Жилищно-коммунальное хозяйство – та отрасль, которая касается абсолютно каждого человека. И от ее состояния зависит, будет ли наше существование “под крышей дома своего” комфортным или “мучительно-больным”. Наверное, поэтому так много вопросов поступило во время “прямой связи”, состоявшейся на днях в редакциях газет “Республика Татарстан” и “Ватаным Татарстан”, с министром строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Маратом Хуснуллиным.
Второй раз в нынешнем году министр посетил редакции “РТ” и “ВТ”, напрямую пообщался с читателями. Анализируя поступившие вопросы, можно сделать вывод: по сравнению с прежней “прямой связью” их характер сильно изменился. Если в первый раз людей больше волновали жилищно-коммунальные субсидии, резкое повышение квартплаты, некачественные ЖК-услуги, то теперь интересы сместились в основном в сторону капитального ремонта, энерготарифов…
И вновь о реформе
Первой дозвонилась Нина Ивановна Яковлева из Казани:
– Почему в Татарстане раньше, чем в других регионах России, установили стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг? – интересуется она.
– Потому что это один из обязательных факторов проведения реформы, – утверждает Марат Шакирзянович. – Сегодня Россия не может выйти на нормальную, сбалансированную политику в ЖКХ, поскольку нет отработанной системы жилищно-коммунальных субсидий. Поставщики услуг должны сполна получать за свою работу, а неимущие граждане – помощь от государства в виде субсидий. Перейдя на стопроцентную оплату ЖК-услуг, мы создали полную базу данных, куда вошли все граждане, которые в соответствии со своим материальным положением вправе рассчитывать на государственную поддержку.
Система дотирования отрасли была глубоко порочной: предприятия ЖКХ финансировались из бюджета, и получалось, что государство поддерживало и тех, кто имеет несколько квартир, и тех, у кого на квартплату уходят последние деньги. Поэтому система адресных социальных субсидий позволила навести порядок в этой сфере. И все, кому назначена соответствующая матпомощь, получают ее на банковские счета.
То есть мы вышли на сбалансированную оплату ЖК-услуг – оплачиваем все расходы по ним. За счет этого начали привлекать инвесторов, вкладывать деньги в модернизацию производства и так далее. Есть определенные недоработки, но стараемся устранять их. В общем, отрасль вырывается из порочного круга.
– А почему у нас субсидии выплачиваются только в том случае, если квартплата выше 22 процентов совокупного дохода семьи? – продолжает Нина Ивановна. – Это самый высокий в России показатель определения малообеспеченности граждан. В Москве, к примеру, 18 процентов.
– Сегодня в Татарстане средний тариф на 25 процентов ниже среднероссийского показателя. Кроме того, в республике действует система сбалансированного субсидирования: помимо субсидий по малообеспеченности и субсидий-льгот, с 1 января нынешнего года введены дополнительные меры адресной социальной поддержки населения. Я имею в виду субсидии на централизованное отопление и на ограничение роста платежа. С учетом всего этого в Татарстане квартплата для получателей субсидий составляет в среднем 14,1 процента совокупного дохода семьи, для остальной части населения – менее семи процентов.
– Можно расшифровать это на конкретном примере?
– Очень просто. Допустим, казанский пенсионер получает пенсию 2535 рублей, проживает в однокомнатной благоустроенной квартире. В сентябре он заплатил за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальных норм 462 рубля. Доля его собственных затрат составила 18 процентов, а с учетом получаемых в денежном выражении льгот – лишь 11 процентов. Для сравнения: в советские времена средний расход на ЖК-услуги составлял три процента от семейного дохода, что было соизмеримо с ежемесячными тратами на сигареты.
Наша проблема – в неинформированности. Татарстанцам, да и в целом россиянам кажется, что у нас гораздо хуже, чем в других странах, поэтому и придумали реформу ЖКХ. Говорим, что много платим, а, к примеру, в Израиле на квартплату уходит 30 процентов семейного бюджета. И в других развитых государствах не меньше. Или возьмем Казахстан, руководство которого отрапортовало о завершении реформирования ЖКХ. Просто там государство в одночасье ушло из этой сферы и все. Населению сказали, мол, делайте, что хотите: создавайте товарищества собственников жилья или пользуйтесь услугами ЖЭУ, платить за жилищно-коммунальные услуги будете по рыночным расценкам, при этом никаких дотаций отрасли и субсидий малоимущим не будет. Сначала был шок, зато жилищно-коммунальная система очень быстро преобразовалась.
В Татарстане выбран более мягкий путь.
– Позвольте узнать: кто разрабатывал нормы для расчета субсидий и по каким критериям их назначали? – спрашивают ветеран труда Ильгиз Кадыров из Казани и Марина Уварова из Чистополя.
– На основании постановления Правительства РФ от 30 августа 2004 года “О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг” республиканским Правительством в конце прошлого года принят аналогичный документ, которым определен порядок предоставления субсидий. А также утверждены социальные нормы площади жилья и предельные объемы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения, применяемые при расчете субсидий. В постановлении прописано, как считать субсидии для различных категорий граждан. При этом основным критерием является доля расходов на ЖК-услуги в совокупном доходе семьи.
Эта “капитальная” проблема
Вопросы, связанные с капительным ремонтом жилых домов, вернее, с его отсутствием, явно превалировали над другими темами. На “прямую связь” дозвонились из Казани жители микрорайона Танкодром, двух домов, что на улице Новаторов, Геннадий Варешин, а также Наиля Зарипова из Альметьевска и многие другие. Люди утверждают, что рука мастерового не прикасалась к их домам 30 и более лет, на протяжении долгого времени жильцов обветшалых строений лишь “кормили” обещаниями, а теперь предлагают создавать товарищества собственников жилья и самим решать “капитальную” проблему.
– Мы не виноваты, что нас “кинули”, – возмущаются граждане. – Государство должно сначала отремонтировать наши дома, а уж потом предлагать образовывать ТСЖ.
– К сожалению, приведение в порядок жилищного фонда – самое больное место реформы ЖКХ. Сегодня эта тема обсуждается на самых разных уровнях власти. Государство не намерено устраняться от решения этой проблемы. Нашим министерством планируется разработать проект закона “О порядке ликвидации недоремонта жилищного фонда Республики Татарстан”.
В связи с тем, что в последние годы финансирование капремонта увеличилось, жилье более-менее стало восстанавливаться. Этому также способствовало введение федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта на один квадратный метр общей площади жилья (в прошлом году – 2,6 рубля, в текущем – 2,8, в 2006 году – 3,2 рубля). Думаю, муниципалитетам придется закладывать в свои бюджеты средства на капремонт. Для выполнения данного стандарта и ликвидации недоремонта прорабатываются схемы привлечения взаимных ресурсов. Например, предлагается эти средства аккумулировать в целевом фонде и направлять на восстановление жилых зданий, причем независимо от того, кому дома принадлежат – муниципалитетам или товариществам.
Когда ТСЖ будут нормально функционировать, люди смогут самостоятельно решать, какие виды ремонта необходимо выполнить в их доме, кого из подрядчиков привлечь к этому делу. Будут сами распределять между жильцами расходы по содержанию и ремонту здания. И их деньги уже не уйдут на латание дыр в “чужих” домах, как нередко бывало доселе.
– Значит, нам все-таки придется ремонтироваться за счет своего кармана?
– В соответствии с новым Жилищным кодексом собственники жилья обязаны оплачивать расходы по капитальному ремонту жилищного фонда. Но государство в любом случае занимается решением этого вопроса. Поймите, у нас свыше 70 процентов жилья приватизировано. Люди бесплатно получили квартиры в собственность, так почему же государство должно полностью за свой счет решать текущие проблемы? Вот жители частного сектора за свои деньги построили себе жилье, самостоятельно содержат его и ремонтируют. И не требуют доступа к бюджетным средствам. Хотя такого набора услуг, как жильцы многоквартирных домов, не получают. Чем сельчане хуже горожан?
– Но ведь мы всю жизнь платили за жилье…
– …Оплачивали жилищно-коммунальные услуги. Но квартиры получили от государства в собственность безвозмездно. К тому же недоремонт существовал всегда. Собираемых с населения платежей и выделяемых из бюджета денег не хватало, чтобы отремонтировать хотя бы десять процентов жилого фонда. В прежней непрозрачной ЖК-системе жилищники делали вид, что ремонтируют жилье, перебрасывая средства с одного объекта на другой – по своему усмотрению. Это было серьезнейшей ошибкой того времени.
Как результат, в республике 21 тысяча многоквартирных домов, из них в 15 тысячах – те или иные проблемы…
– Марат Шакирзянович, вы активно пропагандируете товарищества собственников жилья. А не станут ли они хорошей лазейкой для любителей нажиться за счет других? – опасается житель Казани Рустем Галиакберов.
– ТСЖ – это некоммерческая организация, с помощью которой собственники жилья осуществляют управление жилым домом. Решение о создании товарищества принимается на общем собрании собственников жилых помещений. Такое собрание является органом управления многоквартирным домом и, соответственно, высшим органом власти ТСЖ. Собственники избирают председателя ТСЖ и правление, которое будет вести всю конкретную работу по управлению жилым домом. А финансовую деятельность товарищества контролирует ревизионная комиссия, также избранная на общем собрании. Причем члены правления не могут входить в состав комиссии. Таким образом, эффективность работы ТСЖ зависит от самих членов товарищества, которые должны постараться выбрать честного, порядочного председателя…
“Энергетическая” тема
Многие наши читатели озабочены “энергетической” тематикой. Жителя Казани Владимира Спирина интересует такой вопрос:
– “Татэнерго” и “Казэнерго” продают тепловую энергию по разным ценам. Почему так происходит?
– Тепло от “Татэнерго” дешевле, потому что в системе этой компании существует внутреннее перекрестное субсидирование между электрическим хозяйством и тепловым. “Татэнерго” продавало тепло “Казэнерго”, которое несло расходы по доставке энергии потребителю, обслуживанию сетей, за счет чего ее стоимость увеличивалась. При этом еще и возникало двойное налогообложение. Республиканская энергокомпания платила налоги как продавец. Казанское предприятие часть тепла вырабатывало на собственных котельных, а часть – покупало и перепродавало, за что также отчисляло налоги. Чтобы уйти от этого, энергетики приняли решение объединиться и создать одно юридическое лицо. Так что стоимость тепла для всех казанцев будет общей.
За жителей поселка Константиновка (Высокогорский район) ратует Вероника Ефимова:
– Почему мы платим за отопление 800 рублей, то есть в четыре раза больше, чем в Казани? В отделе тарифной политики вашего министерства нам объяснили, что это связано с разными источниками тепла. Что это означает? И существует ли способ снизить нам платеж?
– В связи с тем, что в этом году мы перешли на стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, установлены экономически обоснованные тарифы, покрывающие затраты предприятия, оказывающего услугу, с учетом его пятипроцентной рентабельности. Стоимость теплоэнергии в городах и районах республики различна и зависит от характеристик оборудования, которым оснащены теплоисточники, степени его загрузки, протяженности сетей, поставщика и объема покупных услуг, износа основных фондов и прочего, а не от места нахождения потребителей услуг.
В Казани стоимость тепла действительно ниже, чем в поселке Константиновка, – за счет использования покупной тепловой энергии “Татэнерго”, которая дешевле той, что вырабатывается собственными котельными Константиновского многоотраслевого производственного предприятия ЖКХ.
Именно поэтому с 1 января в республике выплачивается субсидия на централизованное отопление сверхнормативной площади (но не более 50 процентов от социальной нормы площади жилья на семью – при условии, что среднедушевой доход не превышает 3200 рублей). А также субсидия на ограничение роста платежа за ЖК-услуги в зависимости от среднедушевого дохода домохозяйства (чем ниже доход, тем ниже платеж).
Фальгизу Катину волнует:
– Почему за электроэнергию берут по фиксированному тарифу, когда мы “сжигаем” гораздо меньше?
– Действительно, тариф на электрическую энергию фиксированный и устанавливается Республиканской энергетической комиссией. В текущем году для населения он составляет 1,06 рубля за один киловатт-час. Но платеж может быть и нефиксированным – взиматься исходя из объема потребленной электроэнергии. Плата за коммунальные услуги устанавливается с учетом их фактического потребления (при наличии приборов учета) либо по определенным нормативам, в которых учитываются требования к качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. В многоквартирных домах при отсутствии поквартирного учета расхода электроэнергии платеж начисляется в зависимости от состава семьи, количества комнат и наличия электроплиты…
Было бы удивительно, если б в период отопительного сезона к министру строительства, архитектуры и ЖКХ граждане не обратились с жалобами по поводу отсутствия тепла. Марату Хуснуллину надо отдать должное – он тут же распорядился оперативно направить с проверкой по адресатам сотрудников Госжилинспекции. В основном факты подтвердились. К примеру, на МУП “Вахитовское райжилуправление” (Казань) составлен акт об административном правонарушении, ему предписано нормализовать теплоснабжение дома №44/6 по улице Достоевского.
Учимся считать
Наши читатели стали задавать вопросы, которые еще недавно можно было отнести к разряду “экзотических”.
– Будут ли устанавливаться в квартирах индивидуальные приборы учета горячей, холодной воды и тепла? – спрашивают они.
– Приборами учета холодной воды должны быть оснащены все квартиры домов, которые сдаются в последнее время – это предусмотрено проектами и СНиПами. Счетчики учета горячей воды не устанавливаются – они слишком дорогие, то же самое относится и к тепловым счетчикам. Согласно СНиПам на один дом ставятся общие (домовые) приборы учета горячей воды и тепла, потребление которых делится пропорционально между жильцами. Но если вы считаете, что переплачиваете за поставку этих услуг, вам не возбраняется за свой счет установить в квартире счетчик.
– Почему же тогда в ЖЭКе отказываются делать это и производить индивидуальный расчет, если не все жители, хотя бы в пределах одного подъезда, изъявили желание обзавестись таким оборудованием?
– ЖЭКи поступают неправомерно. Однако у них на то есть свои объяснения. Существуют сетевые утечки, неэкономные потребители, которые льют воду почем зря. В итоге, когда часть жильцов ставят счетчики, а часть – нет, получается, что одни покрывают расходы других. Вот яркий пример. Жители Чистополя, где налажено производство приборов учета воды, в массовом порядке установили их у себя дома. Как результат – местный водоканал чуть было не разорился. Население стало оплачивать исключительно потребленную услугу. А ведь имеют место несанкционированные врезки в водовод, потери в сетях. И оказалось, что разницу между показателями домового прибора и квартирных оплачивать некому. Водоканал не может ни заложить эти потери в тариф, ни списать их…
А вообще, пора серьезно взяться за наведение порядка в области учета и экономии потребления услуг. Я часто констатирую тот факт, что в Татарстане расход коммунальных услуг в физическом объеме в два-три раза больше, чем в любой европейской стране. Это говорит о нашем расточительстве. И здесь виноваты не только сами граждане. К примеру, на протяжении недели из колонки казанского поселка постоянно текла вода, а водоканал не удосуживался устранить течь.
Или еще. Класс точности большей части приборов электроучета не соответствует современным требованиям, что приводит к огромным потерям электроэнергии. Сегодня Минстрой с “Татэнерго” находятся перед дилеммой: заложить расходы в тариф либо решать эту проблему путем соответствующей государственной программы.
Вопрос, конечно, интересный…
В последней части нашего повествования мы предлагаем вашему вниманию ответы на некоторые из поступивших “сигналов”, охватывающих разные темы.
– Как решается вопрос с налогом на землю, на которой стоят дома, где проживают собственники жилья? – интересуются председатели товариществ собственников жилья.
– В городах и районах республики этот вопрос решается по-разному. По законодательству оплачивать этот налог должен пользователь земельного участка пропорционально этажности, то есть за тот кусочек земли, на который проектируется его квартира. Но методика того, как это осуществить на деле, еще не разработана. В одних районах земельный налог оплачивают жилищные организации, в других его вообще отменили, поскольку не считают такое поступление достойным вкладом в доходную базу бюджета.
Конечно, когда стали создаваться ТСЖ, этот вопрос стал более актуальным. Но поскольку земельный налог передан местным органам власти, то и решение по нему должны принимать они. Одни главы считают, что население их городов или районов живет достаточно обеспеченно и может платить налоги, которые пойдут на развитие каких-то социальных программ, допустим, по обустройству дворов. Другим проще отказаться от этого. Коммунальное хозяйство, как и земельный налог, – это преимущество муниципалитетов.
Но наше министерство рекомендовало не брать данный налог хотя бы в переходный период, установленный законом о местном самоуправлении.
У Анатолия Ивановича Течина, проживающего в Московском районе Казани, такая проблема:
– Я в течение 24 дней не пользовался жилищно-коммунальными услугами – 12 дней лежал в больнице, потом долечивался в профилактории. Принес все подтверждающие это документы в ЖЭК-19, чтобы мне сделали перерасчет квартплаты, но их не приняли. Сказали – плати полностью. Правильно ли со мной поступили?
– В случае отсутствия отдельных жильцов по месту постоянного проживания не взимается плата за следующие ЖК-услуги: вывоз бытовых отходов, пользование лифтом, а если нет приборов учета коммунальных услуг, – за водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение, пользование природным газом, электроснабжение жилых помещений. Таким образом, плата не берется за те услуги, потребление которых зависит от количества проживающих. Платить за содержание и ремонт жилья придется в любом случае.
Но граждане должны заранее в письменной форме уведомить о своем предстоящем отсутствии организацию, осуществляющую расчет и начисление платежей за ЖК-услуги. А по возвращении домой в недельный срок сообщить о прибытии и предоставить соответствующие документы: справку лечебно-оздоровительного учреждения, командировочное удостоверение, справку садоводческого товарищества, а также иные заверенные печатями документы, подтверждающие срок и место нахождения гражданина.
После чего вам сделают перерасчет оплаты невостребованных жилищно-коммунальных услуг. Организация, занимающаяся этим, имеет право проверить факт отсутствия заявителей в месте постоянного проживания. И если он не подтвердится, не будет и перерасчета.
– Почему в счете-фактуре каждый месяц указывается разная квартплата? Разве цены на услуги повышаются не один раз в год? В ЖЭКе не могут дать вразумительного разъяснения по этому поводу, – недоумевает Люция Сафина.
– Начисление платежей за коммунальные услуги производится по показаниям домовых или квартирных приборов учета, а при их отсутствии – по нормативам потребления услуг. Показания счетчиков ежемесячно меняются в зависимости от фактического расхода услуг, соответственно разнятся и платежи. Кроме того, квартплата может изменяться в сторону уменьшения в случае недопоставки каких-либо жилищных или коммунальных услуг.
Но тарифы при этом остаются неизменными, поскольку федеральным законодательством установлено, что их пересмотр или изменение может осуществляться не чаще одного раза в год…
От редакции. Из-за ограниченности газетной площади мы не смогли опубликовать ответы на все вопросы, прозвучавшие в ходе “прямой связи”. Однако это не означает, что министр Марат Хуснуллин проигнорировал чьи-то чаяния. Тот, кто не обнаружил “себя” на этой полосе, может позвонить по телефону (843) 541-38-92 и услышать комментарий к своему вопросу.