Хотела в гувернантки, попала в куртизанки

Лена несколько месяцев встречалась с Олегом, дело явно двигалось к свадьбе.

Автор статьи: Виктория ОСИНИНА

information_items_1347367029

Лена несколько месяцев встречалась с Олегом, дело явно двигалось к свадьбе. Ей и в голову не могло прийти, что жених, пригласивший в заграничное путешествие, хладнокровно и расчетливо продаст ее там в самое настоящее рабство. Оказаться обманом за границей и угодить в руки работорговцев – это, увы, сегодня распространенное явление, не обошедшее стороной и татарстанцев.


Циничный расчет Олега был прост: “товар” сам пересекает границу, “без шума и пыли”, а потом он объявляет ее родным, что Лена потерялась… И он сработал. Но куда чаще работорговцы действуют по отработанному плану, рассчитанному в основном на женщин, желающих разбогатеть быстрым и нехитрым способом.


Трэффик (общепринятый термин – от англ. trafficin – торговать чем-либо, международное обозначение торговли людьми) происходит во всем мире и преследует различные цели. Помимо продажи для проституции и других форм сексуальной эксплуатации, жертвы могут быть обречены на принудительный труд или даже на поставку органов для больных. По данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Международной организации по миграции (МОМ), ежегодно только с целью сексуальной эксплуатации вывозятся и продаются за рубеж более пятидесяти тысяч российских женщин и детей. Общее же количество таких жертв во всем мире, по разным оценкам, составляет от 800 тысяч до 4 миллионов человек. Подсчитано, что преступный доход от торговли людьми составляет около семи миллиардов долларов в год.


Трэффиком занимаются как отдельные лица, так и организованные группы, синдикаты.


Расцвет такого “средневекового бизнеса” объясняется, по мнению специалистов, экономическим неравенством, асимметрией рынка труда и бедностью, а также высоким уровнем домашнего насилия. Все мировое пространство принято подразделять на страны происхождения, назначения и транзита жертв трэффика. Россию относят в основном к первой группе. Российских женщин и детей “экспортируют” в Бельгию, Испанию, Германию, США и Канаду, в страны Ближнего Востока, Скандинавии и Азии.


Жители нашей республики в качестве бесплатной рабочей силы попадают в основном в Турцию.


Начинается все, как правило, вполне прозаично. Так, например, Але позвонила ее знакомая из Антальи и предложила подработать в отеле. Заодно пообещала и отдых на море. Неприятности начались сразу после приезда в Турцию. Хозяин отеля забрал у нее документы, якобы для регистрации. Затем, когда не было работы в массажном салоне, заставил ее исполнять обязанности второй жены, ссылаясь на мусульманские законы. Из дома девушку не выпускали, денег не платили, постоянно угрожая продать другому хозяину. К счастью, Але удалось тайком вернуть свой паспорт и сбежать.


В Казани уже три года существует специальная организация, занимающаяся проблемами и реабилитацией жертв работорговли. Общественный инновационный фонд в рамках проекта “Сейф-Хаус” не только оказывает моральную и социальную поддержку, но и предоставляет временное убежище тем, кому удалось, вырвавшись из плена, вернуться в Россию. За годы деятельности организации через нее прошло около сотни пострадавших от работорговцев. Такие люди возвращаются домой с глубокими моральными травмами, с чувством вины и стыда перед родственниками. Иногда в этот “букет” добавляются страхи и всевозможные фобии…


Вероника попала в “Сейф-Хаус” в тяжелом физическом и психическом состоянии. Она получила сотрясение мозга и повреждение слуха из-за побоев хозяина. После перелета на самолете, во время которого закладывало уши, бывшая невольница не на шутку испугалась, что слух потеряла совсем. В неволе хозяин принуждал ее обслуживать клиентов без средств контрацепции, оттого ее переживания усугублялись еще и страхом перед СПИДом и венерическими заболеваниями. Женщине пришлось срочно оказывать медицинскую помощь. К счастью, обзавестись опасными болезнями она не успела, хотя и провела в сексуальном рабстве месяцы. Веронике тридцать лет, она не замужем. До всей этой истории успела проработать год кассиром. Подруга уговорила поехать в Турцию на заработки – заняться гостиничным бизнесом, помогла оформить загранпаспорт, купить билеты, созвонилась с женщиной, которая встретила ее в аэропорту в Стамбуле.


