Зачем туристам Татарстан

Когда-то быть туристом было модно.

Автор статьи: Дина ГЕЛЬМАНОВА

information_items_1347367019

Когда-то быть туристом было модно. Народ по воскресеньям выезжал семьями на природу, рюкзак за спину – и вперед. Еще лет десять назад этот вид отдыха был куда более распространенным, нежели сейчас. Даже анекдот был: если с заядлого туриста снять рюкзак, то он упадет лицом на землю.


Теперь массовый туризм у нас практически заглох – то ли мы обленились, то ли стали более требовательными, и ночь в спальном мешке не кажется такой уж привлекательной. Сейчас народ все больше предпочитает по выходным “вылазки” в торговые центры. Зимой-то уж точно: если раньше в столице на берегу Казанки в Ново-Cавиновском районе было по воскресеньям полно лыжников, то сейчас, дай Бог, с десяток насчитать. А вот кинотеатров, например, в Казани стало намного больше, и народ, видно, перетек туда.


В эти дни в Казанском Кремле можно встретить туристов из разных уголков страныХотя для тех, кто хочет обстановку в выходные сменить, размяться и при этом сделать это со всеми удобствами, в будущем в городе планируется открыть несколько крытых катков. Естественно, часть граждан предпочтет поездке в лес именно такой вид отдыха. Но ведь кому-то нужно иное. В лес хочется, на рыбалку, на охоту сходить. Только вот ехать на электричке, а потом тащиться с палаткой за спиной нет никакого желания. За границей в таких случаях принято обращаться в турагентства, где вам предложат на выбор различные туры выходного дня. Кому – экологический туризм, кому – экскурсии по историческим местам.


Если выскажете подобные желания в Казани, вас в большинстве случаев ждет разочарование, поскольку организованно никуда дальше Раифы, по большому счету, выехать не сможете. Да и то в монастырь вас повезут, если группа наберется. Разумеется, при наличии средств вас и на Луну доставят, но мы-то говорим о массовом и доступном туризме. И тут выясняется, что туризм явно не конек нашей республики.


Пока нефть есть, другого и не надо

По данным Всемирной торговой организации, туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство продуктов питания и топлива. К 2010 году в мире будет один миллиард туристов, и доход от каждого из них возрастет на сорок процентов. Как свидетельствует статистика, каждый турист тратит на отдыхе около пятисот долларов, а тридцать туристов “создают” одно новое рабочее место.


На нашу страну приходится всего один процент мирового туристического потока. Не последнюю роль в этом, скорее всего, играет нежелание нашего государства зарабатывать на этой отрасли деньги, поскольку они окажутся “длинными”, в отличие, скажем, от экспорта нефти.


Тем не менее многие предприниматели осознали привлекательность российской природы для иностранного туриста и предлагают ему поохотиться и порыбачить. К примеру, в Астраханской области желающие порыбачить “красиво” оставляют здесь не менее шестисот долларов за неделю. Причем среди рыбаков много россиян, которые устали от заграницы, а сидеть на берегу близлежащего пруда в ожидании слабого клева как-то не экстремально. Другое дело – низовье Волги, где осетр косяком идет.


Всего же, по оценкам аналитиков, Россия может рассчитывать на посещение сорока миллионов туристов в год. Пока же не набирается и семи миллионов.


В Татарстан за год въезжает, если верить статистике, около полумиллиона человек. Откуда такая внушительная цифра? Да просто туристом считается всякий путник, который решит переночевать на территории республики. Так вот, из них для досуга и отдыха к нам пожаловал 31 процент приезжих, с деловыми целями – чуть меньше половины, для лечения – еще 19 процентов. У остальных задачи иные.


И чем мы не Париж? Да всем…

Высокая деловая активность нашей республики привлекает всякого рода партнеров. Эта категория совершенно отдельная, и причислять ее к туристической братии все-таки не совсем верно. Хотя, с другой стороны, нет такой делегации, которой бы не показали Кремль и Раифский монастырь. Но на этом экскурсионное знакомство с республикой, как правило, заканчивается.


Почему? Свой взгляд на проблему изложил Сергей Иванов, руководитель одной из туристических фирм Казани. Он развивает как раз российское и татарстанское направления. По его словам, если говорить о Казани, их фирма предпочитает заниматься бронированием гостиниц и трансфертом, то есть доставкой приезжающего от аэропорта или вокзала до гостиницы. Экскурсии, если надо, конечно, организуют, но рентабельным это направление он не считает. В городе больше двух дней туристу делать просто нечего. Можно посмотреть Кремль, пройтись по Баумана, съездить в ту же Раифу. И все. Ходить-бродить по городу не получится. Исторической его части практически не стало, а дом Кекина все-таки не тысячелетний собор, чтобы делать его отдельным пунктом программы. Можно было бы показать туристам легендарный Свияжск, да он в таком состоянии, что пройти по острову, не наступив на коровью лепешку, проблематично. Так что лучше перед иностранцами не позориться своим отношением к культурному наследию.


Что касается остальной территории республики, то Сергей Иванов считает: смотреть есть что, например, Булгары. Но существующая инфраструктура туризма и отдыха пока не позволяет развивать это направление. Потому что, по большому счету, нет ни нормальных гостиниц, ни хороших дорог, и даже поесть особо негде.


Неприятная экзотика – российский сервис

Вообще, разговор о гостиницах особый. В Казани есть дорогие отели, которые можно отнести к категории четырех- и пятизвездочных. Хотя официально экзамен на “звездность” прошел всего один отель. Вот только цены в этих гостиницах такие же, как и в Москве. При этом, по словам Михаила Гермогентова, начальника отдела организации туристической деятельности Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, ценовой гибкостью владельцы гостиниц пока не отличаются, и, похоже, понятие высокого и низкого сезона для нашей республики не актуально, так что цены “кусаются” всегда. Среднестатистический турист, разумеется, в таких отелях располагаться не станет. А вот ему, середнячку, предложить, по словам и чиновника, и предпринимателя от туризма, нечего. Условно приличные гостиницы начинаются от полутора тысяч рублей за номер в сутки. Все, что дешевле, – это, можно сказать, “общежития” с туалетом в конце коридора. Так что нехватка двух-трехзвездочных отелей налицо. Для большинства гостиниц характерно резкое отличие между номерами “люкс” и всеми остальными, без всяких звезд и с тараканами.


Практически отсутствует в городе парк современных туристических автобусов. Одна надежда, что после празднования тысячелетия Казани их станет больше.


Многие экскурсионные водные маршруты потеряны из-за плохого состояния фарватеров, дебаркадеров и отсутствия оборудованных “зеленых” стоянок. Еще у нас нет проката автомобилей, и, что самое удивительное, практически нет сувенирных магазинов. Хотя, по логике, только на улице Баумана их должно быть хотя бы три. Первый замечаешь, ко второму приглядываешься, а в третьем покупаешь понравившийся сувенир. Простой и давным-давно использующийся психологический прием.


Марий Эл привлекает лесами, озерами и… чиновниками

Но прежде чем завлекать к нам иностранцев, надо удовлетворить спрос российского и татарстанского туриста. (В Англии, к примеру, туризм ежегодно приносит казне около 74 миллиардов фунтов, и из них только 13 миллиардов приходится на иностранцев.) Обратитесь в турагенство и пожалуйтесь, что Канары вам надоели, а Турция опостылела, хочется чего-нибудь родного и желательно без моря. Вам предложат туры и на Урал, и рыбалку в Астрахани. А если на пару дней, то посоветуют отправиться в Марийскую республику. Если географически вам ближе Удмуртия, то отправят и туда, например, поохотиться на медведя. Представитель турагентства полагает, что в Татарстане просто особо нечего смотреть – лесов мало, конные туры будут неинтересны по причине однообразия природы, а экстремальный туризм, которым у нас вполне можно заняться, например, в Камском Устье, совершенно не востребован.


Позволю себе с этим не согласиться. Никто не оспаривает красоты марийских лесов и чистоты их озер, но и у нас есть на что посмотреть. В Татарстане есть и заказники, и памятники природы, и заповедники, в которых существуют рекреационные зоны. Но наши туристы предпочитают ездить в “марийку”, и, что особенно печально, татарстанские инвесторы вкладывают деньги в развитие чужой республики. Поскольку множество баз отдыха и небольших гостиничных комплексов из срубов на берегу соседских озер принадлежат татарстанским предпринимателям. Если говорить по-простому, то с “марийцами” бизнесу договариваться дешевле.


