Наши люди привыкли к тому, что словосочетание “обозвать по матери” несет в себе нехороший смысл. Обозвали по матери – значит, обругали с применением нецензурной лексики. И никто при этом не задумывается, что слово “мать” в подобном контексте, вообще говоря, звучит довольно кощунственно.
А вот казанский пенсионер, подполковник в отставке Сергей Щетинников предлагает по-новому взглянуть на привычно-негативное сочетание слов. Когда-то, вспоминает Сергей Григорьевич, они с приятелем-одноклассником договорились, что один из них будет “Татьяновичем”, а другой – “Людмиловичем”, по именам их матерей. И так друг друга какое-то время и называли. Потом детская игра-шутка забылась, а сейчас вот вспомнил пенсионер об этой истории. И вспомнил неспроста.
– Как часто в нашей жизни сталкиваешься с тем, что мужчина бросает женщину, ждущую от него ребенка. Или муж бросает семью, или он пьет, тиранит жену и детей, – говорит Щетинников. – И при этом ребенок на всю жизнь привязан к имени этого так называемого “отца”, ведь именно он дал ему отчество. Да и вообще, женщина, мать в большинстве случаев прилагает гораздо больше усилий, тратит больше эмоций и нервов на воспитание ребенка, нежели мужчина. Не говоря уж о том, что именно мама дает каждому жизнь. Так почему же детям можно дать только отчество, и нельзя – “матьчество”? В конце концов, у нас законодательно закреплены равные права мужчин и женщин. А какое же это равенство, если отца в полном имени ребенка “фиксируют”, а мать этого сделать не может?
Конечно, к идее пенсионера можно отнестись как к старческому чудачеству. Можно и пальцем у виска покрутить. Но сам Сергей Григорьевич считает, что женщины его поддержат. И, кстати, этот расчет не лишен оснований. Думается, если бы в тех же Соединенных Штатах были в употреблении отчества, американские феминистки на эту идею отреагировали бы с радостью. Организовали бы дебаты в средствах массовой информации, добились рассмотрения проблемы в сенате и, глядишь, узаконили бы это самое “матьчество”. Россия – конечно, не Америка, но в последнее время и наши женщины все активнее проявляют себя в общественной жизни, в бизнесе, в политике. К тому же их по стране ощутимо (на 10 миллионов) больше, чем мужчин. А это, знаете ли, уже серьезная сила. Так что я, например, не удивлюсь, если найдутся у нас активистки, которым захочется претворить эту кажущуюся сегодня нелепой идею в жизнь. И вопрос “Как вас по матушке?” потеряет свое “ругательное” значение.