Каким бы сдержанным по натуре ни был каждый из нас, в дни тысячелетия Казани, наверное, можно быть откровеннее и ответить на вопрос о том, что значит она лично для тебя.
Валерий Васильев, министр земельных и имущественных отношений РТ: Не в моем стиле быть пафосным, тем не менее скажу так: Казань – это моя судьба, это сбывшиеся и несбывшиеся планы, это мои победы и поражения, это мои друзья, дети и внуки. Я люблю мой город, он действительно прекрасен, особенно ранним-ранним утром, когда улицы окутаны непривычной тишиной и прозрачной дымкой. Именно тогда меня захватывает его неповторимый старинный дух.
Казань – это тысячелетнее переплетение культур, традиций. Поэтому ее главное богатство, на мой взгляд, – красивые, умные и талантливые люди. Отличительная черта наших сограждан – мудрость, которая помогает успешно преодолеть самые непростые испытания.
Рузиля Ямалиева, завлит Набережночелнинского государственного татарского драматического театра: Это что-то огромное и очень дорогое. Я сама родом из Балтасинского района. И для меня этот город был… как Париж. Летом в детстве часто выбирались с мамой в главный город республики на пару дней. Маршрут прогулок по нему неизменно включал речной порт и зоопарк. А после окончания школы, поступив в КГУ, я открыла для себя Казань театральную. Это лучшие годы в моей жизни. И сейчас, когда театр стал моей профессией, поездки в Казань меня по-прежнему творчески подзаряжают.
Валерий Канаев, генеральный директор ОАО “Челныстройремонт”, депутат Набережночелнинского горсовета: В Казани я жил только во время экзаменационных сессий – заочно окончил инженерно-строительный институт и юридический факультет Госуниверситета. Но этого хватило, чтобы навсегда полюбить город, который сегодня переживает небывалый духовный и экономический бум. Становится настоящей столицей. Сужу об этом не понаслышке: по служебным делам бываю здесь чуть ли не еженедельно. Приятно удивляет деловая атмосфера в министерствах и ведомствах. Если раньше надо было походить по коридорам, прежде чем получить лицензию, подписать какой-либо документ, то сейчас бюрократия явно сдает свои позиции. Во властных структурах появляются новые кадры – молодые и, безусловно, одаренные. Их стиль работы – это пример для менеджмента республики.
Радик Муллагалиев, сотрудник группы общественных связей УФСБ РФ по РТ: Для меня Казань не просто город, а место, куда я всегда могу вернуться. Я родился здесь, и со временем в Казань переехали все наши родственники, проживавшие в окрестностях города. Для меня Казань – связующее звено между разными поколениями. Друзья, уехавшие в другие города, за границу, все равно вспоминают родные улицы, оставшихся друзей и возвращаются сюда, чтоб отпраздновать юбилей, порадоваться новому облику Казани.
Кстати, действительно, ездишь по России, и приходишь к выводу – наш город заметно похорошел на фоне многих других.
Наталья Бочкова (Бабаева), учительница, Москва: Ах, Казань, Казань… Я от души поздравляю тебя с тысячелетием, поздравляю своих друзей, всех, кто меня помнит. Казань мне очень дорога, это город моей юности. Я приехала сюда в 1970 году, чтобы учиться в Казанском университете. Пять лет пролетели, как один счастливый миг. Диплом, распределение, новая жизнь…
Я не была в Казани тридцать лет. Так уж получилось. Но меня все время тянуло сюда: хотелось побродить по аллеям Черного озера, прогуляться по набережной Казанки, погреться на нашей знаменитой студенческой “сковородке” возле памятника юному Ленину. И вот нынешним летом я вновь в Казани. Какое это чудо – встреча с городом юности! Я получила необыкновенный заряд бодрости, ощущение радости и счастья. Мне было здесь хорошо и тепло, несмотря на некоторые неудобства, созданные огромным строительством, которое велось в предпраздничной Казани.
Что для меня Казань? Это талисман души, маленькое солнышко, которое согревает мне душу. И пусть так будет всегда.
