Известная поговорка “Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения” в наше время явно устарела. Конечно, машина сохранила свое первоначальное предназначение, но заодно приобрела и новое. Автомобиль стал постоянной головной болью для своих хозяев. За это средство передвижения, как выясняется, нужно постоянно платить – налоги, страховку, штрафы и поборы, кругленькую сумму приходится выкладывать за ремонт и мойку. Те, кто не имеет гаража, все время думают о “ночлеге” для четырехколесного друга. Нередко возникают опасения, что новенькую машину могут просто угнать… Теперь прибавилась и другая забота – автомобиль, припаркованный на обочине дороги, может быть просто эвакуирован, в том числе и по причинам, которые не укладываются в рамки закона. В последнее время в среде казанских автомобилистов такие случаи возникают все чаще. Массовых волнений автомобилистов по этому поводу, как в свое время в Москве, в Казани не наблюдается. Но кое-кто уже начал обращаться в суды и прокуратуру: наиболее настойчивые и юридически подкованные пытаются защитить свои права.
Не оставляйте автомобиль надолго без присмотра…
Что такое “задержание” и эвакуация транспортного средства жительница Казани Диана Г. убедилась на собственном опыте. 28 июля сотрудник ДПС задержал ее автомобиль, оставленный на улице Зинина, где она работает. Справедливости ради отметим, что Диана нарушила правила дорожного движения, поскольку стоянка в этом месте была запрещена. Через какое-то время девушке сообщили, что сотрудник дорожно-постовой службы эвакуирует ее автомобиль, поскольку он оставлен в запретной зоне. На предложение хозяйки машины отогнать ее в другое место страж порядка никак не прореагировал, он лишь предложил подписать не полностью заполненный протокол, причем без присутствия понятых. Их адреса были вписаны в документ позже. Хозяйке автомобиля также забыли пояснить ее права, более того, подсказали, чтобы она скорее подписывала документы, чтобы “не задерживать очередь”…
Ситуация в наши дни типичная, причем сотрудники ДПС практически не разговаривают с владельцами автомобилей, которые стали свидетелями эвакуации. Нарушил правила стоянки и остановки – придется распрощаться с автомобилем. Получить его можно будет на штрафной стоянке, причем заплатив за работу эвакуатора и хранение машины. Недавно мне рассказали и вовсе курьезный случай. Иномарку эвакуировали у дверей Торгово-промышленной палаты РТ. Подоспевший хозяин потребовал остановить погрузку машины, обещая убрать ее с обочины. Однако бравый капитан не соглашался, заявив, что у него план: эвакуировать 10 автомобилей. Причем на днях в этот план попали машины… МВД и управления ФСБ. Представляете, как можно домыслить эту картину: оперативник на задании сидит в кустах, выслеживая нарушителя. Пришло время организовать погоню, а его же коллега уже поставил машину на эвакуатор или того хуже – увез ее на штрафную стоянку. Чем не сюжет для нового сериала о буднях милиции?
А теперь попробуем разобраться, нужно ли было эвакуировать автомобили, если их хозяева, нарушившие правила стоянки, были готовы устранить причину задержания. Кодекс РФ об административных правонарушениях на этот вопрос (ст. 12.19) говорит, что подобное нарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда (от 100 до 300 рублей). В примечании к той же статье, очевидно специально для сотрудников дорожно-постовой службы, сказано (наверное, чтобы работники ДПС четко следовали своим полномочиям): “В случае нарушения правил стоянки или остановки транспортных средств… запрещается применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом”.
Более того, Правительство РФ конкретизирует Кодекс об административных правонарушениях и в своем постановлении утверждает, что автомобили могут быть эвакуированы на специальную стоянку “в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения…”. Пока закон вполне определенно принимает сторону Дианы Г. Она была готова устранить нарушение и отогнать автомобиль, признала, что нарушила правила дорожного движения, и согласилась уплатить штраф (правда, с нее взяли почему-то по максимуму от возможного). Следовательно, у сотрудника дорожно-постовой службы не было законных причин эвакуировать автомобиль. Почему же в таком случае автомобиль все-таки эвакуируется?
