“Тетенька, дай 10 рублей, на хлеб не хватает…” – раздается сзади жалобный голосок. Оборачиваюсь – мальчик лет восьми в довольно грязной одежонке, неумытый, нечесаный. Предлагаю булочку, но он тянет: “Дайте лучше наличными…” Абсолютно ошалевшая, выгребаю последнюю мелочь, после чего довольный попрошайка пробирается к выходу из кафе, не забывая по ходу “развести” еще пару таких же, как я.
Через час встречаю своего знакомого на улице Баумана, но уже в компании с другом. Они стоят в уголке и, потупившись, выслушивают нотацию милиционера, а как только он отходит, быстро достают из-за пазухи целлофановые пакеты и припадают к ним, не обращая никакого внимания на окружающих.
Спустя некоторое время пацаны опять попадаются на глаза – в подземном переходе они дружелюбно беседуют с двумя молоденькими девушками. Как выяснилось, это студентки, работающие в свободное время в комплексном центре социального обслуживания “Доверие” при городском комитете по делам детей и молодежи. Света и Нина представляют одно из подразделений центра – службу “уличной” социальной работы, которая призвана выявлять неблагополучных детей и оказывать им помощь. Социальные, или, как их еще называют, аутрич-работники совершают рейды по рынкам, залам игровых автоматов, супермаркетам, другим людным местам. С такими, как наши малолетние герои, работники центра пытаются установить доверительные отношения. Им раздают буклеты с информацией о различных кружках и секциях, где дети могли бы проводить время, рассказывают об услугах центра. Социальные работники предлагают детям на выбор: поиграть в волейбол, научиться играть на гитаре, позаниматься в тренажерном зале и даже посетить специальный клуб для девочек. Детям из “группы риска”, в случае необходимости, могут дать разъяснения юрист, психолог, консультант по химической зависимости.
Света и Нина рассказали, что у обоих наших малолетних попрошаек – Миши и Руслана – родители пьянствуют и совершенно не занимаются их воспитанием. Мальчишки целыми днями слоняются на улице и занимаются тем, что “давят” на людскую жалость. Причем вырученные деньги тратятся исключительно на клей “Момент”.
Как пояснила руководитель проекта Эльвина Бабаева, не все дети охотно идут на контакт, но многих удалось приобщить к какому-нибудь интересному и полезному делу. “Мы не действуем силовыми методами, – подчеркнула Эльвина Гюльметовна. – Главное – убедить ребенка. Надо, чтобы трудный подросток сам захотел изменить свою жизнь”.
Эффект от такой работы, безусловно, есть. Часто выявляются новые беспризорники, находящиеся на улице недолго, а возвращать их к нормальной жизни значительно легче. Войти в контакт с ребенком при таком подходе гораздо проще, ведь общение с детьми происходит на улице, где они чувствуют себя абсолютно естественно. Но главное заключается в том, что дети понимают: к ним проявляют внимание, они кому-то нужны. А ведь это так важно, и не только для ребенка.