Один из распространенных мифов, в которые упорно верят девушки до того, как попадают в неприятности, гласит: я смогу заработать много денег и, вернувшись, начать благоустроенную жизнь. Увы, свой путь к “процветанию” они начинают с “долгов” – за документы, билет на самолет, пребывание в пути. И прежде чем они увидят хоть один собственный доллар, приходится “возвращать” эти долги. В случае болезни, естественно, ни о каком нормальном медицинском обслуживании речи не идет. Врача сутенеры и хозяева вызывают лишь, доведя болезнь до крайней стадии. При этом все расходы записывают опять-таки на счет жертвы, тем самым усугубляя ее “долг”.


Первая хозяйка Вероники избивала ее и морила голодом. Между Сирией и Турцией существует соглашение о безвизовом въезде и выезде в эти страны на короткий срок. И следующий хозяин время от времени вывозил своих “наложниц” в Сирию, где в течение нескольких дней девушки зарабатывали для него на сексуальном поприще. Третий хозяин Вероники привез ее в дом в Анкаре, где уже проживали три девушки. Выходить из дома им не разрешалось, продукты привозил сам, одна из девушек готовила пищу. Иногда в качестве поощрения хозяин покупал невольницам новую одежду. С клиентами надо было разговаривать исключительно на турецком языке, за ослушание наказание следовало жестокое.


Одной из девушек удалось вырваться на свободу, и она обратилась в полицию. “Наложниц” освободили, и все они дали показания против своего “патрона”. В течение следующих двух месяцев после освобождения Вероника находилась в Анталье в лагере для перемещенных лиц. Медицинскую помощь здесь ей никто не оказывал, кормили плохо, в комнате жили по шесть человек, спали на двухъярусных нарах. Те, кто провел в лагере уже по полгода, начинали болеть туберкулезом.


Наконец, оказавшись в Москве, Вероника впервые за много месяцев выспалась на нормальной гостиничной кровати. Сюда ее поселил сотрудник международной организации, он же и рассказал ей о “Сейф-Хаусе”, помог добраться до Казани.


Паспорт Вероники остался у подруги-вербовщицы, которая снова уехала в Турцию, так что сотрудникам “Сейф-Хауса” пришлось восстанавливать ее документы. Кроме того, Вероника очень боялась встречи с родственниками. Пришлось немало потрудиться психологам, чтобы она захотела и смогла-таки восстановить прежние семейные и социальные связи.


Вот такая грустная история. У нее еще относительно счастливый исход. Но есть случаи, и они не редкость, когда девушки в чужих странах исчезают бесследно. Так, судьба некой Алины из Казани до сих пор неизвестна. Замученная вечной нехваткой денег, долгами, Алина – продавец с Московского рынка – согласилась на предложение подруги вместе подработать все в той же Турции. Возможно, гувернанткой в многодетной семье. Алина заняла деньги на билет до Стамбула. Однако подруга в последний момент ехать вдруг раздумала.


В Турции Алине предложили заняться проституцией. В ответ на ее отказ отобрали документы, избили, заставили обслуживать клиентов, забирая все деньги. Держали взаперти. Потом перевезли в Болгарию. Лишь однажды, воспользовавшись оплошностью охранника, Алине удалось позвонить тетке в Казань. Девушка поведала ей о своих злоключениях и просила не разыскивать, боясь расправы своих хозяев. Вот уже несколько лет от нее нет вестей.


Весной этого года в Казани состоялась международная конференция по проблемам противодействия торговле людьми. Специалисты и сотрудники общественных организаций из Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Турции, Швеции и США обсуждали проблему и делились опытом репатриации и реабилитации жертв торговли человеческим товаром. Организаторы – общественный инновационный фонд Татарстана и Международная коалиция по противодействию торговле людьми “Ангел” – собрали за “круглым столом” представителей правоохранительных органов, психологов, социальных работников.


По мнению специалистов фонда, люди подчас становятся жертвами работорговли из-за своей наивности, самонадеянности и, как правило, полной неинформированности. Чтобы обезопасить татарстанцев, выезжающих за рубеж, в фонде проводят специальные консультации. К сожалению, через “Сейф-Хаус” проходят либо уже пострадавшие, либо единицы из тех, кто собирается на заработки за рубеж. Возможно, просветительские лекции по современной работорговле было бы полезно внести и в учебную программу для школьников, например, в план занятий по основам безопасности жизни (ОБЖ). Кого-то это убережет от рокового в жизни шага.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще