На прошлой неделе с Бородинского поля, где проходил военно-исторический праздник, вернулась делегация казанского клуба “Витязь”, действующего при Национальном музее Татарстана.
Казанский “Витязь” – едва ли не единственный военно-исторический клуб страны, занимающийся реконструкцией костюма, вооружения и материальной культуры Золотой Орды XIV-XV веков. В Бородинском “сражении” “витязи” участвовали в качестве 7-го легкого пехотного полка наполеоновской армии. Руководитель клуба и отдела научной реконструкции при Национальном музее РТ Вячеслав Хабаров выбор направления объясняет так:
– Всероссийский военно-исторический фестиваль “День Бородина” насчитывает уже не один десяток лет. Большинство клубов, занимающихся военной историей, представляют, в основном, русские полки. “Французов” на фестивале мало, и когда на реконструкции баталии жиденькие цепочки “супостатов” атакуют и одолевают огромные массы русских войск (так задумано сценарием), то такое зрелище не прибавляет уважения русской армии… Поэтому мы и решили стать “французами”.
Плац-театр военных действий этого года демонстрировал один из самых замечательных эпизодов Бородинского сражения – штурм батареи Раевского, “рокового редута”. Атаки на это укрепление, предпринятые 26 августа (по старому стилю) 1812 года корпусом Евгения Богарне и пехотными дивизиями Даву, захлебнулись в ожесточенном сопротивлении русской армии. Как и столетия назад, редут несколько раз переходил из рук в руки. Тысячи зрителей с восторгом наблюдали за окутанным завесой порохового дыма полем боя, голос комментатора тонул в оглушительном грохоте пушек и ружейных залпов. Иллюзия реальности происходящего заставляла забыть о том, что за взрывами пушечных ядер – умелая работа пиротехников, а ружья начинены только порохом или петардами.
Участники сражений и свои лагеря оформляют в соответствии с материальной культурой того времени. В этом плане образцом для подражания можно было назвать французский “белый” лагерь (названный так по цвету палаток). Его устроители пользовались только аутентичными вещами, начиная с походных стульчиков и заканчивая посудой.
Надо сказать, что вопрос соответствия всегда здесь крайне важен. Например, чем может занять себя женщина на военно-историческом фестивале “День Бородина”? Встать в строй, подобно Надежде Дуровой? Расхаживать по полю в роскошном, напоминающем воздушное пирожное, платьице и скучать от безделья? В своем лагере Вячеслав Хабаров этот вопрос решил наилучшим образом: был создан швейный салон мадам Катрин. Под полотняным тентом установили деревянные гладильные доски, привезли утюги на углях, корзинки со швейными принадлежностями… Выглядело все очень натурально, и в первый же день работы к салону потянулось и русское, и французское воинство: кто-то просто хотел полюбоваться на барышень в чепчиках и кружевных передничках, кому-то надо было и впрямь отгладить мундир или пришить пуговицы к жилету. Благодарные клиенты, в числе которых был и главнокомандующий русской армии Александр Валькович (в миру – известный ученый-историк, президент Международной военно-исторической ассоциации), подносили дамам вина и шоколад. И самое главное – казанский швейный салон отлично вписывался в общий колорит.
Бородинское поле богато на памятные места, посещение которых стало доброй традицией. Пожалуй, ни на одном поле мира нет такого количества мемориалов. Большая их часть была установлена в преддверии столетия со дня Бородинского сражения императором Николаем Вторым. Одно из самых примечательных мест – Спасо-Бородинский монастырь, основанный вдовой генерала Тучкова-четвертого. Задолго до сражения Маргарите Тучковой приснился сон, что ее муж погибнет в битве при Бородине. Весной 1813 года она приехала на Бородинское поле, чтобы отыскать останки своего мужа.
…Опустело Бородинское поле, участники сражения распрощались до следующего года.
Лилия КОКАРЕВА.