Прошло всего три недели после первого сентября, а родители школьников уже хватаются за головы: как дети осилят ту школьную программу, что им предлагают учителя? По шесть-семь уроков в школе, внеклассные занятия, домашние задания… Получается, что подрастающее поколение проводит за письменным столом по 10-12 часов в день. Такую нагрузку выдержит не каждый взрослый. С другой стороны, мучает вопрос: а нужны ли детям все те знания, что предусмотрены программой обучения? Поэтому мы и задали читателям, в основном родителям и специалистам, вопрос: “Все ли вас устраивает в школьной программе?”
Виктор Суворов, ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института: На мой взгляд, проблема заключается не в программах, а в качестве обучения в средних школах. Из 100 абитуриентов, подающих документы в наш вуз, положительные оценки на вступительных экзаменах получают 12 -15 человек. Хотя тройки в аттестатах о среднем образовании у кандидатов в студенты большая редкость. “Выводиловка” и раньше процветала в школах, но сегодня она достигла опасного предела. А все потому, что нет механизмов, которые бы соединяли государственные образовательные стандарты с учебными программами, методической базой школ. Я уже не говорю о том, что кроме обязательного минимума знаний их выпускники должны обладать коммуникабельностью, деловитостью, умением работать в группе и другими качествами, без которых сегодня невозможно преуспеть в выбранной профессии. Рынок труда “показухи” не приемлет. Конкурс в наш молодой вуз большой, и мы можем позволить себе роскошь предъявлять повышенные требования к абитуриентам, недобор нам не грозит. Но надо иметь в виду, что, срезавшись на экзаменах, молодой человек получает моральную травму, да и экономика города и региона нуждается в притоке достаточного количества конкурентоспособных специалистов.
Роза Харитонова, заслуженный учитель школы РТ, директор 18-й школы (г. Чистополь): Для завтрашних призывников, старшеклассников, наряду с изучением основ безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), необходимо ввести и начальную военную подготовку. Почему бы не возобновить уроки этики и психологии семейной жизни, которые проводились в недавнем прошлом?
Реалии жизни требуют больше уделять внимания изучению основ современной экономики, бизнеса, рыночных отношений. Чтобы наши выпускники были подготовленными к работе в новых условиях, умели зарабатывать себе на жизнь. Мы этому учим, но только на классных часах, чего, конечно, недостаточно.
Лариса Садовникова, главный специалист Минземимущества РТ: Нашим детям обещали, что с нового учебного года школьный день станет на два часа короче. Что-то пока я этой разгрузки не вижу. Старшая дочь у меня учится в десятом классе, так у нее каждый день по семь уроков, да еще плюс нулевой. Младший – в восьмом, и тоже по 6-7 уроков. Они, конечно, успевают к занятиям подготовиться – оба отличники, но не думаю, что детский организм долго сможет выдержать такую умственную нагрузку.
А еще знаете, что меня удивило в школьной программе обучения старшеклассников? У них, оказывается, всего раз в неделю преподают русский язык! Зато, говорят, появились новые предметы, например, информатика. Когда я училась в школе, русский у нас был каждый день по два часа, и то не все могут похвастаться отличным знанием предмета. По-моему, русский язык надо изучать и изучать, особенно сейчас, когда молодежный лексикон пестрит нецензурными оборотами. Образованный человек, прежде всего, должен быть грамотным, он должен правильно изъясняться, писать. Но получается, что школа теперь ставит перед учащимися другие приоритеты…
Надежда Павлова, мать двоих детей-школьников: Знаете, что больше всего меня поражает в нашей школьной программе? Абсолютное отсутствие системы обучения. Например, в учебниках чтения для младших классов есть все что угодно, кроме известных классиков нашей литературы. Там можно найти второстепенные произведения иностранных авторов, сказки малоизвестных народов. Или возьмите азбуку для первого класса. Там такие слова, как Монте-Карло, Ниагара, Амазонка и тому подобное. Нужно ли это первоклассникам?
Анна Ильина, ученица 11-го класса (г.Казань): После окончания девятого класса желательно разделить школьников на две группы: те, кто будут углубленно изучать гуманитарные науки, и те, кто – точные дисциплины. Очень много времени уходит на углубленное изучение “ненужных” дисциплин, а на профильные предметы ни сил, ни времени не хватает. Сейчас же приходится штудировать физику и математику, хотя я, например, точно знаю, что они мне для поступления в вуз не пригодятся. Мне нужны русский язык, литература, история…
Наталья ДОМАШНЕВА.