Ответов тут может быть несколько. Во-первых, если создана служба эвакуации, закуплена техника, то все это хозяйство должно работать, причем не просто работать, а зарабатывать деньги. Поэтому и возник в лексиконе сотрудников дорожно-постовой службы такой термин, как план. Во-вторых, сами работники ДПС, контролирующие работу эвакуаторов, не всегда юридически подкованы. Старшие по званию, очевидно, плохо им разъяснили все тонкости закона, а может быть, и сами стражи порядка оказались никудышными учениками? В итоге водители, готовые устранить причины задержания транспортного средства на месте, не могут получить свой автомобиль, хотя закон оказывается на их стороне. И в-третьих, сами водители имеют весьма приблизительное представление о своих правах и обязанностях. Поэтому грамотные юристы советуют: возите в “бардачке” Кодекс РФ об административных правонарушениях. При встрече с эвакуатором показывайте работникам ДПС статью 12.19 и примечание к ней.
Кстати сказать, прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры РТ Азат Хусаенов согласился с тем, что работники ДПС не имеют права эвакуировать автомобиль, если его хозяин готов устранить правонарушение на месте. Наши взгляды разошлись в другом вопросе. А имели ли право сотрудники дорожно-постовой службы эвакуировать автомобиль, оставленный в неположенном месте, если хозяин вовремя не подоспел, задержался на работе, в магазине, на свидании с любимой девушкой?
Законодатель угодил и вашим, и нашим
Итак, задачка для студентов-юристов: машина припаркована с нарушением правил дорожного движения. Законна ли ее эвакуация или нет? Сотрудники МВД РТ и прокуратуры полагают, что оставленный автомобиль может быть эвакуирован, если создает препятствия для движения других транспортных средств. Попробуем разобраться. С одной стороны, статья Кодекса РФ об административных правонарушениях утверждает, что в случае нарушения правил стоянки эвакуация запрещена, а с другой – добавляет: кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством. И в числе этих случаев… нарушение правил стоянки, “повлекшее создание препятствий для движения”… Следовательно, все упирается в эти самые “препятствия”, а точнее, кто и как трактует это понятие.
Автомобиль, стоящий на обочине, мимо которого идет поток других авто, – это препятствие или нет? В Казани (не принимаем во внимание предпраздничные дни) обочины всех центральных улиц заставлены машинами, особенно в рабочее время. Где-то же нужно оставлять автомобиль, пока зарабатываешь на жизнь. Кому-то припаркованный на обочине автомобиль может и мешать, но он же не перекрывает движение. Можно согласиться с тем, что препятствие – это когда нерадивый автомобилист бросает машину при въезде во двор или у калитки детского сада, школы, и никто не может ни пройти, ни проехать. А если автомобиль оставлен у дверей Торгово-промышленной палаты, где практически ежедневно проходят собрания-совещания? Где директорам и коммерсантам, которые пешком ходить не любят, бросать свой служебный транспорт? А если большие республиканские мероприятия проходят в комплексе “Ак барс”, на чьей стоянке не всегда помещаются машины всех участников? Вот тут-то эвакуатор уж точно бы выполнил свой дневной план, и даже месячный.
Кодекс об административных правонарушениях, будем объективны, не дает четкого ответа на этот вопрос. Квалифицированные юристы считают, что если автомобиль не перекрыл движение транспорта, не стоит посередине проезжей части, то и нет никакого препятствия. Работники МВД, напротив, полагают, что если проезжая часть заужена, то препятствие существует, а следовательно, есть основания для эвакуации. Но даже и они соглашаются с тем, что законодатель не урегулировал (не смог или не захотел?) этот вопрос. А раз так, то конфликтную ситуацию придется урегулировать в суде. И если граждане считают, что их права нарушены, то они должны обращаться в суд. А уж прокуратура проследит за тем, чтобы решение суда было исполнено.
Защита своих прав – удовольствие дорогое
Это только кажется, что вопрос о законной или незаконной эвакуации транспортных средств – элементарный. На самом деле аналогичные дела в суде выиграть не всегда удается. С одной стороны, нечеткое законодательство. Поэтому суд в каждом конкретном случае будет выносить решение, исходя из комплекса конкретных обстоятельств каждого дела и, очевидно, из того, как конкретный судья понимает и толкует закон. С другой стороны, правдоискателям придется быть готовыми серьезно потратиться, поскольку юридические услуги (если, конечно, истец не захочет защищать себя сам) в наше время стоят дорого. Грамотное составление жалобы стоит от 200 до 1500 рублей. Один день работы адвоката в суде – до пяти тысяч рублей. Вот и считайте, как поступить: либо заплатить штраф и оплатить услуги эвакуатора и штрафную стоянку (это в среднем полторы – две тысячи рублей, если сразу удастся забрать автомобиль), либо добиваться справедливости через суд, что обойдется раза в три-четыре дороже.
Диана Г. решила отстоять свои права и пока направила жалобу в прокуратуру. Дальше будет видно, что делать. Пока органы Прокуратуры РТ внесли четыре представления (по эвакуации автомобилей) в адрес МВД республики, были нарушены права граждан и федеральное законодательство. (Одна из жалоб была связана с тем, что автомобиль эвакуировали, а его хозяину забыли об этом сообщить.)
Казанец Булат С. сразу же обратился в суд по поводу незаконной эвакуации его автомобиля. Его дело гораздо сложнее, поскольку, по мнению пострадавшего (а он сам по образованию юрист), стражи порядка эвакуировали его автомобиль, несмотря на то, что он готов был сам устранить причины задержания – и поехать на медицинское освидетельствование, и предоставить через какое-то время забытое водительское удостоверение (его могли привезти через несколько минут). И если будет доказано, что сотрудники ДПС эвакуировали автомобиль Булата С. незаконно, чем “воспрепятствовали законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств”, то стражам порядка грозит штраф в размере от 500 до 1000 рублей, а должностным лицам – от 1500 до 2000 рублей (читайте Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст.12.36).
Однако, полагают бывалые юристы, на практике очень трудно добиться наказания работников ДПС, как, впрочем, и возврата денег за услуги эвакуатора и уплаченного неправомерно штрафа. Тут, скорее, речь идет о моральном удовлетворении, о возможности защитить свои права. В Москве в свое время автомобилисты добились отмены эвакуации автомобилей за нарушение правил стоянки. Как поведут себя автомобилисты Казани, предсказать трудно. Все будет зависеть от того, насколько они юридически подкованы, насколько грамотно будет работать дорожно-постовая служба и насколько наши мировые судьи (а именно им придется разбирать такого рода дела) будут соблюдать букву закона. Сделать это будет непросто, поскольку и сам закон, подчеркнем еще раз, каждая сторона трактует в свою пользу.
Вместо послесловия. Когда материал был подготовлен к печати, в редакцию поступило информационное сообщение временного пресс-центра МВД России, который рекомендует казанцам и гостям столицы Татарстана придерживаться ряда правил, в числе которых совет: “Соблюдайте правила дорожного движения, паркуйте автомобили строго в отведенных для этого местах (будут активно работать эвакуаторы). Словом, чтобы не оказаться без автомобиля, вооружайтесь Кодексом РФ об административных правонарушениях, не оставляйте свой автомобиль надолго без присмотра, а если попали в неприятную ситуацию, будьте готовы к долгим разбирательствам с сотрудниками патрульно-постовой службы. Тем более что некоторые из них весьма приблизительно знают федеральные законы.