Именно тема помощи студентам стала ключевой на очередном заседании Республиканской межведомственной комиссии по обеспечению социальной защиты населения.
Чиновники из министерств социальной защиты, образования и науки, по делам молодежи, спорту и туризму, здравоохранения решили сесть и вместе подумать, как же помочь решить социальные проблемы сегодняшнего студенчества. Проблемы, по мнению чиновников, очевидны – нехватка мест в общежитиях, ухудшающееся во время учебы здоровье и маленькая стипендия.
Вот только представителей самого студенчества и совет ректоров казанских вузов позвать забыли. Наверно, именно поэтому большинство вопросов просто повисло в воздухе. Например, общежития. В свое время некоторые вузы продавали их или сдавали разным фирмам. А теперь студентам жить негде. Намерение председателя комиссии министра соцзащиты Клавдии Новиковой строить новые общежития похвально, но такое решение, если и выполнимо, то совершенно не ясно, в какой степени, поскольку о ситуации надо все-таки вести речь с ректорами вузов. Они бы смогли ответить и на вопросы, куда идут деньги студентов-“платников”, и хватит ли этих денег на строительство.
Еще один больной вопрос – качество медицинского обслуживания будущих молодых специалистов. Известно, что студенческая поликлиника столицы не справляется с потоком студентов, коих в Казани 260 тысяч. Да и оборудование там явно не последнего поколения. Но, оказывается, максимум, что может сделать комиссия, – рекомендовать муниципалитету Казани обратить на эту проблему внимание. Ну обратят, а дальше что? Деньги-то у города откуда возьмутся? Пока же студенты чуть ли не в массовом порядке уходят в академические отпуска, и, как утверждает заместитель министра образования и науки Станислав Тарасевич, основной причиной длительных каникул становится именно состояние здоровья молодежи. Таких студентов в прошлом году оказалось 25 процентов от общего числа.
Подлечить собираются не только физическое здоровье студентов, но и психическое. Во всяком случае, в республиканских вузах появилось двадцать штатных психологов. Мягко говоря, на всех их не хватит, но, по мнению первого заместителя министра по делам молодежи, спорту и туризму Юсупа Якубова, это только начало.
Говорили и о том, что нужно возрождать строительные отряды, чтобы студенты смогли подзаработать летом. Это особенно актуально, учитывая, что только двадцать процентов учащихся вузов получают стипендию.
В ходе заседания всплыла и еще одна проблема. Выслушав доклад о работе администрации Набережных Челнов по реализации закона о монетизации льгот, Клавдия Новикова неожиданно выступила с предложением выдавать бесплатное молочное питание только тем детям, чьи родители получают доход меньше прожиточного минимума. “А то постоянно наблюдаешь картину, как на молочную кухню приезжают дамочки в норковых шубах на иномарках”, – аргументировала свое предложение К.Новикова. Ей сразу возразила представитель Минздрава, верно заметив, что молочная кухня – не столько для бедных, сколько для детей с проблемами со здоровьем, аллергиков. Потому что эту продукцию купить в магазине проблематично. Приезжать и покупать кефир и творог на кухню тоже не так-то просто, поскольку здесь все рассчитано на определенное количество детей. Можно, конечно, попробовать подъехать за полчаса до закрытия кухни в надежде, что кто-то не пришел за своей порцией молока, но не факт, что оно тебе за деньги достанется. И потом, что значит прожиточный минимум? Даже если получаешь на десятку больше, он настолько мал, что семья явно еле-еле сводит концы с концами, а тут еще и бесплатное детское питание отнимут…
Если уж поднимать вопрос молочных кухонь, то начинать, наверное, надо с того, что они есть далеко не во всех населенных пунктах, а помогать детям надо. А потом можно и изменить систему получения молока и творога. Вряд ли те, кто в состоянии заплатить, начнут возмущаться, что их детей лишили бесплатного питания. Была бы возможность его купить.