Бытует мнение, что если всех футбольных болельщиков России объединить в одну партию, то к 2008 году это будет самое массовое общественное движение. Откуда такой вывод? По социологическим опросам, проводимым разными независимыми группами, за сборную России по футболу болеет от 65 до 70 процентов населения страны в возрасте от 14 лет и старше. Не надо быть большим специалистом в математике, чтобы представить, какая это мощная армия. Вот и посудите, что может произойти, если эту огромную массу направить по тому или иному руслу. И некоторые политики уже сделали попытки найти взаимопонимание с вожаками фанатского движения.
Болельщики всей России, объединяйтесь!
Сразу надо сказать, что мода на футбольных фанатов не образовалась сама по себе, а пришла в Россию из-за границы. И если задать вопрос: “Какая страна стала импортером такого продукта?” – то без труда каждый второй ответит, что Англия. Шумиха вокруг скандалов, зачинщиками которых стали футбольные хулиганы Туманного Альбиона, не могла остаться без внимания продвинутой части болельщиков на просторах от Калининграда до Курил. И фанатское движение, с преобладанием хулиганствующих моментов, постепенно стало, как плесень, покрывать околофутбольное пространство. Вначале в Москве и Санкт-Петербурге, затем перекинулось на менее крупные города, в которых были свои команды, выступающие в высшей или первой лиге. Когда волна докатилась до провинции, фанатизм как движение в Москве и Питере стал приобретать уже более организованный характер.
В столице сейчас даже создали Московское объединение болельщиков, которому прочат большое будущее. Нечто подобное есть и в ряде других стран, где футбол уже давно стал частью культуры. К примеру, в той же Англии существует ассоциация футбольных болельщиков, у которой есть соглашение о сотрудничестве с полицией.
Нечто подобное будет и в России, иначе в нашей стране не проживешь. И уж кому как не футбольным болельщикам знать, чем грозят непослушание и пререкания с работниками правоохранительных органов.
Наверняка россияне не забыли о побоище на Манежной площади в Москве в 2002 году, сразу после прямой трансляции матча чемпионата мира из Японии. Тогда сборная России проиграла хозяевам чемпионата, и болельщики, среди которых оказалось немало случайных людей, выплеснули свои эмоции прямо на площади. В результате были жертвы, а ущерб, нанесенный недвижимости и припаркованным авто, оценивался в очень больших суммах.
Именно после тех событий Госдума РФ оперативно приняла закон об экстремизме, а публичный просмотр футбольных телетрансляций после этого был запрещен властями.
Неудача сборной России в отборочном турнире чемпионата мира 2006 года вновь напомнила нам о том, что футбольные хулиганы в России остаются, как бы их ни пытались объединить и призвать к дисциплине: в Братиславе накануне и после матча сборных Словакии и России произошло несколько потасовок с участием российских болельщиков, которые завершились полицейскими арестами и соответствующими переговорами представителей МИД двух стран.
Фанаты не хотят, верхи не могут
Попытки объединить фанатов под одной “крышей” уже предпринимались. Еще Виктор Черномырдин в свое время пытался соединить их под лозунгом “Наш дом – Россия”. Не получилось. Не потому, что фанаты по своей натуре непатриотичные люди. Нет, я бы сказал, наоборот, за Родину они и жизни не пожалеют. Вот только “родина” должна быть реальной, а не эфемерной. Как говаривал один персонаж, “родина не там, где ты родился, а там, где тебе хорошо”. К примеру, Жириновский с 1998 года водит дружбу с некоторыми лидерами фанатского движения ЦСКА и “Динамо”. Помогает им с выпуском книг и журналов (на языке фанатов они называются “фанзинами”. – Прим. автора), финансирует поездки в другие города. Пытались наладить контакты с фанатским движением лидеры “Родины” и “Наших”. У кого-то получается неплохо, но футбольные болельщики ненавидят скуку и заорганизованность. И как только они начинают позевывать, слушая того или иного политика, считай, дело пропало. Возможно, поэтому Жириновский, умеющий расположить к себе подобный контингент, пользуется у фанатов большим доверием, чем все остальные.
Могу представить, что большинство наших читателей на огромных футбольных стадионах, вмещающих сорок и более тысяч зрителей, за всю свою жизнь ни разу и не были. Мне же за долгую практику спортивного журналиста пришлось побывать не только на стадионах советско-российского пространства, но и за рубежом. И когда оказывался в гуще болельщиков на английском стадионе во время чемпионата Европы или на матче чемпионата мира в США, всякий раз испытывал неоднозначные чувства. С одной стороны, хотелось делать так же, как все: в едином порыве вскакивать и гнать команду к воротам соперника, с другой – наблюдать эту картину как бы отрешенно и пытаться представить мощь фанатской волны, способной снести на своем пути любую плотину.
А каково сидеть на стадионе и видеть, как мощная волна из зрительских тел набирает силу, прокатываясь по трибунам! В Казани апогей такого явления пришелся на игру “Рубина” со “Спартаком”. И две тысячи москвичей, явно перед матчем “заведенные” пивом и другими стимуляторами и настроенные самым боевым образом, были удивлены единодушием футбольных болельщиков Казани. О тех же эмоциях, которые испытывает нормальный человек, оказавшийся совершенно случайно рядом с болельщиками ЦСКА на матче в Москве, и говорить не хочется. Представьте: стадион, легкий морозец, забирающийся под тонкую куртку, а рядом – несколько тысяч молодых парней, обнаживших торсы, в едином порыве выбрасывают вверх руки и грозно скандируют: “ЦСКА – чемпион!” У наиболее эмоциональных людей мурашки по коже от такой психотерапии пробегают, а слабохарактерные после этого стараются в один сектор с фанатами ЦСКА больше не попадать.
Но сами футбольные клубы не хотят всерьез заниматься болельщиками. Хотя, казалось бы, имея многомиллионный долларовый бюджет, можно было бы и выделить небольшую сумму на их организацию. Получается интересный момент. В футбол играют ради болельщиков, и когда на матчах полные трибуны – только приветствуют это. Но вся помощь им ограничивается дешевыми шарфами, футболками да частичной организацией выездов в другие города.
“Кузьмич” “мажору” не товарищ?
Футбольных болельщиков и фанатов можно делить на несколько категорий. Одна классификация – это “мажоры”, “кузьмичи” и “рядовые”. Другая, взявшая начало в английском фанатском движении, более академичная.
Начнем со второй. Все движение футбольных болельщиков строится по принципу пирамиды, в основании которой находятся поклонники команд, или так называемые supporters. Как правило, эта категория болельщиков посещает все домашние матчи. Следующая ступенька – фанаты. Для них характерно не только боление дома, но и сопровождение команды на выездные матчи. Соотношение численности первой и второй групп – десять к одному. Над фанатами стоят Ultras – те, кто руководит ими, и ряды этого “сословия”, понятно, малочисленнее. Что касается качественного среза, то среди Ultras есть образованные люди, обладающие организаторскими способностями, но есть и настоящие “клоуны”. Самая верхушка, как и положено ей быть, числом минимальна, но самая влиятельная – Ultras-Hools. Или, другими словами, хулиганы. Но реально их не так уж и много. У отряда болельщиков “Рубина” не больше двух, а вот среди “спартачей” наберется человек двадцать.
Если подойти с другой стороны к делению болельщиков на классы и сословия, то наиболее влиятельной частью движения являются “мажоры”. Это уже вполне состоявшиеся молодые люди, как правило, старше двадцати лет, имеющие незаконченное высшее или высшее образование, состоятельных родителей и прилично оплачиваемую работу. “Мажоры” верны одному клубу и знают о нем все – от истории до подробностей личной жизни звезд. Ездят на матчи своей команды не только по стране, но и за границу. Футбол по телевизору предпочитают смотреть в пивных барах и ресторанах, на больших экранах, потребляя пиво хороших сортов, но могут позволить себе и виски. Одежда вполне повседневная, что позволяет не выделяться из народной массы и всегда выйти “сухим из воды” в потасовках с фанатами других клубов.
“Рядовые” – самая многочисленная группа, представляющая из себя “пушечное мясо” в драках. Одеваются в джинсы, тяжелые ботинки, куртки “бомберы”, в драках используют цепи, бляхи от солдатских ремней, которые называют “прягами”. Дерутся везде, где подвернется случай, – в электричках, на пути к стадиону, во дворах и скверах. Потому и попадают в милицию чаще, чем другие категории фанатов. Из-за скудности финансов пиво предпочитают отечественных сортов и подешевле, как и водку. На выездные матчи хотя и отправляются, но добираются на “собаках” – на перекладных, электричками. Живут где придется, нередко на вокзалах, но бывает, что и на квартирах себе подобных, заранее договорившись о ночлеге.
“Кузьмичи” – люди не постоянные. На стадионы ходят с целью оттянуться, как правило, в выходные дни. На выездные вообще не ездят, хотя по молодости лет были легки на подъем и путешествовали с командой. Между собой фанаты называют эту прослойку “животами” – очень любят пиво, которое могут вливать в себя ведрами, отсюда и изъяны в фигуре. Характер работы может быть любой – от начальника отдела в страховой компании до госслужащего или пенсионера. Как правило, пьют по дороге на стадион или возвращаясь домой в компании себе подобных. Драться не любят, а все конфликты ограничиваются ругачкой в очередях за билетами, за пивом или к писсуару. Есть мнение, что именно “кузьмичи” первыми внесли в футбольную моду колпаки с рогами и бубенчиками.
Понятно, что такое разделение вполне условно, и если вы увидите на стадионе толстопуза в клубной футболке, явно смахивающего на директора вашей компании, еще не факт, что тот себя причисляет к категории “кузьмичей”. Не исключено, что ему до лампочки все эти деления, а на футбол он пришел поддержать соседа, с которым поспорил, что напялит на себя футболку 50-го размера, снятую с плеча родного сына.
Там, где змея не проползет и не найдет дорогу птица…
Продолжить эти строчки туристской песни вполне можно словами “фанат на пузе проползет, и ничего с ним не случится…”. И вспомнить рассказ бывшего главного тренера “Рубина” Виктора Антиховича о событиях, когда казанская команда играла еще в первом дивизионе. После матча с “Томью” на выезде, когда футболисты уже готовились к посадке в автобус, чтобы отправиться в аэропорт на чартерный рейс, к Антиховичу смело подошел подросток и без обиняков потребовал, чтобы команда взяла его с собой в Казань. Даже видавший на своем веку многое Антихович от изумления чуть не раскрыл рот – такого “наката” в Сибири он никак не ожидал. А потом ситуация приняла оборот, которого меньше всего опасался фанат “Рубина”, неизвестно как оказавшийся за тысячи верст от родного дома. Возможно, обратись болельщик к тренеру в другой форме, и получил бы он “добро” на полет вместе с командой. Но Антихович настолько был поражен нахальством, что категорически заявил “нет”. Однако подросток скосил мину на лице и так жалобно стал упрашивать, что Табаков вместе со Станиславским точно бы заявили: “Верим…”
– Если не можете взять с собой, так, может быть, деньгами на дорогу поможете? – взмолился юный фанат. – Три дня не ел и не пил…
Договорить болела не успел, увидев, что Антихович потянулся в карман за деньгами. Однако тренер еще не знал, что главный сюрприз ждет его в Казани. Спустившись по трапу самолета и вдохнув полной грудью свежий ночной воздух, он едва не потерял дар речи: на взлетной полосе стоял его недавний собеседник и буквально светился от радости нового свидания с Антиховичем!
Конечно, данный случай не характерный, но нередко игроки сами помогают болельщикам преодолеть заградительные кордоны, снабжают их контрамарками, помогают порою деньгами на пиво и бутерброды. Кому хочется, чтобы болельщицкая торсида скандировала его имя с трибуны, сдобренное негативными эпитетами? А болельщики вполне могут создать негативный имидж тому или иному игроку.
Кто не спрятался – мы не виноваты
От погромов, учиняемых болельщиками, больше всего страдают стадионы. Пластиковые кресла, которыми обязали оснастить трибуны всех стадионов футбольные начальники из Москвы, оказались самым удобным оружием “футбольного пролетариата”. И с собой на стадион не надо проносить, и всегда под рукой, только чуть приложи усилие, и ты сразу становишься опасен для окружающих. Подсчитать ущерб, который разъяренные болельщики принесли таким образом стадионам, невозможно. В Казани одними из первых, чтобы избежать лишних расходов и лишить фанатов привычных “аргументов”, в секторе для болельщиков демонтировали сиденья. Но файеры (ракетницы), поиск которых на входе ведется самым тщательным образом, на трибуны все-таки проносятся и пускаются в ход при первом удобном случае.
Отдадим должное руководству казанского Центрального стадиона, создавшему на арене и вокруг нее отлаженную систему контроля: 30 видеокамер ведут наблюдение за происходящим повсюду – от зрительских мест до подъездных путей, а за порядком на трибунах следят еще и усиленные наряды милиции.
Нынешний сезон стал как никогда богатым на “спринтерские” забеги на поле, которые осуществляют фанатские отморозки. Мало того, что они “наказывают” таким образом стадионы, задерживают ход матчей и телетрансляций, но они еще создают дополнительные проблемы футболистам своих команд. Если в прошлом сезоне таких “номеров” не было, то нынче в Казани случилось сразу два: один “забег” удалось предотвратить в зародыше, а вторую попытку фанаты все-таки использовали сполна. Такая же тенденция и на других стадионах страны.
Во избежание всяких ЧП не дают фанатским формированиям и свободно передвигаться по городу, встречая их на железнодорожном вокзале или на мосту через Волгу, когда болельщики приезжают на автобусах. Маршруты по казанским достопримечательностям отработаны так, что времени у приехавших остается перед матчем только на то, чтобы справить нужду да пройти контроль на входе. Может быть, поэтому истинных фанатов с “мажорами” в Казань приезжает все меньше и меньше. Но надо сделать одно исключение. Главные “забойщики”, или организаторы, как хотите их называйте, наученные горьким опытом, приезжают нелегально, в других вагонах, отдельно от основной массы, и свои дела все-таки проворачивают…
Казанских болельщиков больше всего не любят в Перми и Самаре. По крайней мере, такое бытует мнение. Нынешняя поездка в Самару республиканских журналистов едва не омрачилась большими неприятностями. Автобус, в котором ехали журналисты, местные фанаты приняли за тот, в котором в Самару добирались болельщики. И закидали его камнями. В итоге разбили одно стекло, а часть журналистов получила легкие царапины от брызнувших мелких осколков стекла.
P.S. В воскресенье, 23 октября, “Рубин” на Центральном стадионе будет принимать “Крылья Советов”. Ожидается, что вслед за командой приедут и фанаты “Крылышек”, агрессивно настроенные к своим казанским “собратьям”. Чем закончатся разборки болельщиков, сказать не берется никто. Но до футбольного матча им, похоже, уже дела нет.