В окрестностях Казани тоже есть места для подобного рода отдыха – это гостиничный комплекс “Дубаи”, в котором проводят корпоративные вечеринки, и горнолыжный комплекс “Казань”, который пока что рассчитан, скорее, на “зимнего” туриста. И “Дубаи”, и “Казань” рассчитаны явно не на средний класс, поскольку цены там высокие.


В целом же, по словам М.Гермогентова, мы пока просто не осознали потенциала туристического бизнеса. Красивых мест и рядом с Казанью достаточно, но интереса у администраций районов все это не вызывает. Есть надежда, что с января будущего года, когда изменится система формирования местного бюджета и муниципальные власти ощутят “всю прелесть” острой нехватки средств, они увидят в туризме одну из доходных статей. Во всяком случае, в Елабуге, например, уже принята программа развития туризма. Придают должное значение этому вопросу еще несколько районов.


Но не слишком, видно, стремятся заработать охотничьи хозяйства, раз нет у нас охотничьих туров. Опять-таки этот вид отдыха – для избранных и для элиты, а мог бы стать и более массовым. В конечном итоге, иностранцам лицензии на отстрел можно продавать намного дороже, чем россиянам. Но пока, по словам М.Гермогентова, Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов РТ развивать туристическое направление не стремится.


Въездным туризмом заниматься не рекомендовано

Видно, от широты российской души россиянам не хочется заниматься вопросами мелкими, все больше на глобальное тянет. “Роскосмос” подготовил проект космического тура для всех желающих полетать над планетой за сто миллионов долларов.


Но у нас есть другие проекты. Казалось бы, тысячелетие Казани должно привлечь туристов. И привлекло. Вот только турфирмам, как отмечает Сергей Иванов, квоты на размещение своих клиентов в гостинице не дали. И вообще, мягко говоря, въездным туризмом в конце августа турфирмам заниматься не рекомендовано. И понятно почему. Но на пивной фестиваль в Германии, к примеру, приезжают тысячи туристов, и их не “разворачивают”, хотя всяких ЧП наверняка боятся не меньше. Но там на туристах зарабатывают и поддерживают определенный имидж страны как “пивного государства”.


Мы не используем в полной мере наш колоритный национальный праздник Сабантуй. Не используем для дополнительного привлечения туристов Нуриевский и Шаляпинский фестивали. Хотя наверняка в рамках этих мероприятий можно было бы проводить что-то еще и задержать таким образом туриста в Казани на неделю. Так что событийный туризм у нас не развит, как, впрочем, и туризм промышленный, экологический.


Чего не хватает национальному достоинству

Что сделать, чтобы переломить ситуацию? У государства и предпринимателей на это свои взгляды. В Татарстане вопросами туризма с недавнего времени занимается Министерство по делам молодежи, спорту и туризму. В его недрах родилась программа развития туризма на ближайшие пять лет, целью которой стало создание высокоэффективного комплекса туристических услуг. Задач в программе определено множество – от создания дополнительных рабочих мест до роста национального достоинства граждан, то бишь нас, вследствие обращения к культурно-историческому наследию. Программа очень подробная и согласованная со всеми министерствами и ведомствами, кроме Министерства финансов. Но есть надежда, что и с этим министерством, от которого, собственно, и зависит реализация программы, удастся найти понимание.


Что смущает в программе, так это отсутствие конкретных расчетов – сколько денег получит республика от увеличения турпотока. Все-таки программа-то не социальная, скорее, это бизнес-план. Но, как говорит М.Гермогентов, просчитать все сложно, поскольку эффект от туриста – мультипликативный. То есть свое с него получит много отраслей.


Представитель турагенства от принятия программы энтузиазма не испытывает, поскольку ее конечного результата пока тоже не видит. От государства предприниматели ждут решения государственных задач. А их, по большому счету, две. Это развитие инфраструктуры туризма и сохранение культурного наследия.


В 1998 году Правительством республики уже принималась концепция развития туризма в РТ до 2005 года, но в конкретные мероприятия не переросла по причине отсутствия финансирования, хотя и привлекла внимание руководства к туристической отрасли. Так что пожелание предпринимателя не разбрасываться на все пункты, а выделить только одно-два приоритетных направления разумно. Практика показывает, что на все денег все равно не хватит, и для начала необходимо создать элементарные правовые условия для бизнеса и заняться имиджем Татарстана. А это, как минимум, предполагает, что гостей на праздник пускать все-таки будут, а к историческим памятникам станут относиться более бережно, чем сейчас.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще