Его не сломили ни угрозы, ни покушение

Однажды во время встречи с читателями мне задали неожиданный вопрос:
– Кто у нас в Татарстане сегодня самый “продвинутый” писатель?

Однажды во время встречи с читателями мне задали неожиданный вопрос:


– Кто у нас в Татарстане сегодня самый “продвинутый” писатель? Раньше таким был Абдрахман Абсалямов, каждый из романов которого издавался многократно, причем стотысячными тиражами. А кто сейчас пишет бестселлеры и есть ли такие?


Вопрос, как видите, с подковыркою. Но я ответил на него не задумываясь: да, есть такой. Это член Союза писателей Татарстана Рауль Мир-Хайдаров. Правда, в настоящее время он живет в Москве и пишет на русском языке. На нынешний день это самый высокооплачиваемый среди наших писателей. За счет своих литературных гонораров он приобрел роскошную квартиру в Москве, собрал богатую коллекцию современной живописи и даже подарил 60 картин историко-краеведческому музею родного города Актюбинска, где открыт специальный зал, посвященный знаменитому земляку.


Рауль Мир-Хайдаров родом из оренбургских татар. Он родился в 1941 году в заштатном городке Мартук Актюбинской области. По образованию – инженер-строитель. Много лет проработал в различных строительных организациях, изъездил всю страну вдоль и поперек. Писать начал сравнительно поздно. Свой первый рассказ “Полустанок Самсона” написал, когда ему стукнуло уже 30 лет. Первые его произведения отличаются достоверностью и психологизмом, но они не получили широкого отклика. Настоящую известность всероссийского масштаба писатель получил только в конце 80-х годов, после опубликования романа “Пешие прогулки”.


Это остросюжетный роман, основанный на достоверном фактическом материале. Писатель показывает в нем размах коррупции, взяточничества, сращения криминальных структур с партийной верхушкой, то есть все те явления, которые получили наиболее яркое и уродливое проявление в республиках Средней Азии. С одной стороны, интрига носит детективный характер. Но с другой – это по-настоящему реалистическое произведение, в котором впервые в нашей литературе давался глубокий анализ теневой экономики и коррупции в верхних эшелонах власти.


Несмотря на начало перестройки и гласности, путь романа к читателям был нелегок. Редакция журнала “Звезда Востока”, куда автор представил свой роман, обратилась к прокурору республики с просьбой дать правовую оценку роману, иными словами – дать добро на публикацию. К счастью, роман попал в руки умных людей, и такое “добро” было получено.


Публикация романа сразу же сделала автора знаменитым. Всесоюзное радио записало произведение на пленку, и оно изо дня в день в течение нескольких месяцев звучало в эфире. Позднее роман неоднократно издавался в Ташкенте и Москве, причем разовый тираж достигал 250 тысяч экземпляров. Всего же на текущий день “Пешие прогулки” переиздавались 19 раз общим тиражом более трех миллионов экземпляров. Ни одно из произведений писателей Татарстана никогда так масштабно не издавалось.


Одна из особенностей романа заключается в том, что многие персонажи – не только глубоко жизненные образы, но и хорошо узнаваемы. По Ташкенту, где в то время жил писатель, поползли разговоры и пересуды. Роман рвали из рук, за ним записывались в очередь. Популярность его в Ташкенте можно сравнить разве что с тем читательским откликом, который получили “Дети Арбата” А.Рыбакова.


Узнали себя и власти предержащие, и их прихлебатели. Посыпались угрозы по телефону, писателя шантажировали, угнали его машину. Этим дело не ограничилось. На автора было совершено покушение, после которого он только чудом остался жив. 28 дней Рауль Мир-Хайдаров пролежал в реанимации и долгие месяцы провел в больницах. Причем угроза его жизни была настолько серьезной, что прокуратура выставила у его палаты круглосуточную охрану. Не доверяя местным врачам, даже лекарства для писателя друзья его доставляли из спецклиник МВД и КГБ.


Мир-Хайдаров выкарабкался, хотя и остался инвалидом второй группы. Там же, в больнице, лежа с переломанным позвоночником, автор, положив на грудь специальную доску, стал работать над своим вторым романом “Двойник китайского императора”. Это произведение развивало ту же тему на еще более “горячем” и остром материале. После выписки из больницы автор вынужден был покинуть Ташкент и перебраться в Москву. Жилья у него тогда еще не было, и он восемь лет жил в Доме творчества в Переделкине, снимая здесь комнатку по коммерческой цене. Эта комната номер 106 стала для Рауля Мир-Хайдарова тем же, что и Болдино для Пушкина. Именно здесь написаны романы “Масть пиковая” и “Судить буду я”. Вместе с предыдущими романами “Пешие прогулки” и “Двойник китайского императора”, а также написанным немного позднее романом “За все – наличными” они составили целую серию “Черная знать”. Книги из этой серии издавались по десятку раз каждая, и общий их тираж превысил пять миллионов экземпляров. Ныне, когда книги издаются тиражами всего в одну-две тысячи экземпляров, эта цифра поистине впечатляет. Она лучше всяких положительных рецензий и отзывов говорит о широчайшем отклике у читателей.


И еще – о своеобразном таланте писателя, остроте чувства современности, умении заинтриговать читателя.


Творческий и гражданский подвиг Мир-Хайдарова получил отклик и за рубежом. Американская газета “Филадельфия инкуайер” прислала к писателю своего специального корреспондента и посвятила ему целую газетную полосу под общим заголовком “Исследователь мафии”. Позже писатель выступал во многих российских и европейских газетах по проблемам преступности. Его творчеству также посвящено множество газетных и журнальных рецензий. Во всех них отмечается, что автор – не просто рядовой “детективщик”, а человек, глубоко разбирающийся в проблемах преступности, отлично знающий правовые вопросы и умеющий нащупать самые болезненные нервные узлы общества. Подчеркивается, что это писатель-борец, бескомпромиссный и неподкупный. Между прочим, в юности Рауль увлекался боксом, имел первый спортивный разряд и неоднократно добивался первенства на городских соревнованиях. Этот свой бойцовский характер он сохранил и поныне.


На малой родине писателя, в его родном Мартуке, одна из улиц названа именем Мир-Хайдарова. (Редкий случай, когда такое делается при жизни!) Здесь же открыт литературный музей писателя, два школьных музея также посвятили свои экспозиции Раулю Мир-Хайдарову.


Как я уже отмечал выше, Мир-Хайдаров пишет по-русски. Но практически все его наи-более значительные произведения переведены на татарский. И сам он называет себя “русскоязычным татарским писателем”. Напрашивается параллель с Чингизом Айтматовым, который тоже пишет на русском, а затем его произведения переводятся на киргизский.


Не могу не отметить еще одной примечательной особенности писателя. Это человек широко образованный, начитанный, прекрасно разбирающийся во всех примечательных явлениях мировой литературы. С ним можно часами беседовать на самые различные темы. Он – страстный поклонник джаза, знаком со многими джазменами из оркестров Орбеляна, Кролла, Вайнштейна. Любит и знает балет, дружит с учеником Юрия Григоровича, народным артистом СССР Ибрагимом Юсуповым. Не пропускает ни одной заметной премьеры в московских театрах. Может подолгу рассказывать о своих встречах с Олегом Далем и Валентином Никулиным. Одним словом, это интереснейший человек, состоявшаяся личность. Может быть, именно этим во многом и объясняются его успехи в литературе.


Рафаэль МУСТАФИН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще