О том, что бизнес должен стать социально ответственным, в последнее время говорят часто. Только вот в чем заключается эта ответственность?
Судя по социологическим опросам, татарстанцы считают, что за этим понятием стоит создание новых рабочих мест, строительство социальных объектов, даже решение экологических проблем. Или предоставление дополнительного “соцпакета” своим работникам, вроде льготных путевок. Однако на заседании “круглого стола”, который прошел на днях в Министерстве социальной защиты РТ, говорили совсем о другом. А именно – о благотворительности и милосердии в нашей республике. Причем в основном речь шла именно о степени жертвенности бизнеса, а не отдельных граждан.
Главный вопрос – где взять деньги для благотворительных проектов? Большинство участников “круглого стола” сошлись во мнении, что их надо не просить, а вовлекать в проект предпринимателей. Но надо помнить, что дающий деньги – человек рациональный, и он хочет видеть, на что конкретно пошли его средства.
По мнению председателя Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества изобретателей Рифата Ганнибаева, любое доброе дело должно вознаграждаться. Во всяком случае, налоговые послабления для благотворителей узаконены во многих странах. Возможно, и у нас стоит ввести такую практику. Во всяком случае, в ряде регионов, например, в Перми, такой опыт есть.
Кто-то помогает ближнему инкогнито, следуя порыву души, а кто-то все-таки желает, чтобы о его помощи узнали. Зачем? При этом формируется положительный образ компании, мелькает ее бренд, клиенты полагают, что фирма крепко стоит на ногах, раз у нее есть деньги на благотворительность. К тому же, по опросам, 68 процентов россиян готовы покупать товары той фирмы, чье имя ассоциируется с добрыми делами.
Казалось бы, знай участвуй в подобных акциях. Но СМИ не торопятся их освещать. Поскольку считают, что это все-таки реклама конкретной фирме. Следовательно, благотворителю еще и редакциям платить надо. В связи с чем на “круглом столе” прозвучало предложение каким-то образом повлиять на журналистов, поскольку дело-то общее делаем.
В республике уже несколько лет проводится конкурс “Человек – золотое сердце”. Итог последних трех конкурсов – 465 миллионов рублей, которые внесли благотворители в решение социальных проблем. Их имена при этом вносятся в Почетную книгу, они отмечаются дипломами. Так что когда добрые дела замечаются и отмечаются, это уже мотивация для бизнесменов участвовать в благотворительности. И средства массовой информации могут сыграть положительную роль в увеличении числа меценатов, считают участники “круглого стола”.
Конечно, возможности у желающих помочь разные. Кто-то жертвует миллионы, а кто-то рублей сто из пенсии выделить может. Есть добровольческие организации, в основном молодежные, которые помогают пожилым одиноким людям в доме убраться или концерт для них организовать. Особенно сильно это движение развито в Елабуге.
Слов нет, в благотворительности любая помощь и каждый рубль на счету, и если кто-то готов отнести в детский дом испеченный пирог, он это может сделать. А как быть с предприятием, которое хочет существенно кому-то помочь, но понятия не имеет, кому его помощь нужна? Ведь не только же воспитанники детских домов относятся к категории нуждающихся. Представители малого и среднего бизнеса предложили создать ассоциацию благотворительных фондов, куда бы стекались все пожертвования. Потому что в этом случае деньги бы не распылялись и можно было бы выделить какое-то одно направление, наиболее актуальное на данный момент, и существенно помочь конкретной категории граждан.
Можете ли чем-то помочь вы, если сами живете от зарплаты до зарплаты? Можете! Например, придите в благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям, больным лейкемией. Донорская кровь может понадобиться детям в любой момент. Ваше имя занесут в базу данных, и, когда настанет критический для кого-то момент и у этого кого-то группа крови совпадет с вашей, за вами пришлют машину, и вы поможете ребенку.
Это только один вариант помощи. Оглянитесь вокруг, и вы поймете, что помочь ближнему можно не только деньгами. Недаром же День народного единства – это еще и праздник добрых дел. Может, идея милосердия сумеет хоть в какой-то степени стать идеей, объединяющей россиян.