В канун нового учебного года в чистопольском детском доме состоялся выпускной вечер, на котором впервые за последние годы проводили в большую жизнь сразу семнадцать его питомцев. Проблема с дальнейшей учебой решена, чего не скажешь о жилищной проблеме.
Сразу возникает вопрос: почему с таким опозданием провожают здесь ребят? Ответ прост. Для многих с трудом определяется новое место жительства. Все они будут переданы новым попечителям, как говорится, с рук на руки и сразу приступят к учебе. А пока нарядные, взволнованные, собрались они за праздничными столами в светлом просторном зале столовой, слушают музыку, теплые поздравления, последние напутствия своих воспитателей.
– Дорогие мои дети, – обращается к ним директор детского дома Ираида Мелехова, – провожая вас в самостоятельную жизнь, мы верим, что вам удастся преодолеть все трудности и невзгоды, добиться поставленной цели.
Грусть расставания растревожила сердца воспитанников, которые, выражая глубокую благодарность родному дому, уже не скрывали слез в семейном кругу. Еще вчера все вместе отдыхали в летнем лагере “Березка”, выращивали картофель, овощи, купались в Каме. Потом были увлекательное плавание на теплоходе “Алдан” до Самары и последняя прекрасная прогулка по камским просторам на судне “Отважный”, прощальный костер на закрытии лагеря.
Разве легко расставаться ребятам с детским домом, воспитателями, ставшими для них роднее родных, настоящим спасением?
Шестилетним малышом пришел в детский дом Артур Нигметзянов. Спокойный, старательный, он с ранних лет не доставлял хлопот воспитателям, был их помощником, всегда привлекал к себе ребятню. Еще в младших классах увлекся футболом, а потом стал ведущим игроком, капитаном команды “Интер”, которая на турнире “Российская надежда” в Белгороде среди детских домов России завоевала кубок и призовое место. По окончании девяти классов он решил пойти учиться на автослесаря и продолжить играть в футбол. Артур прописан в своей казанской квартире, где сейчас проживает дядя. Но паренек беспокоится, как сложатся отношения с родственником, с которым даже не знаком.
С трехлетнего возраста воспитывается в детском доме Татьяна Климентовская. Живая, общительная девочка успешно закончила не только девять классов, но и художественную школу. Участвовала в республиканском конкурсе “Рождественские фантазии”, поступила на отделение художника-модельера в Казанский техникум легкой промышленности. У нее также есть прописка, квартира, но сложатся ли отношения с матерью после многолетнего пребывания в детдоме?
Так же уверенно вступает в новую жизнь Юлия Ахметзянова, призер республиканских соревнований по теннису. В детдоме не сомневаются, что трудолюбивая девушка станет и настоящим мастером кулинарного дела. Постигать его она будет в чистопольском лицее, а жить, как и прежде, в детдоме. Такая возможность воспитаннице предоставлена далеко не от избытка жилплощади, а из-за ее безвыходного положения. Трудно сказать, как и где она будет жить по окончании лицея. Дом, в котором раньше была прописана, практически снесен.
Забыли при сносе дома и про детдомовца-чистопольца Евгения Новикова, который был в нем прописан и после выпуска, по сути, оказался на улице. Без жилья осталась и его сестра Настя, находящаяся сейчас в детдоме.
Без приюта и крыши над головой после выпуска из детдома и Денис Мингулов. Дом, где был прописан, сгорел, а с ним – и надежда на получение жилья. Такая же участь ждет и его сестру, детдомовку Оксану.
Нынешние выпускники полностью определились с выбором профессии, местом учебы. Гораздо сложней определиться с жильем и способами добывания средств существования.
– Если для Юли, Татьяны, Артура на первом этапе проблема жилья худо-бедно решена, – отмечает Ираида Ивановна, – то для многих выпускников она остается открытой. Беспокоит судьба круглого сироты Виктора Чернова, а также Розы Гафуровой, Рустема Хисамова, Олега Сметанина и многих других воспитанников детского дома, оставшихся без жилья. Его сегодня нет у большинства из почти пятидесяти воспитанников, покинувших детдом за последние пять лет. Несмотря на правительственные решения о льготном и обязательном предоставлении жилья воспитанникам детских домов, решать этот вопрос для наших питомцев становится все сложнее.
Потому здесь рады, когда воспитанники уходят в приемные семьи. Но по мере взросления у них также возрастает нужда в жилье, в котором, как правило, отказывают. Около 30 детей воспитывается сегодня в таких семьях, и ни одна из них не получила дополнительно ни одного квадратного метра жилья. Семерых ребят из детдома вырастила, дала путевку в большую жизнь чистопольская семья Минабутдиновых. Их воспитанники оканчивают вузы, техникумы, в лицее учится сегодня Ляйсан Галеева. В детдом она поступила из Кировского района Казани, где была прописана в доме по улице Фрунзе, который сгорел. Ни к чему не привели неоднократные попытки девушки получить жилье по месту рождения и прописки: она столкнулась с полным равнодушием и бездушием чиновников.
Не очень веселую историю поведал мне Николай Шигабутдинов, воспитанник этого детдома, в позапрошлом году поступивший в казанский лицей учиться на печатника. Сейчас он живет в общежитии в одной комнате с братом Айдаром, который учится в другом лицее на маляра. Если Николай, как сирота, денежное пособие получает регулярно, то его брату в нем отказано. Трудно сказать, как жить, питаться, существовать молодому человеку на месячную стипендию в двести рублей. Ему не заплатили даже деньги, заработанные на практике, не смущаясь, видно, экономить на сиротах.
Абсолютное большинство ребят по истечении срока пребывания в детдоме остаются без жилья, а порой и без работы. Первый удар безразличия к своей судьбе они получили в детстве от близких людей, теперь столкнулись с новым суровым испытанием – бездушием тех, кто по долгу службы должен обеспечивать детдомовцев жильем, проявлять о них заботу.