В поисках Мэри Поппинс

Август и сентябрь для сотрудников агентств, специализирующихся на подборе нянь, гувернанток и домработниц, – время сумасшедшее.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Август и сентябрь для сотрудников агентств, специализирующихся на подборе нянь, гувернанток и домработниц, – время сумасшедшее. Женщины с маленькими детьми обычно именно на этот период подгадывают выход на работу, детей постарше надо отводить и забирать из школы. И если казанские агентства по подбору персонала в среднем в месяц принимают 40-50 заказов на поиск няни или гувернантки, то в “пиковое” время таких заказов ежедневно бывает 10-15! А ведь есть еще семьи, и таких немало, которые не доверяют агентствам и предпочитают искать няню самостоятельно.


Кстати, неправда, будто бы подобные услуги востребованы исключительно людьми с высоким достатком. Пригласить няню на несколько часов – неплохой выход, например, для студенческой семьи: и по карману не сильно ударяет, и к зачетам-экзаменам можно спокойно подготовиться. Тут главное – не ошибиться в выборе кандидатуры. Конечно, хорошая няня – понятие относительное, и какого-то единого рецепта, на что нужно ориентироваться в этом вопросе, не существует. Но если у вас пока нет няни, а необходимость в ней уже ощущается, возможно, наша статья поможет вам избежать ряда ошибок при общении с потенциальной Мэри Поппинс.


Няня – это член семьи

Марина относится к тем женщинам, которых принято называть “бизнес-вумен”. Она очень рано стала самостоятельной, уехав из провинциального городка, от мамы с папой, в Казань учиться. К тридцати годам энергичная леди с высшим экономическим образованием имела свою фирму, автомобиль и однокомнатную квартиру в центре города. Единственное, чего не было в ее обеспеченной жизни – это мужа, к чему, впрочем, Марина относилась философски. А вот ребенка ей очень хотелось, и она решила родить. Поскольку бабушек-дедушек рядом не было, а оставить дело без присмотра надолго она не могла, то месяца за три до родов женщина озаботилась поисками няни. В агентство обращаться не стала, потому что была уверена: те женщины, которые устраиваются работать через агентство, нацелены прежде всего на заработок, а ей не хотелось, чтобы к заботе о ее будущем малыше относились как к своего рода коммерческой деятельности. Поэтому, открыв толстый блокнот с многочисленными телефонами друзей, партнеров по бизнесу и просто знакомых, она методично начала обзванивать всех подряд, расспрашивая, нет ли у кого на примете женщины, подходящей на роль няни для грудного ребенка.


– Возраст и образование для меня значения не имели, – вспоминает она. – Хотелось, чтобы это был спокойный и чистоплотный человек, который умеет обращаться с новорожденными.


В итоге, когда родилась Аленка, такая няня была найдена. Будущая мама познакомилась с ней и попросила принести необходимые медицинские справки, свидетельствующие об отсутствии инфекционных заболеваний. Но первый месяц после родов Марина все равно провела дома сама. Будучи человеком методичным, она решила, что няню можно приглашать только тогда, когда мама изучила характер своего ребенка, определила оптимальный для него режим, которого няня затем будет строго придерживаться. Впрочем, когда в дом вошла спокойная, молчаливая пятидесятилетняя “баба Гуля”, Марина еще неделю не выходила на работу, внимательно наблюдая за тем, как женщина соблюдает все ее требования, как она обращается с малышкой. Этого времени ей вполне хватило, чтобы понять – няня ее устраивает.


Опыт сосуществования под одной крышей с посторонним, в общем-то, человеком многому научил Марину. Сегодня она способна, наверное, читать теоретический курс на тему “Как вести себя с няней”. И, пожалуй, главное, что она вынесла из подобного общения, – если хочешь, чтобы к твоему ребенку относились с душой, отнесись так же к человеку, который за ребенком смотрит.


– Хотим мы того или нет, но няня становится частью нашей семьи, – говорит Марина. – И если у нее есть какие-то проблемы – это и твои проблемы тоже. Когда человек чем-то озабочен, он не так внимателен к малышу. Поэтому если хочешь, чтобы ребенку было комфортно, создай максимум комфорта для его няни.


Например, маме хотелось, чтобы Алена больше гуляла, даже зимой. А няня жутко мерзла в старых ботинках. Тогда Марина купила ей теплые сапоги. Ее бюджет это не сильно обременило, а для няни такая помощь была существенной.


Еще один вывод, который сделала для себя Марина: главное, чтобы ребенку было хорошо. И ради этого иногда стоит закрыть глаза на личный дискомфорт. Когда Аленке было два с половиной года, бабу Гулю забрал к себе сын, приехавший из другого города. Девочке (опять же через знакомых) нашли другую “бонну”. Она была на семь лет моложе предыдущей и не в пример шумнее и энергичнее. Марину, которая уставала на работе, это утомляло, а растущей малышке пошло на пользу: она стала активнее, увереннее чувствовала себя в компании сверстников. Поэтому мама просто постаралась максимально ограничить свое совместное с няней времяпрепровождение.


