Что вы делаете, когда тяжело на душе? Уходите в себя или же, наоборот, делитесь своими проблемами с окружающими? Последнее гораздо полезнее, ведь, как установили психологи, если вы доверите кому-нибудь свою проблему, то сократите ее вредное влияние на психику в три раза. Но если человека, которому можно поплакаться в жилетку, рядом нет, то на помощь может прийти “телефон доверия”.
Марина (имя изменено) была на грани самоубийства, когда внезапно узнала, что вот уже полтора года делит мужа с другой женщиной. Любимый, обман которого стал явью, перестал скрывать свою двойную жизнь, а через неделю совсем ушел из дома. “Телефон доверия” стал единственной отдушиной для Марины, и именно благодаря этой службе женщина поняла, что жизнь продолжается, и даже нашла в своей новой ситуации немало положительных моментов.
Если тебе плохо, набери номер телефона священника
Прообразом современной службы психологической помощи считается основанное в 1953 году американским священником Чадом Варой движение добровольцев-непрофессионалов “Самаритяне”. В его рамках и была создана телефонная служба помощи людям, склонным к суицидам. Впоследствии “Самаритяне” превратились в самостоятельную интернациональную организацию “Международная дружеская помощь”. А само название “Телефон доверия” в Россию пришло из Польши и Чехословакии, где в 1967 году возникли службы для предотвращения самоубийств, со временем превратившиеся в службы психологической помощи.
В России “телефоны доверия” также вначале были, прежде всего, предназначены для людей, склонных к суицидам. Один из первых таких телефонов начал работать в 1981 году в Ленинграде.
Сегодня уже более 2500 консультантов в разных регионах России круглосуточно оказывают многопрофильную психологическую помощь по телефону. По обобщенным статистическим данным, в нашей стране ежегодно обращаются к помощи телефонных служб доверия около 1,5 миллиона человек.
Желающих высказаться больше, чем желающих выслушать
В нашей республике функционируют 11 телефонных служб, причем все они принадлежат трем разным министерствам – по делам молодежи, спорту и туризму, социальной защиты и здравоохранения. Это, по мнению психологов, позволяет “телефонам доверия” иметь различную специфическую направленность. Считается, что их содержание в финансовом плане невыгодно, поэтому как обособленные структуры они не существуют. В Татарстане, к примеру, все “телефоны доверия” функционируют при психологических службах только как дополнительная услуга. И даже в этом случае на каждую круглосуточную телефонную точку требуется как минимум десять психологов, плюс обслуживающий персонал. Были предложения объединить все “телефоны доверия” хотя бы в Казани и выделить для них единый номер с многоканальной линией, чтобы это была одна большая служба с многочисленным штатом психологов-консультантов. Конечно, это привело бы к меньшим затратам со стороны государства. Но на людях было решено не экономить, тем более когда речь идет о человеческой жизни. Более того, на сегодняшний день линии “телефонов доверия”, как правило, перегружены, и многие не могут туда дозвониться. Поэтому становится актуальным вопрос об открытии новых линий.
Какую службу выбрать?
Один из самых известных в Казани “телефонов доверия” – 277-00-00. Он функционирует уже 16 лет. Основные абоненты – молодежь в возрасте до 30 лет. Люди обращаются сюда чаще всего по вопросам супружеских и любовных отношений, а также в ситуациях, когда человек пытается разобраться в самом себе. В августе довольно много звонков поступает от абитуриентов, которых вступительные экзамены порой приводят в панику. Иногда сюда обращаются и дети, когда не знают, как поступить в той или иной ситуации.
– Самое главное в нашей работе – умение человека выслушать, – рассказывает психолог телефонной службы Гузель Ильязова. – При этом под него надо подстроиться и эмоционально поддержать. Разговор должен происходить в предложенной собеседником тональности. Важна даже его скорость. Мы не даем советов, скорее, клиент, позвонивший нам, в процессе изложения своей проблемы сам находит ее решение. Мы же только подталкиваем к этому.
