У каждого человека своя “экологическая ниша”: кто-то оттягивается на футболе, кто-то – на дачной грядке, кто-то – в спортзале. А для 75-летнего Ивана Яковлевича Кустова нет отрады слаще, чем посидеть в тиши прибрежных кустов с удочкой. Вот уже много лет подряд он неизменно приходит на озеро Лебяжье, чтобы порыбачить, отвести душу, отдохнуть на лоне природы от городской суеты.
Нелегкая жизнь выпала на долю Ивана Яковлевича, уроженца села Соболевское Северно-Нурлатского (ныне Зеленодольского) района. Когда началась Великая Отечественная война, ему было одиннадцать лет, но юный возраст не помешал пареньку самоотверженно трудиться в колхозе, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Затем было ремесленное училище и работа формовщиком в литейном цехе на Казанском пороховом заводе в течение тридцати лет, вплоть до выхода на пенсию.
Иван Яковлевич живет в Кировском районе, с недавнего времени один – жена уже ушла в мир иной. Едва рассветет, он торопится на автобусную остановку, а если погода хорошая, то и пешком не ленится пройтись до Лебяжьего.
– Рыба здесь лучше всего клюет рано утречком, – говорит старый рыбак. – Это караси, я их на перловку беру. В выходные дни на Лебяжьем много рыбаков собирается. Хотя, конечно, нынче озеро не такое, каким было прежде: оно мелеет, заиливается. Видите, какая вода зеленая – цветет. В лучшие времена я по 8-10 килограммов рыбы домой приносил. Уха из нее получается отменная, да и жареные караси очень вкусные. А вот продавать не пробовал – соседей и друзей просто так угощаю.
Показывая свой улов и позируя перед фотокамерой, Иван Яковлевич откровенно сокрушался, ну прямо как пародист Роман Карцев в своем известном монологе про раков:
– Какая жалость, сегодня маленькие. А вот вчера такие большие были! Ну просто звери…