Марина убеждена: няня не должна бояться хозяев. Поэтому к каким-то мелким оплошностям (например, к случайно разбитой чашке) нужно отнестись философски. Потому что если в ожидании хозяйского гнева няня будет сильно нервничать, это обязательно передастся ребенку. А оно вам надо? Конечно, если вас что-то не устраивает в ее работе, нужно об этом сказать. Но спокойно и без визга. А если няня живет у вас сутками – не стоит запрещать ей смотреть хозяйский телевизор или негромко включать музыкальный центр в то время, когда ребенок спит, – она тоже человек и имеет право немного расслабиться.


Определитесь, чего вы хотите

Еще одна причина, по которой люди опасаются обращаться за услугами незнакомого человека в агентство, а предпочитают подбирать няню среди знакомых, – многочисленные “ужастики”, которыми изобилуют голливудские фильмы и центральная пресса. Ну, кино – оно и есть кино, и его боятся только уж очень сильно впечатлительные граждане. А вот истории про московских нянь действительно могут напугать кого угодно. Тут тебе и снотворное в бутылочке с молоком, и просмотр порнофильмов в присутствии детей, и избиения и неформальная лексика в адрес воспитанника… Все эти факты, говорят, стали известны после того, как родители, обеспокоенные неадекватным поведением ребенка, устанавливали в квартирах скрытые видеокамеры.


Но в Татарстане до этого пока не дошло. Конечно, можно сказать, что просто возможности у нашего народа поскромнее – на подобную аппаратуру надо потратить немалые средства. Хотя, скорее всего, дело все же в том, что масштабы бизнеса по оказанию услуг няни у нас несопоставимы со столичными. Так что и криминальных историй, связанных с ним, в республиканском МВД могут припомнить лишь единицы. Например, прошлогоднее альметьевское дело, когда малыш, живший дома у няни, “достал” своим плачем ее нетрезвого мужа и тот страшно избил ребенка, а потом, пытаясь скрыть следы преступления, сбросил его с девятого этажа.


Однако такие случаи, говорит директор одного из казанских агентств по подбору персонала Лилия Зиганшина, действительно крайне редки. К тому же сегодня поднаторевшие за годы работы “кадровики” (а этот бизнес в столице Татарстана начал развиваться около семи лет назад) уже чисто интуитивно понимают, кто из женщин, обратившихся к ним, сможет работать няней, а кто – нет. Правда, иногда бывает трудно убедить в своей правоте клиента. Например, говорит Лиля, иногда приходит молодая девушка, и у нее призвание быть няней, что называется, “на лбу написано”. Но молодых, особенно студенток, на эту работу устроить практически невозможно – родители не хотят. Причем, как показывает практика, не хотят чаще мамы. Один отец, например, очень радовался, что за его шустрым, неугомонным сынишкой будет присматривать молодая энергичная женщина. А жена, по-видимому, не слишком доверяющая своему благоверному, позвонила в агентство и категорически потребовала заменить ее пенсионеркой…


– Вообще, очень часто жесткие требования клиента совершенно неоправданны, – говорит Зиганшина. – “Хочу” – и все. Бывает, например, говорят – нам нужна женщина сорока лет. Не тридцати девяти, не сорока одного, а именно сорока… Хотя чем жестче требования, тем дольше идет поиск.


Или, например, одна клиентка настаивала, что ее ребенку нужна истинно православная няня – “по религиозным мотивам”. А потом была неприятно удивлена, когда та отказалась выйти на работу в Пасху. Так что, формулируя в анкете желаемый образ своей “Арины Родионовны”, постарайтесь не зацикливаться на несущественных для дела мелочах.


Впрочем, говорит Лилия, анкетные данные вообще не дают никакого представления о претенденте на работу. Даже если у няни прекрасные рекомендации, это свидетельствует только о том, что она устраивала ту семью, в которой раньше работала. И совершенно не обязательно, что она так же идеально подойдет другому ребенку.


Кстати, в агентстве отказались от практики спрашивать с потенциальных нянь справки о том, что они не состоят на учете у нарколога и психиатра. Флюорографию, осмотр гинеколога и справку из кожвендиспансера требуют, а эти – нет. Потому что подчас у женщин, приносящих подобные справки со всеми подобающими печатями, диагноз, отсутствие которого эти справки доказывали, читался на лице невооруженным взглядом. Так что, выбирая няню, ее нужно видеть, с ней надо хоть несколько минут пообщаться. Были в практике агентства случаи, когда родители искали женщину 35-40 лет, татарку, живущую на “квартале”, а, познакомившись с несколькими кандидатами, выбирали в итоге русскую пенсионерку с Горок.


