По поводу крайне невысоких зарплат медиков и учителей шутили еще главные персонажи советской кинокомедии “Ирония судьбы, или С легким паром!”.
С тех пор ситуация изменилась лишь в худшую сторону – в 90-х кризис сильнее всего ударил по этим профессиям, низведя уровень зарплат в них занятых до полного неприличия. На столь безрадостном фоне прозвучавшее недавно обещание Владимира Путина повысить оклады отдельных категорий медиков и педагогов на суммы, которые и во сне им не снились, выглядит какой-то ирреальной, но страшно сладкой сказкой, обещающей обратиться в быль. Пожалуй, так бы все и было, если бы не одно уточнение Президента, прозвучавшее для многих, как приговор: зарплаты вырастут не у всех.
Вообще планы Правительства сразу после того, как были озвучены, вызвали в обществе, и особенно в среде самих медиков и учителей, множество самых разных вопросов. Учитывая опыт последних лет, можно точно сказать – это дурной знак. Особенно если вспомнить те же законы о страховании автогражданской ответственности и о монетизации льгот.
Сегодня в планах Правительства значительное – на пять тысяч рублей медсестрам и на десять врачам – увеличение заработных плат в медицине. Учителям тоже помогут, но опять же избирательно – лучшим школам и лучшим педагогам. Цели вроде бы благие – в медицине планируется ликвидировать жесточайший кадровый голод на тех должностях, где специалисты из-за низких зарплат работать фактически отказывались, особенно в бесплатных поликлиниках. В образовании хотят создать условия для увеличения у педагогов мотивации к улучшению качества обучения учащихся, к повышению учителями собственной квалификации.
Однако, задумывая какие-либо реформы, необходимо учитывать самые различные нюансы и тонкости той сферы, в которой они будут проводиться, так как именно при столкновении с ними многие хорошие задумки впоследствии начинают соответствовать поговорке: “Гладко было на бумаге, да забыли про овраги”. И случай с повышением оплат отдельным категориям врачей и учителей здесь не исключение.
Сначала о медиках. Огромный водораздел, по сути дела, пропасть в уровне зарплат, неизбежно поделит коллективы на две части, одна из которых превратится в людей второго сорта. И эта категория обиженных напрочь лишается всяких стимулов к труду, к повышению квалификации и качества своей работы. От людей, наблюдающих каждый день своих куда более преуспевающих коллег, можно ожидать чего угодно – от тихого саботажа до вымещения злости на больном. А ведь они будут работать с нами и нашими детьми.
Но если о психологической атмосфере в коллективах медиков остается только догадываться, то неизбежность исхода из больниц и поликлиник врачей, которым не подняли зарплату, можно гарантировать с полной уверенностью. Через год-два оголится другой фланг врачебного фронта, чтобы прикрыть который сюда опять придется в пожарном порядке бросать финансовые резервы.
На прошлой неделе министр образования Андрей Фурсенко заявил о том, что деньги, которые выделяются бюджетом со следующего года в значительно больших объемах, предполагается отдавать в первую очередь “хорошим” школам и “хорошим” учителям. Главный критерий и для тех, и для других – качество обучения учащихся. У учителей сразу возник вопрос: а как же быть с сельскими школами? Ведь такая методика распределения денег обрекает их на дальнейшее полунищенское существование. Но и в городе при более внимательном рассмотрении появится немало проблем. Как известно, школы у нас в основном построены по принципу: на каждый микрорайон – по учебному заведению. Представим себе, что часть школ попадает в разряд “хороших” с вытекающим из этого уровнем финансирования, другой части везет меньше. На практике это будет означать, что дети, которым не повезло с местом жительства, будут получать худшие знания, нежели их сверстники из соседнего микрорайона. Соответственно, в лучшие школы перетекут и самые высококвалифицированные педагоги. А кто будет работать в остальных учебных заведениях и чему будут учить там? Те школы, которые не оказались в числе успешных и богатых, попадут в замкнутый круг худших и бедных: для того, чтобы стать лучше, нужны деньги, а деньги будут лишь после того, как станешь лучше.
Кроме этого, если речь пойдет о выделении школам реальных денег за качество образования, то вся логика нашей жизни подсказывает: это приведет лишь к поголовному завышению оценок знаний учащихся. Ведь даже сейчас известно очень много случаев, когда ради красивых показателей “четверки” и “пятерки” ученикам “рисуют”. Не лучше ли сначала направить деньги на самое жизненно необходимое для школ, чтобы избавить учителей от позорной необходимости взимать с родителей поборы, а последних – их платить? То есть просто выйти на стопроцентное финансирование учебных заведений, которое необходимо как воздух каждой школе – и успешной, и не очень, и городской, и сельской.
Вопросов, увы, пока гораздо больше, чем четких и внятных ответов на них. Абсолютно не являясь сторонником уравниловки, все-таки думаю, что вопросы распределения денег в здравоохранении и образовании продуманы явно недостаточно, и прилив средств в эти сферы, как это ни парадоксально, может даже ухудшить ситуацию. Ведь деньги не только зарабатывать, но и тратить надо стараться с умом.