Жизнь казанцев разделилась на два периода – до тысячелетия любимого города и после. То, что было “до” – это массированная подготовка к юбилею и связанные с ней неудобства, а “после” – “отходняк”, или трудное возвращение в привычное житейское русло. Да и сами казанцы разделились на два лагеря. Первый – это обслуживающий гостей столицы персонал (уж больно много горожан было задействовано в подготовке и проведении юбилейных мероприятий). Второй являл собой праздно гуляющий люд, не обремененный какими-либо полномочиями, поэтому с легким сердцем наслаждающийся различными шоу, фиестами, музыкальными марафонами, концертами и прочими развлекаловками.
Без сучка и задоринки прошли официальные мероприятия – заседание Государственного Совета России, саммит глав стран СНГ, торжественное собрание, открытие многочисленных “объектов тысячелетия” вроде роскошного Международного конноспортивного комплекса, уникального Ледового дворца. Правда, беспрепятственно передвигаться по городу в эти дни могли разве что кортежи VIP-персон. Даже самый главный гость – Президент России Владимир Путин на торжественном собрании, посвященном 1000-летию Казани, извинился перед населением за доставленные по этой части неудобства.
А население терпеливо ждало “дня икс” – юбилейного 30 августа.
Этот день мы приближали, как могли
Готовиться к приезду “армии” гостей Казань начала загодя. Но, как у студентов перед сессией, времени на претворение в жизнь всего намеченного, как обычно бывает в жизни, не хватило. В итоге часть неприглядных местечек – типа обширных пустырей и недостроенных зданий в исторической части города, малопривлекательных автостоянок или развалин, таращившихся на прохожих пустыми глазницами окон, – аккуратно прикрыли щитами с портретами счастливых татарстанцев.
Успели расставить на улицах “пирамиды” из горшков с цветами. Выглядело симпатично и оригинально. Только вот какие-то несознательные горожане умудрились за ночь умыкнуть с нижней части пирамид (до верхней руки не доставали) по нескольку “кусочков красоты” – видимо, хотелось и свое жилище к празднику принарядить. Образовавшиеся в “пирамидах” пустоты срочно заполнили новыми горшками. Но в последующие дни и ночи вазоны уже бдительно охранялись.
Берега Булака заботливо выложили свеженьким дерном, которого, к сожалению, не хватило. Зияющие на склонах черные дыры аккуратно замазали зеленой краской.
Зато… Со скандально известной улицы Южной исчезли жрицы придорожной любви. А вместе с ними испарились и номера телефонов “досуга”, которые долгие годы во множестве красовались на казанских заборах.
С вокзалов и центральных улиц в срочном порядке депортировали бомжей и попрошаек. Домушники и хулиганы вели себя тише воды, ниже травы – в компании такого количества милиционеров, командированных сюда со всей страны, они чувствовали себя явно неуютно.
В головах водителей наступило просветление: они вдруг вспомнили правила дорожного движения, стали взаимно вежливыми и даже начали останавливаться на желтый сигнал светофора и пропускать пешеходов на “зебре”. Примерному поведению способствовали машины ДПС, расставленные на каждом перекрестке, и особенно слухи о московских гаишниках, дерущих с нарушителей “штрафы” по столичным расценкам.
Кстати, предельная строгость “неказанских” автоинспекторов распространялась на всех – без скидок на положение в обществе. Одного депутата Госсовета едва не наказали за пустячное нарушение. А предъявленные “корочки” еще больше рассердили суровых гаишников: “Ах, ты еще и депутат!..” Татарстанского парламентария спасло от конфуза лишь вмешательство местных стражей дорог.
Стой, кто идет?
Последнюю августовскую неделю город жил в режиме военной дисциплины. Бдительное око милиции фиксировало в центре столицы все передвижения граждан, которым категорически не рекомендовалось выходить из дома без паспортов. Особенно не повезло тем, кто проживает или работает вблизи мест проведения “элитных” мероприятий. К примеру, одна ответственная чиновница Кабинета Министров жаловалась, что за день раз десять на площади Свободы подвергалась досмотру и фейс-контролю. А жителям домов, расположенных вдоль Булака, настрого запретили не только открывать окна, но даже раздвигать шторы. Мол, зоркие телохранители проезжающих мимо VIP-персон могут принять ваши заблестевшие от восторга глаза за что-нибудь такое…
Предпринятые беспрецедентные меры предосторожности вполне объяснимы – тысячелетие города, да еще и с участием такого числа высокопоставленных гостей, Россия отмечала впервые. Может, кое-где палку и перегнули. Но не со зла же…
Однако недочеты в работе случаются даже у людей, специально обученных. Допустим, площадь Свободы, где в оперном театре проходило торжественное собрание с участием Владимира Путина, Минтимера Шаймиева и других президентов и глав регионов, была окружена плотным кольцом милиционеров в радиусе двух кварталов. Да и по самой площади курсировали отряды секьюрити. Дабы пробраться в святая святых, нашим журналистам пришлось несколько раз предъявить охране “бирки” аккредитации и специальные приглашения. Зато фотокорреспондент “РТ” с огромным кофром, от коего пришел бы в негодность любой металлоискатель, интереса у стражей почему-то не вызвал. В итоге, послонявшись по территории, наводненной людьми в черных костюмах и белых рубашках с галстуками, уставленной роскошными лимузинами, и не найдя ничего достойного своего внимания, он так же, по-английски, ушел.
Зато стражи порядка, пропускавшие зрителей на Центральный стадион 30 августа, явно перестарались. Несколько республиканских и российских журналистов, пройдя три кордона, где их тщательно осмотрели – перетряхнули карманы и сумки, – застряли на четвертом. Чем они вызвали подозрение на этом этапе, непонятно. Во всяком случае, свои действия милиционеры не объяснили. Так что Хворостовского “акулам пера” пришлось слушать с улицы.
Веселье по полной…
Напрасно скептики сомневались в том, что народ отважится спуститься в якобы ненадежную казанскую подземку, торжественно открытую в канун юбилея. Во-первых, наш народ, переживший не одну революцию, перестройку, дефолт, реформы, уже ничем не напугать. Во-вторых, любопытство, как известно, сильнее страха. В общем, во вторник казанцы буквально штурмом брали метро. На всех пяти станциях в кассы тянулись огромные очереди, жетоны на проезд быстро заканчивались, что повергало кассиров в панику. Вагоны по плотности “населения” походили на банки со шпротами. Диспетчер станции “Аметьево” сорвала голос, пока кричала в динамик: “Граждане, в который раз говорю – отойдите от края платформы… Вам что, жить надоело! Прекратите заглядывать в тоннель! Мужчина с ребенком, подумайте хотя бы о своем чаде!”
Компания “Кодак” чудом не понесла потери в рядах своих сотрудников. Хитроумные американцы решили использовать татарстанский праздник в рекламных целях, бесплатно раздавая гуляющим возле гостиницы “Татарстан” желтые пластиковые флажки с названием фирмы и символикой тысячелетия Казани. Однако, как всегда, не учли менталитет нашего народа. Простенькие халявные сувениры вызвали такой ажиотаж, что их юных распространительниц милиционеры едва извлекли из толпы – живыми, но весьма помятыми. Самыми ярыми поклонницами “Кодака” оказались старушки, умудрившиеся с боем добыть по охапке “стягов”. Зачем? Через некоторое время бабульки на центральной улице Баумана бойко торговали трофеями “по смешной цене” – пять рублей за штуку.
А неподалеку, в сквере Габдуллы Тукая, поэты пели дифирамбы древней Казани. Возвышенную атмосферу изрядно приземляли неприятные запахи со стороны памятника великому татарскому поэту. Однако Тукай был не повинен в “ароматерапии” – в нескольких шагах от пьедестала были размещены несколько огромных баков для мусора и биотуалеты, к которым выстроились длиннющие очереди.
Кстати, с сортирами в городе вообще была напряженка (впрочем, как и всегда). Почему-то казанские благоустроители уверены, что когда человек веселится, он забывает о естественных физиологических потребностях. Расчет на то, что обертки от мороженого и пустые бутылки граждане дисциплинированно унесут с собой, тоже оказался неверным. Встречающиеся кое-где урны были завалены, что называется, с бугром. Чему очень порадовались вороны, оккупировавшие “праздничные столы” в поисках вкусненького и блестящего. Азартно копошась в мусоросборниках, бесцеремонные птички расшвыряли вокруг добрую половину содержимого. На импровизированных свалках стоял гвалт посильнее, чем на официальной Самосыровской…
Происходящее на праздничных площадках города зрителей, безусловно, впечатлило и порадовало. Народ насладился зрелищем фантастических пируэтов в исполнении “водных фигуристов”. Добавил в кровь адреналина при виде немыслимых виражей реактивных “МиГов” и “Сушек”. Вдоволь наплясался под музыку знаменитостей татарской и российской эстрады. Да-а, зараз столько звезд на казанском небосклоне нашим астрономам наблюдать наверняка не приходилось за последнюю тысячу лет. Публику ублажали сладкоголосая Алсу, камерный Хворостовский, практически ставшие нашими земляками “На-Найцы” (кстати, именно в Казани шестнадцать лет назад группа “На-На” начала победное шествие по планете), “фабричные девчонки” в полном составе, любимец российских женщин Николай Басков, легенда советско-российской эстрады София Ротару и многие другие.
В защиту заезжих звезд можем сказать, что свои гонорары они отработали на совесть. И пели “вживую”, а вовсе не под “фанеру”. Просто огромный телемонитор на Ярмарочной площади слегка запаздывал с изображением, отчего у многих зрителей и сложилось впечатление, что певцы открывают рты невпопад…
В целом праздник удался – такого древняя Казань еще не видела! Что же касается “мелких брызг”, то они ни в коей мере не умалили, а только подчеркнули грандиозность торжеств. Ведь по прошествии времени чаще вспоминаются курьезы, не испортившие праздничного настроения, а лишь добавившие веселья.