональный и поликонфессиональный регион. Прошедшая в 2002 году перепись населения зафиксировала у нас более ста национальностей и этнических групп. В настоящее время в области функционирует около двухсот школ с этнокультурным компонентом, где семь родных языков изучаются как предмет. Готовятся кадры учителей по четырем родным языкам (татарскому, башкирскому, немецкому и казахскому). На областном телевидении и радио работают редакции межнационального общения.
У нас официально зарегистрированы 373 религиозные организации, представляющие 21 конфессию. Состояние межэтнических отношений в Оренбуржье стабильное. Этому способствует программа реализации модели региональной национальной политики области на 2001-2005 годы. В регионе продолжается работа по развитию национальных культур, сохранению родных языков, расширению информационного пространства на родных языках, противодействию экстремизму. В августе этого года принята аналогичная программа на 2006-2010 годы. Кстати, в этой программе говорится и о создании культурного комплекса “Национальная деревня”. Расположится этот комплекс в черте города. Будет здесь и украинская хата, и татарский дом, и русская изба.
Как это было
– Татарское население у нас по численности – на втором месте после русских, – продолжает Веналий Амелин. – В ста населенных пунктах проживает около 160 тысяч татар, это 7,3 процента от общего числа жителей. В начале прошлого века Оренбургская губерния являлась одним из крупнейших очагов развития татарской культуры – здесь действовали сотни мечетей и медресе, издавались национальные газеты, работал татарский театр.
Государственный архив области хранит немало документальных материалов о жизни татар Оренбуржья. Основной поток переселенцев прибывал сюда из Среднего Поволжья. Значительную долю их составляли татары, выходцы преимущественно из Казанской губернии.
Массовое же их переселение началось во второй четверти XVIII века. Оно было обусловлено расширением юго-восточных границ русского государства и необходимостью их защиты. В 1744 году казанские купцы-татары, “люди торговые и пожиточные”, обратились к первому оренбургскому губернатору И.И.Неплюеву с предложением поселиться при Новом городе с условиями освобождения от рекрутской повинности и разрешения свободно строить мечети. Вскоре на то было получено разрешение императрицы Елизаветы Петровны.
Первым приехал сюда богатый торговец, инициатор и организатор переселения 52-летний Сеит Аитов. Поселок стал называться по имени основателя – Сеитова слобода, ныне Татарская Каргала, которая отметила в этом году свое 260-летие. Каргалинские татары сыграли немалую роль в развитии торговых связей с Казахстаном, Средней Азией и даже с Индией.
Поселения татар сохранили самобытную культуру, обычаи, уклад жизни. Этнографическая экспедиция Российской академии наук как-то посетила Оренбург и Сеитову слободу. В опубликованных записках членов экспедиции отмечается основательность и благоустроенность поселка, “где каждый из 300 домов состоит из 2-3 белых чистых комнат, обитатели которых отличаются аккуратностью и чистоплотностью, в одевании бросается в глаза изящность, вкус, а в поведении людей, особенно женщин, – чувство достоинства, немало у них украшений и драгоценностей”.
С Оренбуржьем тесно связаны имена многих замечательных татар. Это Риза Фахретдинов, директор медресе “Хусаиния”, автор более сотни книг, имевший тесную связь с учеными разных стран и Российской академии наук, Абдельманих Габдесалямов – путешественник и дипломат, поэты и писатели Сагит Рамиев, Шариф Камал, Мусагит Хабибулин. Всему миру известен Муса Джалиль – поэт, лауреат Ленинской премии, Герой Советского Союза. Одиннадцать татар-оренбуржцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Гордятся в Оренбуржье заслуженным художником России Шакирзяном Мухаметзяновым, заслуженным артистом России Рафаилем Фатыховым, доктором медицинских наук Рамилем Забировым, заслуженным учителем РФ Магзией Валеевой…
Несущая свет знаний
И вновь обратимся к литературным именам.
В июне 1847 года был доставлен в Оренбург под присмотром фельдъегеря Тарас Шевченко. “Солнце только что закатилось, – вспоминал он в повести “Близнецы”, – когда я переправился через Сакмару, и первое, что я увидел вдали, это было еще розового цвета огромное здание с мечетью и прекраснейшим минаретом. Это здание, недавно воздвигнутое по рисунку А. Брюллова, называется здесь Караван-Сарай. Проехавши Караван-Сарай, мне открылся город, то есть земляной высокий вал, одетый красноватым камнем, и неуклюжие сакмарские ворота, в которые я и въехал в Оренбург”.
Увидеть во всей красе Караван-Сарай нам не удалось. Он опутан строительными лесами – идет ремонт. Но зато остальные оренбургские мечети – их в городе шесть – открыты для верующих и любопытных.
Надо заметить, что мечети появились в городе-крепости Оренбурге значительно позже его основания. Первая в начале девятнадцатого века строилась по указанию императора Александра I на казенный счет и была открыта в 1805 году.
На особом счету мечеть “Хусаиния”, которая имеет богатейшую историю. Строилась она с расчетом, что тут же можно будет возвести медресе. Очень быстро слава о медресе “Хусаиния” разнеслась по всей России. Высокий уровень образования, его разносторонность и основательность привлекали сюда молодых людей. Из стен этого учебного заведения вышли такие известные в татарском мире люди, как Хасан Гали, известный педагог, языковед, фольклорист, автор книг “Образцы каллиграфии” (1912), “Ключ языка” (1913), “Пословицы и поговорки” (1941) и многих других работ. Здесь учился и известный дореволюционный издатель татарских книг, журналов, календарей, владелец типографий Хусаин Хусаинов. В “Хусаинии” получил свое первое образование и Муса Джалиль.
В советский период медресе закрыли. И его деятельность возобновилась лишь в сентябре 1991 года.
За театральными кулисами
Нынешний год в Оренбурге знаменателен тем, что свое столетие отметит местный татарский театр.
– Организатором первой татарской профессиональной труппы здесь был Ильяс Кудашев-Ашказарский, – рассказывает художественный руководитель театра им. Мирхайдара Файзи, заслуженный деятель искусств РТ и РФ Рашат Абдуллаев. – В 1905 году он создал сильный театральный коллектив и энергично взялся за постановку спектакля по пьесе А.Островского “В чужом пиру похмелье”, которую сам же перевел на татарский язык.
В русских газетах Оренбурга в то время были напечатаны объявления такого содержания: “3 (16) декабря 1905 г. мусульманские артисты драмы под руководством И.Б. Кудашева-Ашказарского впервые в России поставят спектакль на русском и мусульманском языках”. Однако косность мусульманского духовенства помешала этому событию. Спектакль не состоялся. Но первая татарская труппа продолжала работать. В Оренбургском народном доме она выступала с концертами и ставила спектакли.
Весной 1907 года труппа отправляется на гастроли по городам России. В Казани и Нижнем Новгороде в нее вливаются новые молодые таланты. Приход в коллектив Сахипжамал Гыйззатуллиной-Волжской и Габдуллы Кариева значительно усилил труппу и определил будущую судьбу татарского театра. Сегодня имена актеров, игравших на подмостках оренбургского театра, стали классикой татарского актерского мастерства: Нури Сакаев, Исхак Альмяшев, Фатыма Ильская, Нургали Якупов…
Нелегкой была затем судьба театра. Но он жив.
Мы заняли свою нишу в татарском культурном сообществе не только области, но и, надеемся, России. Зритель теперь идет в наш театр “на имена”, среди которых – заслуженные артисты России Люция Абдуллаева и Рафаэль Фатыхов. Прекрасно показали себя Нурия Фатыхова, Буляк Байбулатова, наш ведущий актер Айрат Хабибуллин. Вот Флюза Сулейманова пришла после школы, замечательно поет и танцует. В прошлом году театр впервые посетил губернатор области Н.Чернышев. Нам было выделено двадцать миллионов рублей. Готовим пополнение в коллектив артистов. При институте искусств открыли драматический факультет, сюда уже пришла молодежь.
Здесь берегут печать столетий
Свое столетие скоро отметит и уникальнейшая библиотека, которая за это время ни на один день не закрывалась.
– 2 октября 1906 года собрание Оренбургского мусульманского благотворительного общества постановляет возбудить ходатайство об открытии в городе бесплатной библиотеки, – рассказывает нам заведующая библиотекой Назия Муксимова. – В первые годы в нее поступало 17 газет и журналов на татарском языке. Здесь часто устраивались встречи с известными людьми, читались популярные лекции, проводились читательские конференции. При библиотеке были организованы курсы кройки и шитья, музыкальные и драматические кружки. В эти годы ее посещали такие известные люди, как писатель Шакир Мухаммедов, Закир Рамиев (Дэрдменд), Шамун Фидаи, Xусаин Ямашев, будущие народные артисты Фатима Камалова, Мажит Ильдар и другие.
С 1917 по 1919 год заведующим библиотекой был Шариф Камал, известный татарский писатель, который много сделал для комплектования ее фондов литературой. Огромным было его влияние на читателей. Именно в те годы активным читателем библиотеки стал Муса Джалиль.
Нелегкие времена переживает нынче библиотека. Фонд ее давно не пополнялся. Благо еще Всемирный конгресс татар время от времени присылает по нескольку десятков томов татарских книг. О достойном финансировании здесь и мечтать не приходится. Так же, впрочем, как и об элементарном ремонте. А ведь совсем скоро – ее столетие…
Судьба автономии – в руках военных
– Строился наш город как опорный пункт линий крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России, – рассказывает ответственный секретарь региональной национально-культурной автономии татар подполковник Рахматулла Ахматов. – Одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами Востока. Поэтому тут и гостиный и меновой дворы, таможня, казармы и артиллерийский двор, военные учреждения и пороховые склады. В одном из зданий находится подразделение учебного центра войск ПВО. Центр возглавляет полковник Исмагил Гизатулин, кандидат военных наук. Именно ему доверили оренбургские татары судьбу своей автономии, избрав в прошлом году руководителем.
Встретиться с ним не удалось. Говорят – это настоящий полковник! Судя по жесткой дисциплине, которая царит в части, порядок должен воцариться и в автономии. Но дела тут далеко не так успешны, как хотелось бы. Судя по всему, заезжего журналиста, тем более из Татарстана, просто не хотели ставить в неловкое положение, о многом не рассказывая и многое не показывая. Хотя, не скрою, в долгом и нелегком разговоре в стенах той самой знаменитой татарской библиотеки имени Ямашева, где собрались активисты автономии, нам пришлось отдуваться за официальные и общественные организации нашей республики, которые, по мнению собеседников, должны активнее помогать татарам, живущим за пределами Татарстана.
Не удалось отстоять здесь единственную начальную татарскую школу, которая была закрыта в прошлом году.
– Нелишне вспомнить, что Оренбуржье до 1917 года и несколько лет после революции было одним из крупных центров татарской культуры, здесь успешно действовала сеть учебных заведений, – рассказывает редактор газеты “Яна вакыт” Фанур Гайсаров. – В двадцатых годах в области функционировало 149 (в 1995 году – 87), в Оренбурге – 8 татарских школ с полным циклом обучения. В Оренбурге был открыт татаро-башкирский агропединститут, работала мусульманская музыкальная школа. Издавалось до десятка газет и журналов на татарском языке, функционировали три типографии.
Сегодня в городе только одна школа № 38, где несколько часов в неделю преподаются татарский язык и литература. В области татарских школ нет. Не хватает учебников на татарском языке, методической литературы.
С другой стороны, источник основных этих проблем я бы все-таки поискала внутри самой автономии. Отыскали же власти Димитровграда здание в центре города для татарской гимназии! Отдала же администрация Саратова одно из лучших городских зданий местной автономии для размещения школы с этнонациональным компонентом! Нашли же власти Адыгеи место для татарского музея в самом центре Майкопа! Имеют же руководители автономии татар Сочи прямой доступ к мэру “летней столицы” России!
Подготовка к юбилею идет. Как бы…
Летом 2002 года российские СМИ запестрели сообщением: “На родине поэта-героя будет создан мемориальный комплекс”. Именно такое решение было принято созданной тогда же межрегиональной комиссией по увековечению памяти Мусы Джалиля, куда вошли представители Татарстана, Башкортостана и Оренбурга. Прошло более трех лет…
И вот мы в Мустафино. В этой небольшой, в двести дворов, татарской деревне и родился в феврале 1906 года наш великий поэт.
День был не по-осеннему яркий. Но вот настроение у нас было не в унисон этому мрачным.
Это вот так увековечивается память одного из лучших сынов татарского народа на его же родине?
Споткнувшись о разбитый порог развалюхи, которая именуется сельским домом культуры, я буквально стукнулась головой о дверь, над которой была прибита обшарпанная табличка, возвещавшая, что именно здесь находится музей Мусы Джалиля.
– Кто ни приедет, обязательно потом пишет, что деревня запущенная, грязная, что живем мы в бедности, что и музей такой же бедный, – не скрывала раздражения заведующая музеем Нафиса Губайдуллина. – А никто и не подумает помочь. Единственная помощь, которую мы увидели, – это пятьсот рублей, оставленные нам библиотекарями из Актаныша, приезжавшими сюда на экскурсию. Приезжал как-то еще и представитель КамАЗа, машину обещал подарить, да так и пропал вместе с обещанием.
Можно понять и раздражение главы Шарлыкского района. Его тоже уже достали заезжие экскурсанты, каждый из которых так и норовит задать неприятный вопрос о состоянии музея. У него дороги раздолбанные, в деревенских домах газа нет, в том же доме культуры уже много лет крыша прогнила и течет, стены трескаются, а тут – музей.
– Если бы не столетие со дня рождения нашего знаменитого земляка, о нас бы вообще не вспомнили, – говорит директор СДК Галия Мухаметзянова. – А я радуюсь хотя бы тому, что пообещали к зиме крышу прохудившуюся перекрыть и газ провести…
У меня в руках – нарядный буклет, который отпечатал межрегиональный общественный фонд “Увековечивание памяти поэта-героя Мусы Джалиля”. Даже два буклета. В первом напечатан проект роскошного мемориального комплекса в селе Мустафино. Признаться, мне трудно представить это помпезное здание даже на месте нынешней развалюхи-СДК. Да и вряд ли теперь оно появится. Как с горечью признался заместитель председателя фонда Раиль Рахматуллин, от этого проекта, как, впрочем, от множества пунктов, предусмотренных в первоначальной программе проведения юбилея Мусы Джалиля, приходится отказываться. Нет финансирования. Да и столетие уже на носу. Не успеют.
Во втором издании буклета этот проект комплекса посчитали нужным убрать с обложки. Зачем народ обнадеживать? Не будет его, как не будет и многих замечательных мероприятий, о которых возвестили три года назад. А комиссия, которую в Оренбуржье возглавила заместитель губернатора Н. Пивоварова, с завидным постоянством продолжает заседать и отчитываться.
Листаем перечень выполненных мероприятий. Проводятся в школах конкурсы сочинений, школьники же состязаются на спортивном поприще, среди них же проводят конкурсы чтецов. Думается, в школах и без высокой комиссии то же самое проводилось бы.
– Нет обещанной нам помощи ни со стороны Татарстана, ни из Башкирии, – признается Р.Рахматуллин. – Теперь уже вряд ли успеем привести в порядок Мустафино, как планировалось. А то, что делается сегодня, – весьма далеко от того уровня мероприятий, который предполагался изначально. Хотя межрегиональную комиссию со всех сторон возглавляют высокие чины, с их стороны никакого внимания к нам нет.
Одна из наших мустафинских собеседниц просто пожала плечами:
– А что сюда ехать-то, с другой стороны? Дом Мусы Джалиля не сохранился. Школы, в которой он учился, давно нет. В самом музее – ни одного подлинного экспоната, связанного с памятью поэта. Все – ксерокопии. Вот в этом закутке попытались восстановить обстановку домов тех лет, но и тут нет ничего, связанного с Мусой Джалилем. Все давно у вас, в Казани. А ваши едут и едут сюда… Еще и возмущаются, что плохо встречаем…
И будут ведь ездить. Несмотря на то, что встречают и в самом деле не очень гостеприимно. Говорят, нет денег, чтобы угостить чашкой чая. Ладно, сармановских или актанышских библиотекарей с дороги чаем не напоили. На всех, как считают хозяева, не напасешься. А вот для артистов театра имени Камала, которые недавно для жителей Мустафино на сцене их дома культуры, что через стеночку от музея, дали большой спектакль, наверное, можно было кипяток найти в деревне. Так и уехали артисты, от души отработавшие несколько часов на прогнивших подмостках, несолоно хлебавши.
Да дело не в чашке чая, которой не могут угостить своих гостей мустафинцы. И не в том даже, что оренбургские власти оказались не в состоянии выполнить обещанное. Дело в нашем с вами отношении к своей истории, к памяти о великих соотечественниках. Тех, на чьем примере мы пытаемся воспитывать молодых. Об отношении к Джалилю, нашему Джалилю, моему Джалилю. Неужто в Мустафино не нашлось несколько рук, чтобы привести в должный порядок хотя бы обелиск своему всемирно известному земляку? В день нашего приезда у его подножия копошились лишь два узбекских гастарбайтера…
От автора: Мы благодарим директора ОАО “Заинское молоко” Лаздата Гайнуллина за помощь в организации этой поездки.