Петр Белых, ветеран Великой Отечественной войны: Я не родился в Казани, но большая часть жизни прошла в этом городе. Он для меня очень дорог и любим. Здесь выросли мои дети, растут внуки. Город тоже растет и хорошеет на глазах. Правда, сейчас я плохо вижу и почти не выхожу из дома по болезни (сказывается тяжелое военное прошлое), но в курсе всех событий благодаря нашим СМИ и рассказам близких.
Я очень рад, что в Казань съехались тысячи гостей, чтобы поздравить город с юбилеем. Мне это приятно, ведь, таким образом, поздравляют и меня. Кстати, у меня тоже юбилей – первого сентября мне исполняется восемьдесят лет.
Владимир Федотов, баянист, народный артист Татарстана: Мне в жизни довелось немало поездить по свету, но где бы я ни был, всегда хотелось быстрее вернуться домой, в Казань. Даже мысли не было поселиться где-нибудь за границей, потому что я патриот своей страны, своего города.
Особенно остро я почувствовал это, когда гастролировал с концертами в Турции в начале 90-х годов. Именно там услышал о путче в России. Помню, что сильно испугался, больше всего тревожило, что закроют границы и мне не удастся вернуться на родину. Бросил все и срочно вылетел в Россию. А когда из Москвы добрался до Казани, понял, какой я счастливый человек, потому что вернулся домой.
Рауза Рамазанова, председатель национально-культурной автономии татар (г.Сочи): В татарском языке есть такое выражение – “нурлы Казан”, что значит “светоносная Казань”. Лучше и не скажешь. Для каждого татарина, живущего за пределами своей духовной родины, Казань – это светоч, на который мы возлагаем свои надежды по сохранению нашего языка, культуры. С Казанью связываем рост национального самосознания. Ведь если народ живет, уважая свои корни и оберегая их, то, несомненно, будет уважать и того, кто живет рядом с ним. И мне кажется, что слово “Казань” сегодня приобрело новые краски. Это не просто столица одной из республик, входящих в состав России, а куда больше – по своей значимости. Казань – образец того, как нужно строить отношения в одном большом доме.
Нина Назарова, директор музыкальной школы (г.Заинск): Это – моя колыбель. Это город, в котором я родилась, где прошли мое детство и юность. Я помню Казань послевоенную. Особенно врезалось в память строительство трамвайных линий. Работали на этих стройках пленные немцы, а мы, дети, и сами-то полуголодные, бегали подкармливать их хлебом. Отношение к ним было не как к врагам, а как к людям, живущим на чужбине. Хотя если вспомнить Казань тех лет, то это был настоящий котел, в котором варились десятки национальностей. Вспоминаю свой двор: мы жили одной дружной семьей – татары, русские, евреи, украинцы. А сердце города – улицы Вишневского, Тельмана, Большая Красная? Каждый уголочек здесь был родной. Бегали на берег Кабана, плюхались в воду с модных тогда “тарзанок”. А знаменитые танцевальные вечера в суворовском? Сейчас Казань уже другая, но она смогла сохранить свою душу. Интеллигентный, умный, высокого духовного накала город – вот она какая, моя Казань. И все, что я могла взять в свою жизнь хорошего, я взяла в моем любимом городе.
Азат Мусин, редактор газеты “Шешминская новь”: Как и многим сельским руководителям, специалистам, учителям, врачам, представителям интеллигенции, Казань дала мне высшее образование, путевку в большую жизнь и надежные крылья для полета.
В памяти живая, интересная работа в обкоме комсомола, откуда в начале восьмидесятых был направлен во вновь созданный Новошешминский район, где возглавил местную газету. Казань для нас, сельчан, всегда была и остается яркой путеводной звездой, надежной опорой во всех делах и свершениях, символом уверенности, спокойствия и мудрости.
Хамит Исмагилов, руководитель межрайонного бюро медико-социальной экспертизы (г.Чистополь): Казань для меня – самый дорогой и любимый город, где получил высшее медицинское образование, окончил клиническую ординатуру, институт госслужащих при Президенте РТ. Из казанского военкомата призван в погранвойска, в Казани образовалась моя семья, родился первенец. В настоящее время в вузах Казани учатся сыновья Марсель и Искандер. Потому так заинтересованно и ревностно слежу за всеми преобразованиями в городе, радуюсь, что он обретает новый привлекательный облик, печалюсь, когда исчезают памятники старины.