“Если бы вы были руководителем района, что сделали бы?” – этот вопрос журналисты “РТ”, бывая в командировках, нередко задают местным жителям. Вот и посетив на днях Высокогорский район, непосредственно примыкающий к Казани, мы, не изменяя традиции, интересовались у прохожих их жизнью, спрашивали, какие проблемы они хотели бы решить в первую очередь.
Далеко не каждый рискнул быть откровенным, некоторые участники опроса наотрез отказались фотографироваться и назвать свое имя, сославшись на то, что власти после этого будут их притеснять. Мы никого не принуждали, задавали вопросы обычным прохожим.
Зайнаб Шарипова, село Высокая Гора:
– Я приехала в Татарстан десять лет назад из Казахстана как вынужденный переселенец. За это время привыкла к новой местности, к людям, считаю их своими. Первое, что я сделала бы, если бы мне доверили руководить районом, – помогла малоимущим, особенно учителям. Ведь они за свой тяжелый и такой нужный всем труд получают очень маленькую зарплату. Посудите, как в наше время прожить на 3 тысячи 600 рублей в месяц? Ведь это нищета… Я сама учительница, недавно вышла на пенсию и сразу ушла из школы. Я одна воспитываю двоих детей-студентов и потому устроилась работать в коммерческую компанию, где больше платят.
Мария Федотова, село Усады:
– Мне очень не нравится, что вокруг много мусора, куда ни ткнись – кругом разбросаны бумажки, пластиковые бутылки, коробки… Так что, будь я руководителем, в первую очередь решила бы вопрос с мусором. Его в нашей жизни не должно быть так много, как сейчас. Властям нужно построже следить за вывозом мусора, за его уборкой и как следует наказывать виновных. А еще я бы ужесточила работу милиции по отношению к водителям, которые гоняют на своих автомобилях по улицам и сшибают детей…
Ислам-абый, село Высокая Гора:
– Считаю, что нам нужна сильная власть, которая не только бы обещала, но и делала. Вот без воды сидим который день на улице Черноморской… Говорят, авария. Так коль авария, надо ее исправлять. Не исправляют. Руками разводят – нет трактора, чтобы копать. И дороги у нас нет. Выкопали траншею для телефона, да все так и бросили, только щебенкой яму сверху закидали. Говорят, денег нет, чтобы заасфальтировать. Вот и живем без настоящего хозяина.
Ханиф, поселок Бирюлинского зверосовхоза:
– О наших проблемах расскажу, но фамилию не назову и фотографироваться не буду. Меня в поселке любая собака знает, потом начнутся упреки, а то и вовсе гонения. Вот два месяца кряду по нашей улице Гагарина бежит канализационная вода. А напротив, между прочим, колодец. И никому дела нет. Председатель сельсовета подъехал, посмотрел и уехал. Начальник ЖКХ тоже подъезжал. Но все как было, так и осталось… Это только с виду поселок у нас уютный и зеленый, а недостатков много, непросто людям нынче жить. Я хотя и пенсионер, но работаю, потому что денег не хватает. Пенсия маленькая, и ту вовремя не можем получить, обещанные субсидии и того дольше не дают. Да и зарплату в нашем зверосовхозе с большими опозданиями выдают. Так что если бы я был руководителем района, пожалел бы простой народ, помог бы ему жить.
Супруги Наталья и Рафис Дмитриевы, деревня Клетни
Наталья:
– Деревня наша находится в красивом месте, на реке Клетневке, которая впадает в Казанку. Кстати, старинная деревня, основана еще при Иване Грозном. Но сейчас жителей в ней осталось несколько десятков, в основном пенсионеры. А молодежь вся разъехалась: работы ведь нет, и школы нет. Так что я бы сосредоточила внимание на трудоустройстве людей в деревне. Вот, например, я работаю санитаркой в больнице в Каменке, на работу хожу пешком. Муж ездит на работу в Казань. Наши дети ходят в школу в зверосовхоз “Бирюлинский” пять километров в один конец, пешком в любую погоду. А ведь они еще маленькие – дочка во втором классе, а сын – в шестом. Уйдут, и душа болит: как бы машина их не сбила, как бы злой человек не обидел. Всего из нашей деревни четверо ребятишек в школу так ходят.
Рафис:
– Будь я руководителем, дорогу бы сделал, которая ведет от нашей деревни до трассы. Всего-то километр пути, но зимой его почти не чистят. А как задует, сугробами все занесет, не то что проехать, пройти невозможно. Может, и жила бы молодежь в нашей деревне, но как тут жить людям работающим, ведь каждое утро нужно на работу торопиться, а вечером домой возвращаться.
Айдар Галимзянов, село Чувашли:
– Главная проблема – поднять колхоз в нашем селе, он сейчас называется агрофирма “Гидромонтаж”. Очень плохо там люди живут. Денег почти совсем не видят за свою работу. А как жить? Вот у меня семья, дети, и я вынужден работать в другом колхозе, в Больших Ковалях. Наверное, власти должны обращать внимание на такие ситуации в деревнях и пытаться что-то изменить к лучшему. Ведь люди страдают и очень переживают за свои родные когда-то крепкие колхозы.
Фердинанд Халимуллович Халитов, село Большие Ковали:
– Куда мне в руководители, уж возраст не тот – 65 лет, да и образования нет. Всю жизнь здесь прожил, в колхозе работал, всякое было. Но, слава Богу, я не обиженный на своей земле. До сих пор работаю скотником на ферме, ухаживаю за скотиной. И жена моя, ей 59 лет, работает на ферме дояркой. У нас вот в селе недавно новый председатель появился, только два месяца работает, молодой, но заботливый. С кормами на ферме проблем нет, я сам их вожу. Если что, председатель помогает, с ним можно жить, его зовут Зуфар Бареев. Деньги, правда, за работу платят не всегда вовремя…