На начальников не обижаются

Впрочем, полезными советами в агентстве могут поделиться не только с клиентами, но и с самими потенциальными работницами. Помнится, лет пять назад одна моя знакомая искала няню для сына и была неприятно удивлена кандидатурами, предложенными ей одним из агентств.


– Они были очень, очень бедно одеты, – вспоминала она. – И на лице было такое подобострастное выражение… Чувствовалось, что они так хотят тебе понравиться… Я тогда подумала – нельзя брать к ребенку женщину с нищенской психологией, ежеминутно готовую к тому, что ее сейчас унизят. Конечно, это, может, и не ее вина, что жизнь так сложилась, но ведь она ребенку будет неосознанно прививать такое же отношение к жизни. А потом, придет она из своих трущоб в нормальный дом, где стоит хорошая мебель, есть дорогая аппаратура, – где гарантия, что она не начнет нам завидовать черной завистью и свою злость не будет вымещать на малыше?


Произошла эта история еще тогда, когда бизнес по оказанию подобного рода услуг в Казани только-только зарождался. Сегодня, говорит Лилия Зиганшина, в агентствах по подбору персонала внешний вид потенциального работника тщательно отслеживают. От няни никто не требует шикарных нарядов и причесок (наоборот, слишком яркий стиль здесь не приветствуется), но то, что она должна быть одета добротно, опрятно и чисто, – это аксиома. Кстати, за последние пять-шесть лет в нашем обществе сложился определенный круг женщин, для которых быть няней или домработницей – значит заниматься любимым делом. В агентстве вспоминают, как одна такая домработница, кстати, имеющая высшее экономическое образование, так “вкусно” рассказывала о тонкостях уборки квартиры – чем чистить раковины, как мыть кафель, – что все присутствующие слушали ее, буквально раскрыв рты.


Но таких пока, к сожалению, немного. Гораздо больше тех, кто идет в няни не от хорошей жизни. Например, “сократили” пятидесятилетнюю женщину на производстве. Понятно, что другую работу в официальных структурах ей найти будет трудно. А ухаживать за ребенком, имея к тому определенные навыки (обязательный критерий при отборе няни – наличие своих детей), – это то, что ей больше всего подходит. Правда, менталитет у наших женщин, особенно старшего возраста, таков, что им трудно понять, почему они должны беспрекословно выполнять все требования какой-то двадцатилетней девчонки-мамаши.


– Работа няни – ни в коем случае не унизительное занятие, – говорит Лиля. – Но всегда надо помнить, что вот эта девочка – твой работодатель, она платит тебе деньги. И не стоит обижаться, если она высказывает какие-то претензии. На начальника на работе никто не обижается за критику, вот и здесь так же.


Еще няням не следует учить родителей малышей, что и как надо делать. Особенно болезненно к этому относятся молодые мамы. Они от родных-то бабушек отказались, потому что те все время их учат, а тут приходит посторонний человек и за твои же деньги начинает опять “капать на мозги”. Кстати, из-за такого отношения к делу очень трудно устроить на работу мужчин. Желающие в базе есть, но когда такой “нянь” приходит в дом, а обычно их берут к мальчикам, он зачастую пытается внедрить свои методы воспитания. “Как это так, пацан до сих пор отжиматься не умеет”, – возмущается воспитатель и начинает усиленно тренировать ребенка, которому папа прочил карьеру компьютерного гения. Как результат – конфликт и увольнение.


Еще одна серьезная проблема, которая иногда порождает конфликты, – по законодательству профессии “няня” у нас нет. Поэтому оформить какие-то социальные выплаты практически невозможно. К тому же это невыгодно как заказчику, так и самой няне, которая предпочитает “живые” деньги абстрактным пенсионным накоплениям. Няням редко платят отпускные и больничные – только если попадется “сочувствующий” работодатель. Но и получают современные Мэри Поппинс гораздо больше, нежели педагоги в школах и детсадах. Средняя зарплата няни сегодня – 5 – 5,5 тысячи. А особо “заслуженные”, которых родители передают друг другу как эстафетную палочку, могут зарабатывать и до 8 тысяч в месяц.


И последнее. Бывает так, что няни по доброте душевной начинают делать работу, которая не оговорена в их контракте. Готовить, убираться в доме, стирать. Родители быстро привыкают к такому положению дел и радостно поручают ей дополнительные задания – сходить за продуктами, отнести вещи в химчистку… И тут-то няня понимает, что вообще-то за все это ей недоплачивают. Она начинает требовать денег, а хозяева искренне недоумевают – раньше все делала бесплатно, а сейчас заартачилась… Опять же возникают конфликты. Поэтому лучше сразу оговорить с работодателями, будете ли вы делать какую-то дополнительную работу по дому и на каких условиях. И, кстати, в интересах родителей, чтобы этой работы было как можно меньше, а в идеале – чтобы вообще не было. Потому что для нее есть домработницы. А няне нужно следить за ребенком. И ее не должно отвлекать от этого ни мытье посуды, ни гудящий пылесос.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще