Выполняя одно из очередных журналистских заданий, мы заехали по пути и в это село, напросившись в гости к семье Муртазиных. Захотелось, что называется, из первых рук узнать о житье-бытье сельчан, об их настроении накануне выборов в органы местного самоуправления. Все-таки событие это для села крайне важное, меняющее прежние представления о власти, самой близкой к людям, к их повседневным нуждам и заботам. Сразу оговоримся, что сознательно не упоминаем название села, дабы нас не обвинили в пристрастиях к тому или иному кандидату и в желании повлиять газетной публикацией на выбор здешних избирателей.
Итак, семья эта обычная, рядовая. И по числу ее членов, и по достатку. У Муртазиных двое детей – трех и девяти лет. Мама после декретного стоит на учете на бирже труда, поскольку с ее профессией бухгалтера на работу в селе устроиться проблематично. Папа работает механизатором и заочно учится на механика. Семья непьющая, работящая и относит себя к обеспеченным гражданам. Во всяком случае, дом у них такой, что многие позавидуют, – 125 квадратных метров на четверых. Да и огород, который Муртазиных в какой-то степени кормит, немаленький – тридцать соток. Недавно вот продали картошку в Казани. Еще у семьи Муртазиных есть машина – “девятка”, не новая, правда, но планируют купить в скором времени другую. Как говорит Ильдар Муртазин, глава семьи, если работать, то и деньги будут. Например, этим летом комбайнером он за месяц получил двадцать три тысячи рублей. Труд, конечно, тяжелый, но и зарплата чуть ли не московская.
Казалось бы, живут себе люди, по идее, рассчитывая только на себя, ничего у государства не просят. Во всяком случае говорят, что их все устраивает.
Спрашиваю:
– А пособие на детей-то получаете?
– Да, семьдесят рублей.
– Хватает?
– Ну, разве это деньги? Хотелось бы, наверно, больше, – вот и вся жалоба. Но и третьего ребенка пока рожать не собираются, не та, дескать, пока ситуация. Получше с деньгами станет – родим, почему же не родить?
По логике, этой семье ничего от местной власти вроде и не надо. Стало быть, и на выборы идти нет смысла?
– Нет, что вы, на выборы мы ходим всегда, – говорит Гульнара Муртазина. – Мы уже два раза выбирали председателя нашего Совета самоуправления. – И перечисляет достижения местной власти.
Что любопытно, и за газификацию, и за воду говорят “спасибо” именно местному самоуправлению.
– Но ведь это же республиканские программы?
– Такие программы, конечно, дело хорошее. Но у нас-то душа за родное село, за свой дом болит, – поясняет хозяйка. – Глава района судьбой каждого конкретного двора озабочен быть не может. У него масштаб забот шире. А вот председатель местного самоуправления может, да и не просто может, а должен эти программы до конкретных людей, своих односельчан довести. А кто, кроме него? И потом, со своей нуждой просто так на прием к главе района или центральной власти в Казани не
придешь, а председатель твою просьбу и просьбу соседа до власти повыше донесет, подписи жителей соберет, чего надо “выбьет”. На то ведь мы его и выбирали.
К примеру, одна из причин, по которой Гульнара не торопится на работу, – отсутствие в селе детского садика. Вернее, есть нечто напоминающее садик, но водят туда десять ребятишек. Для остальных нет места. Младшая дочка Регина в очереди тринадцатая. И пока наступит ее черед идти в детский сад, пора уже будет учиться в школе. А средней школы тут тоже нет. Так что наказ к местной власти помимо извечной просьбы об асфальтированной дороге – еще детский сад и школа.
Вроде не совсем в компетенции местного самоуправления эти вопросы, но надеются жители именно на него. Реальной на селе считают именно местную власть.
– А еще сельсовет помог субсидии оформить и паспорта нам в районе поменял, – вступает в разговор Мадина Шакировна, мать главы семьи, зашедшая к сыну в гости.
Правильно, не каждый пожилой житель решится из деревни в райцентр поехать. Его “ногами и глазами” становится в этом случае депутат местного самоуправления. А еще сельсовет проводит конкурсы на лучший двор, организует праздники, например, Сабантуй.
Так что незаменимость своей власти в этом селе осознали давно, поэтому и заинтересованы в том, чтобы ее возглавил человек, неравнодушный к их проблемам, терпеливый и энергичный. И неудивительно, что, по мнению Муртазиных, все, даже не всегда активная в выборах молодежь, пойдут 16 октября выбирать именно такого. Тем более что в этом округе (а таких округов на подопечной местному совету территории десять) всего восемьдесят избирателей. Тут уж точно каждый голос имеет значение и способен сыграть решающую роль в выборе того или иного претендента на власть. Поэтому здешние сельчане не собираются пускать это дело на самотек.
Диана АРСЛАНОВА.