Экономия, качество и безопасность – по этим критериям прежде всего оценивается сегодня работа дорожных строителей
Как шутят сами транспортники, без их работы не обойтись ни при каком строе – будь то развитой социализм или не очень развитой капитализм. И чем более активно развивается экономика страны, тем больше востребованы транспортные услуги.
Транспортный комплекс Татарстана – под особым контролем не только республиканских, но и федеральных властей. И хотя, по словам Президента Рустама Минниханова, республика сегодня реализует и готова в дальнейшем продвигать масштабные проекты в транспортной отрасли, здесь есть неотложные вопросы. Об этом он заявил на итоговой коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства, состоявшейся в субботу в Доме Правительства.
О том, насколько значима для России динамичность развития татарстанской транспортной составляющей, свидетельствует хотя бы тот факт, что для участия в коллегии из Первопрестольной прибыли заместитель министра транспорта России Олег Белозеров, руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, первый вице-спикер Государственной Думы Олег Морозов, председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько и многочисленная группа специалистов.
Результаты работы татарстанских транспортников и дорожников в ушедшем году, как отметил в своем выступлении Олег Белозеров, достаточно впечатляющие. По словам главы республиканского Минтранса Ленара Сафина, в 2010-м завершилась реализация долгосрочной целевой программы “Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы”. Финансирование ее из разных источников составило 108,94 млрд. рублей. Суммарный вклад транспортной отрасли в ВРП Татарстана в прошлом году составил 6,3 процента, а за десять месяцев 2010 года республиканские предприятия этого профиля получили прибыль 9,6 млрд. рублей. На финансирование транспортного комплекса (без учета объектов Универсиады) потребовалось 22,49 млрд. рублей, более двух третей – из республиканской казны. Транспортом Татарстана в 2010 году было перевезено 307 миллионов пассажиров.
Но если в части междугородных перевозок обстановка, в принципе, удовлетворительная – именно этот вид перевозок и дает прибыль предприятиям, то проблемы муниципального пассажирского транспорта остаются по-прежнему острыми. В городах республики, по мнению Президента, необходимо организовать грамотную систему пассажирских перевозок. “Мы обязаны в каждом городе сделать качественный и доступный общественный транспорт, и здесь без государственной поддержки не обойтись”, – уверен глава Татарстана.
Новый стандарт – сельским дорогам
В прошлом году маршрутная сеть республики была сокращена почти на восемь процентов, и избежать ее дальнейшего уменьшения вряд ли удастся. Сельские перевозки, конечно, нужно развивать, но без поддержки государства и тут не обойтись, посетовал в своем докладе министр и определил задачу на 2011 год: сохранить маршрутную сеть муниципальных и межмуниципальных пассажирских перевозок. Были озвучены и другие “больные” вопросы. Так, более 900 населенных пунктов республики по сей день не соединены с “большой землей” дорогами с твердым покрытием. А это ни много ни мало – 2200 километров. В прошлом году лишь 24 села получили приличные подъездные пути. По предварительным расчетам, на приведение всех подъездов к селам в нормальный вид нужно более 60 млрд. рублей. Так что 740 миллионов, которые республика предположительно получит на эти цели в нынешнем году, смогут лишь частично поправить ситуацию.
Чтобы ускорить строительство таких дорог, руководство Татарстана предлагает Министерству транспорта России разработать новый, упрощенный, дорожный стандарт, а Ленар Сафин считает возможным отработать его на практике в Татарстане. Согласно его предложению, к небольшим деревням и селам нужно подводить однополосную дорогу шириной 7,5 метра с так называемыми разъездными карманами, чтобы идущие навстречу друг другу автомобили могли благополучно разминуться. Таким образом строительство удешевится почти в два раза.
Президент Татарстана согласился с этим мнением: к строительству автотрасс нужно подходить экономно и “не закапывать в дороги деньги, которых и так не много”.
По мнению Олега Белозерова, рабочая группа, в состав которой вошел и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, должна разработать стандарты строительства сельских дорог в кратчайшие сроки.
В существенном обновлении нуждаются также автобусный парк и парк коммунальной техники республики. Как отметил министр транспорта Татарстана, нынешняя зима ярко продемонстрировала “аховую” готовность коммунальщиков к нестандартным ситуациям: никуда не годится ситуация, когда более 45 процентов снего-уборочной техники приходится арендовать.
Что же касается закупки автобусов, то тут без помощи государства транспортникам тоже не справиться. Если междугородные перевозки и дают определенную прибыль, то ее быстро “съедают” перевозки пригородные и городские, так что на закупку новой техники денег остается очень немного.
Федеральным артериям – особое внимание
Как отметил Ленар Сафин, на участке федеральной автотрассы М7 между Казанью и Набережными Челнами сегодня выполнена реконструкция 79 километров дороги, в работе еще 25 километров. В текущем году планируется ввести первую очередь моста через Вятку.
Чтобы привести в нормативное состояние оставшиеся 130 километров, потребуется еще 23 миллиарда рублей. Ленар Сафин обратился к Министерству транспорта РФ с просьбой обеспечить финансирование для завершения реконструкции трассы до 2013 года, со своей стороны пообещав привлечь к ней лучшие строительные компании и выполнить работы максимально качественно.
Кстати, о качестве строительства. При возведении дорог Президент Рустам Минниханов считает необходимым особенно тщательно подходить к выбору подрядных организаций. “Не может компания “Рога и копыта” строить мосты и дороги. Нельзя допускать к этим работам кого попало”, – принципиально поставил вопрос глава республики.
Проблема тут в некотором несовершенстве Федерального закона №94 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Он дает возможность вы-играть в тендере на проведение, в частности, дорожно-строительных работ не подготовленным к этому фирмам – главным критерием при выборе подрядчика остается цена заказа. В результате страдает качество исполнения.
Обращаясь к представителям федеральной законодательной власти, Рустам Минниханов попросил ускорить работу по принятию изменений к закону: “Новый не нужен – его слишком долго ждать. Достаточно внести изменения в существующий”, – уверен Рустам Минниханов.
Большое значение для развития нового маршрута федеральной автомобильной дороги Ка-
зань – Оренбург по территории Татарстана имеет проект платной автомобильной дороги Шали – Бавлы. В 2010 году здесь было освоено 2,6 млрд. рублей, открыто движение по участку Шали – Сорочьи Горы. “Эта трасса – самый короткий участок, соединяющий несколько крупных дорог, и для строящегося транспортного коридора Балтика – Китай она чрезвычайно важна, – подчеркнул Президент. – Без нее не обойтись”. Рустам Минниханов обратился к Олегу Белозерову с просьбой взять под контроль Минтранса РФ участок Шали – Бавлы. “Наш предприниматель Фоат Комаров уже “выдыхается”, но пока продолжает строить, – сказал Президент. – Просим вас взять эту дорогу под личный контроль”.
Универсиада-2013: готовимся по полной
Олег Белозеров поблагодарил татарстанских коллег за подготовку качественного плана развития транспортной инфраструктуры Казани к Универсиаде-2013. По его словам, это позволит Татарстану получить дополнительные средства из федеральной казны.
“Не хотелось, чтобы Казань столкнулась с дорожными проблемами Москвы, – сказал заместитель министра. – Поэтому просил бы вас более взвешенно подойти к стыковке градостроительных планов и транспортной инфраструктуры”.
В своем выступлении на коллегии Президент Рустам Минниханов тоже сделал акцент на Универсиаде. “Уже сегодня мы должны поминутно расписать функционирование транспортной инфраструктуры во время этого спортивного мероприятия, – сказал он. – Вообще, на любом крупном мероприятии впечатление в первую очередь остается от транспорта, и оно не должно быть негативным”. Особое внимание, по мнению Президента, должно быть уделено безопасности на транспорте, в чем его активно поддержал и Олег Белозеров.
Для обеспечения дальнейшего развития транспортной отрасли, по мнению Рустама Минниханова, необходимо вовремя резервировать достаточное количество земли под такие объекты. “Надо определить территории, которые нам могут понадобиться в будущем, и законодательно обеспечить прозрачную и ненакладную процедуру выкупа этих участков”, – отметил Президент.
Но, чтобы и дальше развивать транспортную инфраструктуру, необходимы квалифицированные кадры с современным мышлением. По мнению Президента, специалистов дорожного строительства можно готовить как в Казани на базе архитектурно-строительного университета, так и в рамках стажировок за границей.
* * *
Сразу после итоговой коллегии Минтранса состоялось заседание рабочей группы по транспортной инфраструктуре и логистике Совета при Президенте РФ по развитию физкультуры и спорта. На нем Рустаму Минниханову и Олегу Белозерову был представлен транспортный план Универсиады в Казани.
Документ разработан специалистами Санкт-Петербургского института транспортной инфраструктуры. При его создании был использован так называемый принцип наследия, что предусматривает дальнейшее долгосрочное использование транспортной сети Казани и ее развитие уже после Универсиады.