Дине тринадцать лет. Больше всего она любит смотреть индийские фильмы про любовь, где, по ее словам, “все поют и танцуют, всем весело и хорошо”. Она и сама сейчас была бы в таком же настроении, если бы смогла повернуть время вспять. Тогда не совершила бы ошибки, которые, как она считает, были самой большой глупостью ее такого короткого детства.
Девочка в данный момент находится в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД РТ. Попала она сюда за кражу сотового телефона, причем это не было ее дебютом в противоправных деяниях. Первый раз Дина умыкнула похожую дорогую “игрушку”, оставшись в силу своего возраста безнаказанной. Второй раз девочку угораздило стащить “мобильник” самого инспектора по делам несовершеннолетних, который пришел проверить свою подопечную. На вырученные от продажи сотового телефона деньги, как рассказывает сама Дина, она собиралась съездить к своим новым взрослым подружкам, которые жили в другом районе города. Это сейчас 13-летняя правонарушительница признается, что ее приятельницы отнюдь не блистали хорошим поведением – пили, курили, по ночам гуляли. А тогда Дину тянуло к ним как магнитом. Да и просто не хотелось возвращаться домой, где матери-алкоголичке до дочери не было никакого дела. Холодильник на кухне был вечно пустой, а пол заставлен батареей пустых бутылок. Что уж говорить о постоянно меняющихся маминых сожителях, которых девочка едва успевала запомнить в лицо…
– К нам попадают дети и подростки в возрасте от трех до восемнадцати лет, совершившие различные правонарушения, – сообщает заместитель начальника центра Рамиль Бурханов. – Проводят они здесь до сорока пяти суток. Чаще всего попадаются на кражах сотовых телефонов, денег и цветного металла. Кроме того, не редкостью для них является вымогательство, причем у своих же знакомых сверстников, и хулиганство. Это и использование нецензурной брани, и нарушение правил дорожного движения, что особенно относится к детям таджиков, которые просят милостыню прямо на дороге у проезжающих автомобилистов. А дальше, в зависимости от вынесенного судом решения, многие такие дети направляются в спецучреждения.
Дину же ожидают два года в спецучилище закрытого типа для девочек в Башкирии. Там она продолжит школьное образование, которое остановила на пяти классах, посчитав, что дальше учиться необязательно. Кроме этого, она будет осваивать профессию швеи-мотористки. Дина мечтает научиться шить для себя красивые платья, которых у нее никогда в жизни не было.
– Добытые преступным путем деньги дети либо “просаживают” в игровых автоматах, либо тратят на пиво, сигареты или клей “Момент”, – продолжает Рамиль Ильгизарович. – За прошедшие шесть месяцев этого года через наш центр прошли 490 малолетних нарушителей, причем многие признаются, что здесь они впервые спят на чистом постельном белье и нормально питаются. Поэтому и в спецшколы направляются в основном те ребята, у которых дома нет элементарных условий для учебы.
Самый младший из ребятишек, временно содержащихся в центре, – восьмилетний Миша, но выглядит он лет на пять, не больше. Все оттого, что курит и нюхает клей. Просто диву даешься, слушая, как этот пацаненок грязно ругается! Попал сюда тоже за кражу. Воровал детские велосипеды, неоднократно был пойман буквально за руку. Как оказалось, ребенок не слушался матери, а после смерти отца совсем распоясался: постоянно сбегал из дома, стал промышлять воровством. Его поместили в центр на тридцать суток, и мать надеется, что пребывание здесь послужит для него хорошим уроком. Она уже устала бороться с сыном.
– В нашем центре дети попадают в абсолютную изоляцию от родителей, от улицы, от общества. Это и является своеобразным наказанием для них, – поясняет Рамиль Бурханов. – Временное лишение свободы должно наложить на малолетних преступников определенный психический отпечаток. В следующий раз ребенок уже подумает, прежде чем совершать правонарушение.
По всему видно, что центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей пустовать пока не будет. Ведь, как сообщила старший инспектор отдела обеспечения деятельности подразделений по делам несовершеннолетних МВД РТ Ильсия Насыбуллина, в республике подростковая преступность растет. Если за первое полугодие 2004 года было зафиксировано 1756 преступлений, то за тот же период нынче цифра возросла уже до 1823.
“Трудным” ребятам инспекторы помогают устроиться на летнее время. Детям из малообеспеченных семей Министерство по делам молодежи, спорту и туризму предоставляет бесплатные путевки в лагеря.
– Таким подросткам очень полезно хотя бы на время вырваться из своего окружения, – замечает Ильсия Хабировна. – Ведь они такие же дети, как и другие, просто зачастую слабохарактерные, легко подвергающиеся влиянию.
Лагеря – это, конечно, хорошо. Только помогут ли они, если в итоге подросток снова вернется в неуютный, злой по отношению к нему дом, в пьяный мир родителей? Каждый день центр принимает все новых малолеток. К некоторым в день свиданий даже никто не приходит…