Семья с браком и без

Что такое семья?

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Что такое семья? Большой энциклопедический словарь поясняет: это группа людей, объединенных браком или кровным родством. С последним понятно, а вот по поводу брака все не так просто. Опросы социологов в Татарстане показывают: примерно четверть сегодняшних семей в республике – это те, кто не зарегистрировал официально свои отношения. Так что же тогда считать браком? И каковы плюсы и минусы так называемого гражданского брака, который становится все более привлекательным для сегодняшних молодых людей?


Зарегистрировался – и спи спокойно!

Детей своего мужа от первого брака Катя никогда не видела. Когда ее Эдик, солидный бизнесмен среднего возраста, оставил ради нее семью, его взрослые уже дочери порвали с отцом всяческие отношения. Этот факт вносил некоторый психологический дискомфорт в Катину в основном счастливую жизнь, но она старалась реже думать о неприятных моментах и чаще – о хорошем. Тем более что хорошего явно было больше: муж, который был на 25 лет старше, души в ней не чаял. Вскоре родился сынишка – вылитый отец, что еще больше укрепило их семью, особых материальных проблем у них не возникало. Правда, они с Эдиком официально так и не расписались, но Катя не привыкла придавать большое значение формальностям…


Однажды муж не вернулся с работы вовремя. А через некоторое время ей позвонили из его фирмы и сказали, что Эдуарда прямо из офиса увезли на “скорой” в больницу – инфаркт… Лечащий врач сообщил перепуганной Кате, что состояние его критическое и надо быть готовым ко всему. А через пару дней в квартире раздался телефонный звонок. Звонила старшая дочь Эдика. Очень интересовалась, как здоровье отца.


– Пять лет не вспоминала про него, а тут вдруг переполошилась, – недоуменно рассказывала молодая женщина в тот же вечер подруге, зашедшей на чашку чая. – И так, знаешь, подробно все выспрашивала – что врачи говорят, да как он выглядит…


– Чего ж тут удивляться, – усмехнувшись, заметила подруга. – Наследство замаячило…


– Какое наследство? – удивилась Катя.


– Да вот это все – и квартира, и машина, и, вообще, все, что у него есть… Случись с ним что – все им достанется! Ты ведь ему не жена? Не жена!


– Так ведь мы уже пять лет вместе, у нас ребенок! А у них и так все есть, Эдик им тогда и квартиру четырехкомнатную оставил, и машина у его жены своя была, а у дочек мужья – один богаче другого…


– Да мало ли что у них есть! Они свои права, видно, хорошо знают, пустят тебя по миру – и на ребенка твоего не посмотрят!


К счастью, Эдик выкарабкался и пошел на поправку. И хотя юрист, к которому не поленилась сходить на консультацию Катя, заверил ее, что ребенка, рожденного в гражданском браке, но записанного в паспорт отца, без жилья и средств к существованию никто не оставит, женщина все же поставила мужу условие: надо обязательно расписаться! И тот согласился. Даже пошутил при этом:


– Зарегистрируйте свои отношения – и спите спокойно!


Шутка, правда, в свете недавнего потрясения звучала мрачновато, но Катя после загса, действительно, почувствовала себя гораздо увереннее.


Плюсы уравновешивают минусы?

Конечно, не всегда так называемый гражданский брак чреват подобными ситуациями. И все же отсутствие официального статуса, ранга законности вызывает определенное напряжение, рождает неуверенность партнеров друг в друге. Кстати, вообще-то, если быть совсем точным, гражданский брак (в противоположность церковному) – это брак, зарегистрированный государством. А то, что большинство из нас понимает под этим термином, на языке социологии именуется фактическим браком, а в юриспруденции и вовсе квалифицируется как сожительство. Это союз двух одиноких людей, семейное будущее которых открыто. Они воспринимаются окружающими скорее как потенциальные, чем как реальные супруги. Их семейным и иным отношениям не придается серьезного значения. Подразумевается, что эти отношения могут завершиться заключением брака, а могут оказаться и не слишком длительными – се ля ви! Не случайно, что и несколько детей у внебрачной пары – картина довольно редкая.


Некоторые, правда, не желая официально регистрироваться, все же стараются хотя бы обвенчаться в церкви или пройти мусульманский обряд бракосочетания – никах. И это тоже будет брак – церковный. И чем более активно мы возвращаемся к религии, тем более приемлемым будет такой вариант. Ведь каждый человек и в зрелые годы остается немного ребенком, верит если не во Всевышнего, то хотя бы в саму процедуру освящения брачных уз: а вдруг она окажется более памятной и упрочит супружество? Но вот беда: церковный брак тоже не имеет никаких полномочий в светском обществе. Такая пара в глазах окружающих представляет собой союз, безусловно, смелый, но… не совсем настоящий, что ли. Да и религиозные обряды сегодня для большинства – скорее дань моде, нежели проявление истинной веры. Вспоминается случай, произошедший с немолодой уже казанской парой: долгое время прожив вместе нерасписанными, они решили обвенчаться, что не помешало мужу через пару лет неожиданно пойти в загс с другой женщиной.


И все же, несмотря на все минусы, неофициальный брак в нашей жизни присутствует. Он либо предшествует официальному, либо заменяет его. Партнерство вместо семьи предпочитают люди осторожные, чрезмерно серьезно относящиеся к браку. Сожительствуют и те пары, у которых нет уверенности друг в друге, в сложившейся семейной ситуации и будущем возможной семьи – особенно это относится к совсем молодым людям, не имеющим прочной материальной базы. Наконец, к этой форме совместной жизни прибегают супруги, чей первый (или очередной) брак еще не расторгнут и нет возможности выстроить новые, только что начавшиеся семейные отношения на законной основе.


Говоря о минусах внебрачного сожительства, нельзя не сказать и о плюсах. Главный из них – психологическая свобода. Ведь для определенной категории людей любое официальное действо, в котором необходимо участвовать, представляется неким насилием.


Кроме того, такой союз как бы снимает угрозу многобрачия, которое обществом в целом не одобряется. Не оформляя законных отношений, человек может заводить семью не единожды и… оставаться формально одиноким.


Еще одно преимущество – отсутствие любых обязательств друг перед другом, кроме моральных. Люди не должны вести совместный семейный бюджет, отчитываться по поводу собственного времяпрепровождения, даже жизненных планов. Прожив много лет вне законного брака, такие супруги заявляют о своем праве на выход из семьи в любой ситуации. Формально они остаются свободными, даже имея детей – общих или собственных. Правда, такая видимая легкость может привести к серьезным психологическим последствиям. Помнится, одна молодая женщина спустя четыре года после первых шагов по строительству собственной семьи посетовала: не нужно было соглашаться на сожительство. Опыт совместной жизни есть, обручальные кольца куплены, а соединять себя браком с избранником не тянет – слишком велико разочарование от прожитых лет. И кто знает – захочется ли ей еще раз попробовать создать полноценную семью…


Семья или партнерство?

Кстати, а что же семья? Как выглядит она на фоне разных вариантов брака? Ведь семья – зеркальное отражение формы супружеского союза, избранного мужчиной и женщиной. И, видимо, не случайно зарубежные социологи от понятия “семья” все чаще отказываются, заменяя его понятием “партнерство”. В новом термине заложено много информации. Супруги получают статус партнеров, семья становится похожей на деловую структуру, отношения в которой строятся по принципу взаимной выгоды. О любви как основном мотиве заключения супружеского союза в этом контексте говорить не принято.


Плохо это или хорошо? Вряд ли следует подвергать эту тенденцию какой-либо моральной оценке. Такое есть, и этим все сказано. Чем дальше мы уходим от авторитарного стиля жизни, навязывания личности какого-либо варианта действий, тем сильнее укрепляется в быту новая семейная мораль, которую современные “семьеведы” и социальные демографы называют антисемейной – это мораль, объясняющая поведение каждого отдельного человека. Ее принято называть индивидуалистической. Человек делает то, что нужно и приятно ему. И эти действия могут быть несовместимы с тем, что нужно для всей семьи, с ожиданиями брачного партнера, детей, родственников. И если раньше такая позиция осуждалась, то теперь у нее растет число поклонников. Следовательно, семейные нормы меняются и будут продолжать меняться. Какие мы, такова и наша жизнь!


И все же, несмотря на все перемены, три четверти состоящих в браке татарстанцев предпочли традиционные отношения, заключив официальный союз. Ведь так хочется иметь настоящую семью, в которой можно найти убежище от житейских бурь, почувствовать себя родным, нужным, любимым…


Лидия КАРЦЕВА.
Доктор социологических наук

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще