Изъять на срочную!

“Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты!

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА

“Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты! В Красной Армии штыки, чай, найдутся, без тебя большевики обойдутся!” Эти разудалые куплеты в народной памяти хранятся с трепетом и как минимум два раза в год с вызовом извлекаются на свет: во время весеннего и осеннего призывов. В них уже нет задорной самоиронии той доброй памяти лет, когда вопрос “служить или не служить” для юношей не существовал в принципе, а “откосить” от армии было делом позорным.


Прошлый весенний призыв был знаменит тем, что призывную комиссию республики возглавил сам Президент М.Шаймиев, а председателями комиссий на местах являлись главы администраций. Чем закончится нынешняя, осенняя призывная кампания, увидим только зимой.


Повестки военкоматов (все цифры были озвучены на недавнем республиканском совещании, проходившем в Нижнекамске, где первый заместитель Премьер-министра Татарстана Равиль Муратов лично принимал отчет о проведении весеннего призыва на военную службу) по нынешней весне получили около 28,5 тысячи юношей. Но явились на призывные пункты не все, а 98,6 процента, что, впрочем, можно считать немалым достижением, если учесть, что по итогам осени 2004 года в республике от армии “косили” 1300 “ваньков”, а через полгода – немногим больше 900. Тут, конечно, не в повышении сознательности дело, а в суровых действиях органов прокуратуры, куда было направлено с мест 140 материалов для возбуждения уголовных дел. Дела возбудили, довели до суда. Уклонисты числом 13 получили условные сроки; двое самых “крутых” схлопотали сроки реальные, а шестеро самых счастливых отделались штрафами. К административной ответственности было привлечено больше тысячи парней.


Если оглянуться чуть дальше в историю, то число уклонистов будет выглядеть почти неправдоподобным – в конце девяностых и начале двухтысячных от армии вообще “косили” тысячами. Так что те 917, которых по весне недосчитались военкоматы, это еще достойный результат по сравнению с тем, что было. Правда, и это количество сильно подрывает репутацию юношей и соответственно – взрастивших их районов.


Из числа тех, кто явился в военкоматы, солдатские сапоги надели далеко не все явившиеся: только 70 процентов были признаны годными к несению военной службы; остальные по разным причинам получили отстрочки. Результаты медицинских заключений проанализировали и пришли к выводу: чаще всего юноши получают отсрочки и освобождения из-за болезней костно-мышечной и соединительной ткани, нарушения обмена веществ, болезней органов пищеварения. Зато психические расстройства и заболевания пошли на спад, хотя в целом по республике призывные комиссии выявили 929 призывников, страдающих психическими расстройствами, в том числе наркотической зависимостью (63 человека) и хроническим алкоголизмом (16 человек). Для 39 молодых людей “удачей” освобождения от службы в армии стала ВИЧ-инфицированность.


К сожалению, общий кризис перевернул шкалу ценностей. Сокращение армии, социальная незащищенность военнослужащих, муссирование слухов и антиреклама в средствах массовой информации – все это серьезно повлияло на менталитет молодежи. Свою роль сыграли и родители, которые не желают подвергать детей армейским трудностям и изыскивают любую возможность для отсрочки. Добавьте неудовлетворительное патриотическое воспитание – и вот результат: четверть молодых людей не видит вокруг ничего, чем могли бы гордиться граждане России.


Это сказано для того, чтобы напомнить о стратегии военно-патриотического воспитания как главного фактора коренного перелома менталитета, что в тысячи раз сложнее силового “изъятия граждан” для исполнения священной обязанности – Родину защищать. Нижнекамск в плане организованности не то чтобы выглядит достойно, но с молодежью здесь работают, пожалуй, серьезнее, чем где-либо. По крайней мере, город и район с 285-тысячным населением выполняют наряд на 437 призывников, тогда как миллионная Казань – всего на 745.


Между тем осенний призыв начался, и с новым вызовом зазвучали старые разудалые куплеты. Как не попасть в солдаты, знают не только вполне пригодные по всем статьям к службе призывники, но и… члены Правительства. Все на том же совещании по итогам весеннего призыва первый заместитель Премьер-министра признался, что знает “ставки” за то, как “получить” язву или, скажем, косоглазие. В том смысле, сколько и кому нужно заплатить за “освобождение по состоянию здоровья”. В принципе, способ прекратить порочную практику есть, и очень даже нехитрый. Но не прекращают же!


Ну а пока военкоматы бьются каждый за свой “процент”. Временный толк от этого, конечно, будет. И это обиднее всего, потому что армейская служба – дело на самом деле святое.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще