Этой зимой Казань, да и другие города республики, выглядит примерно так, как в песне Макаревича: “Снег, город почти ослеп, красок на свете нет, есть только белый цвет…”
Есть только белый цвет
“Аномально снежная зима”, – уже два месяца это утверждение не сходит с уст тех, кто оценивает ситуацию в городах и весях республики. За день – двухмесячная норма осадков. Или даже трехмесячная? В общем, ну очень много. Информация об уборке улиц напоминает фронтовые сводки – работа идет круглосуточно, вывезено столько-то тысяч тонн снега, задействовано столько-то единиц техники… Есть объективные обстоятельства, усложняющие работу дорожных служб, ответственных за уборку улиц.
– Город растет, и если до 2006 года у нас было меньше 15 миллионов квадратных метров убираемых дорог, то сейчас – уже 18 миллионов, – говорит заместитель начальника отдела по связям с общественностью и СМИ казанского исполкома Лаззат Хайдаров. – Серьезную проблему при уборке доставляют автомобили. Еще пять лет назад их в Казани было примерно сто пятьдесят тысяч, сейчас – в два раза больше. В дневное время чистить дороги практически невозможно. А дальше будет еще сложнее – и городская территория будет увеличиваться, и количество машин. Так что жителям Казани надо с пониманием отнестись к объективным проблемам, которые возникают при уборке снега.
У горожан, однако, остаются вопросы. Во-первых, что это за месячные нормы такие, которые у нас почему-то регулярно выпадают за один день? Что-то типа средней температуры по больнице? Ну, допустим, прошлые зимы не были такими снежными – но ведь в принципе снег зимой еще никто не отменял! И, значит, нужно бы готовиться и к подобным форс-мажорным обстоятельствам… Тем более что такое же форс-мажорное прошедшее лето должно было насторожить: что-то не то происходит в небесной канцелярии.
– Вот если журналистам редактор скажет за один день сдать месячную норму материалов, вы ведь не справитесь… – образно комментирует Лаззат Хайдаров тяжелую жизнь казанских дорожников и коммунальщиков. Он прав – не справимся. Но есть примеры того, что городские службы не сильно и стремятся к тому, чтобы справиться. Вспомним первый транспортный коллапс, наступивший в Казани еще в начале декабря. Снег тогда повалил в выходные. Но ни в субботу, ни в воскресенье, когда на улицах было мало машин и ничто не мешало начать уборку (а ведь один из главных аргументов дорожников – машины вдоль обочин, мешающие расчистке улиц), так вот, в эти дни массового наплыва специальной техники на улицах замечено не было. За голову схватились в понедельник, когда город встал. Впрочем, и позже, когда дороги начали более-менее приемлемо чистить, на городских форумах можно было прочитать немало нелестных откликов на работу коммунальщиков:
“В выходной по всему городу проехал, аврала по уборке снега нет. Чистят Кировский район и Кировскую дамбу. Бегает один трактор по Булаку. Хотя обочины и улицы свободны от транспорта”.
“Едешь из Зеленодольска – дорога в две полосы. Как только въезжаешь в Казань – полоса одна, и плохо чищенная. То же самое, если ехать со стороны Лаишева. Выходит, в столице дело организовано хуже”.
Стихия сильней
“Сто долгих дней снег был сильней”, – поется все в той же песне Макаревича. И хотя сто зимних дней еще не прошли, уже сейчас понятно, что снежная стихия и правда оказалась нам не по зубам. Если, повторимся, с дорогами более-менее разобрались, то многие тротуары завалены сугробами полностью. Правда, кое-где отчаянные пионеры снежных прерий проложили узенькие тропки, но идти по ним не каждый рискует – того и гляди соскользнешь и утонешь по колено в сугробе… По идее, коммунальщикам бы фиксировать для себя эти тропки и расчищать хотя бы их, но… Ссылаются на то, что первоочередная задача – расчистка проездов, чтобы обеспечить доступ к домам мусоровозов, пожарных, “скорой помощи”, а уж чтобы заниматься тропинками – на это не остается ни времени, ни ресурсов…
Кстати, о людях. Кто-то из горожан, возможно, и сам бы не прочь помочь в расчистке тротуаров и дворов (где каждый снегопад тоже провоцирует этакий мини-коллапс). И ведь даже был такой призыв к населению со стороны горисполкома. Один мой знакомый позвонил в свою жилконтору с вопросом: где взять лопату? Ответ был лаконичен: лопат нет…
Как нет и дворников на все дворы.
– В Казани около шести тысяч многоэтажных домов и только тысяча семьсот дворников, – поясняет Лаззат Хайдаров. – Дефицит налицо. Профессия непрестижная, желающих работать мало…
Впрочем, возможно, городу хватило бы и этих дворников, если бы орудием труда у них была не дедовская лопата, а современная малая снегоуборочная техника. И такая в Казани есть. По данным исполкома, около 120 единиц. Правда, увидеть ее в наших дворах почему-то проблематично. Впрочем, понятно, почему. В управляющей компании Ново-Савиновского района, например, нам рассказали, что там такой техники – более десятка единиц. Но что такое эта цифра для огромного района? Новосавиновские жилищники планируют купить в этом году еще несколько машин, однако, во-первых, дворники в районе, оказывается, в основном женщины, им со снегоуборочными машинами, пусть и в мини-формате, управляться трудно. Во-вторых, цена вопроса немаленькая. А приобретают технику управляющие компании за свои деньги. На мой вопрос – планирует ли сам город покупать малую снего-уборочную технику для управляющих компаний? – Лаззат Хайдаров сильно удивился:
– Управляющие компании – частные организации. Как же мы можем что-то покупать для них на бюджетные деньги?
А вот по телевизору как-то показали сюжет про предприимчивого гражданина (к сожалению, не казанца), который купил такую снегоуборочную машинку и теперь зарабатывает деньги, чистя по заявкам дворы. Вот бы и Казани таких предприимчивых… Только захотят ли коммунальные службы делиться с этой “дворницкой самодеятельностью”? Проще платить своим работникам копейки и оправдывать этим их плохую работу, пока горожане, пробираясь через сугробы, размышляют, на что же уходят деньги, которые они регулярно отдают за уборку дворов…
И еще о технике. Снег с улиц мегаполиса вывозят огромные самосвалы, это совершенно нерационально, так как фактически такие машины возят воздух. А вот взять бы “КамАЗ”, добавить к нему несколько облегченных автоприцепов – думается, от таких мобильных автопоездов пользы было бы куда больше.
Поплывем по весенней воде
Вернемся к интернет-сообществу. В конце концов, сейчас на сообщения блогеров ссылаются даже центральные телеканалы. Вот и мы почитаем, что пишут казанцы, когда, например, слышат о планах закупки новой снегоуборочной техники.
“Лодки уже пора покупать, а то весной скажут, что неожиданно много снега растаяло”.
Ну, лодку не лодку, но резиновые сапоги я уже в обувных присматриваю. И как тут снова не вспомнить Андрея Вадимыча – “Снег скоро сойдет на нет. Город мой, словно корабль, поплывет по весенней воде”.
И ведь поплывем, понимаем мы, глядя на сугробы в полтора человеческих роста, выстроившиеся вдоль дорог.
– Снег вывозят и будут вывозить до весны, но убрать все из города просто нереально, – говорит Лаззат Хайдаров. И поясняет: в начале зимы для Казани было определено 12 снежных полигонов. После Нового года – еще 14. Снегоплавильная камера в городе сейчас работает одна, для строительства новых пока нет технических условий. Проще говоря – не найдены места, которые бы отвечали всем техническим требованиям для таких объектов.
Нетрудно представить, что нас ждет месяца через полтора-два при таком раскладе. “Вдруг” обнаружится, что грязные городские сугробы на берегах Казанки угрожают экологической безопасности. Экологи, конечно, предупреждают о таком исходе дела уже сейчас, но мы пока не готовы думать о столь отдаленных проблемах. Вот придет время – и опять будет аврал, фронтовые сводки, сообщения о круглосуточной работе… А о том, что хороший хозяин и к зиме, и к лету готовится заранее, никто не вспомнит.
“Такое ощущение, что хозяина в городе нет”, – это опять из Интернета.
“В Шотландии нынче из-за снега случился транспортный коллапс, так министр транспорта в отставку подал. У нас все ответственные чины как сидели на своих местах, так и сидят”.
Нельзя сказать, что городские власти ничего не делают для решения “снежной” проблемы. Делают. Стараются. Снег вывозят… Но можно снова говорить о “тысячах его тонн”. А можно о горожанах, которые ломают ноги на импровизированных пешеходных тропках в центре (уж не будем говорить об окраинах современного мегаполиса).
Сегодня 4 февраля. Чуть ли не ползимы впереди. Небесная канцелярия, не сомневайтесь, еще даст о себе знать. А потом ведь и новая зима придет. Какие уроки извлечем из того, что пережили?