По словам Г.Ильязовой, в последнее время участились звонки от казанцев, проходивших службу в Чечне. С ними не проводится необходимая психологическая реабилитация, поэтому среди этих людей велика склонность к суицидам. “Недавно к нам обратился один молодой солдат и со слезами рассказал, что ему постоянно снятся погибшие товарищи и это невозможно вынести, – рассказывает Гузель Шамилевна. – Наш специалист беседовал с ним два часа, после чего молодой человек наконец успокоился”.
Нередки звонки и от представителей сексуальных меньшинств, не знающих, как бороться с людским непониманием.
– А к нам, наоборот, часто обращаются пенсионеры и инвалиды, – рассказывает Галина Обухова, психолог социального “телефона доверия” 236-20-60. – Поэтому и специфика работы у нас особая. С пожилыми людьми разговор нужно вести доброжелательно, с участием относиться к их проблемам, снимать эмоциональное напряжение. К примеру, после вступления в силу закона о монетизации льгот наш телефон превратился действительно в “горячую линию”: пенсионеры требовали информации по тем или иным видам льгот. Но мы и в этом случае старались помочь, чем могли.
По словам Галины Николаевны, очень много людей звонят, устав от психологического одиночества, когда им абсолютно не с кем поговорить даже при наличии родственников. Часто они даже придумывают какую-нибудь ситуацию, которая якобы произошла с ними.
Очень много звонков от молодых инвалидов, которые хотят иметь друзей, встретить любовь и найти свое место в жизни.
– В этом случае, – говорит Г.Обухова, – мы оказываем и информационную помощь: сообщаем, к примеру, адреса и телефоны “клубов знакомств”.
Еще один телефон имеет более медицинскую направленность, так как находится в ведомстве Министерства здравоохранения: 272-40-80. Юрий Калмыков, руководитель этой службы, рассказал, что здесь работают только профессионалы – психиатры, психотерапевты, медицинские психологи. Звонки поступают в основном от людей, находящихся в тяжелом кризисном или предсуицидальном состоянии. Но обращаются и с другими вопросами.
Кроме перечисленных служб, в республике существуют и специализированные “телефоны доверия” – по ВИЧ-инфекциям и наркомании. Один из наиболее известных в Казани – 543-90-70. По этому телефону в любое время дня и ночи можно получить ответ на интересующий позвонившего вопрос.
Получил помощь – уступи линию другому
Плюсы “телефонов доверия” – это свободный доступ для каждого, круглосуточная психологическая и информационная помощь, а также полная анонимность, что немаловажно, ведь не многие желают, чтобы об их проблеме узнали окружающие. Однако есть у подобных служб и минус: при телефонном разговоре используется только так называемая вербальная связь, на основе которой специалист получает меньше необходимой для психологической помощи информации, чем при разговоре с глазу на глаз.
Работа на “телефоне доверия” считается интересной, но и сложной. Есть категория абонентов, которых психологи называют “зависающими”. У них появляется своеобразная зависимость от “телефонной помощи” уже после одного-двух звонков. Такие клиенты начинают часто звонить, по поводу и без, требуя к себе постоянного внимания. Несколько лет назад был случай, когда один из клиентов начал без надобности досаждать психологу звонками, а тот, конечно, не мог все время уделять одному человеку. Закончилось все трагически – звонивший узнал адрес телефонной службы, нашел этого психолога и убил его. В настоящее время все адреса телефонных служб засекречены.
Спасите меня по Интернету
Своеобразные “телефоны доверия” есть и во Всемирной паутине. Существует множество сайтов, на которых также можно получить необходимую психологическую помощь. Подобные службы пользуются большой популярностью у молодежи, для которой компьютер порой становится единственным другом. Но психологи к подобной помощи относятся с недоверием.
– По телефону, оценивая голос звонившего, его тональность, можно получить много информации, необходимой для решения проблемы человека, – считает Дмитрий Запарин, директор Республиканского центра социально-психологической помощи населению. – При переписке через Интернет такой возможности нет.
Психологи “телефонов доверия” предлагают звонить к ним не только в случае, когда человеку плохо, но и тогда, когда все в порядке, когда случилось что-то хорошее. Ведь, если поделиться с телефонным собеседником неожиданной радостью, ее благотворное влияние можно удвоить.