Концерт близился к завершению. Но прежде чем музыканты взяли заключительный аккорд и откланялись, часть зрителей потянулась к выходу. Может, им концерт не понравился? Вряд ли… Ведь уже в гардеробе, куда и устремилась публика, попирая все приличия, многие будут громко делиться впечатлениями, оглашая фойе своими восторгами…
Одни списывают такое поведение на плохое воспитание и отсутствие культуры, другие, наоборот, видят в этом одно из проявлений так называемой “культуры телевизионного потребителя”, которую мы, на свою беду, неплохо усвоили. Сидишь у телевизора, жуешь “кириешки” (возможны варианты) и чувствуешь себя полным хозяином положения: захотел – переключился на другой канал, захотел – сходил на кухню за бутербродом или позвонил маме по сотовому. Все это и привело к тому, что, приходя в театр или на концерт, мы зачастую теряем чувство реальности происходящего: здесь и сейчас певец всю душу вкладывает в песню, здесь и сейчас солист балета блестяще выполняет антраша, или артист цирка, рискуя жизнью, работает под куполом на тоненьком, туго натянутом канате. Зритель – очевидец неповторимого. Он сопричастен к тому, что происходит на сцене! А о какой сопричастности может идти речь, если на протяжении всего спектакля позади вас кто-то маниакально хрустит чипсами…
Или новая напасть – сотовые телефоны. Представьте, Большой концертный зал, на сцене – в полном составе симфонический оркестр и академическая хоровая капелла. Идет концерт, посвященный 200-летию со дня рождения М.И.Глинки. Дирижер делает взмах, оркестр готов вступить… и вдруг благоговейную тишину нарушает телефонная трель, что-то бравурно-попсовое… Надо отдать должное маэстро. Выдержав паузу, он повернулся к засуетившемуся обладателю мобильника и невозмутимо спросил: “Можно начинать?..”
Вспоминается старый анекдот. “Метро. Час пик. Сидит молодая мамочка с ребенком на руках, маленький мальчик болтает ножкой, шаркая по белому плащу стоящей рядом интеллигентной дамы. “Нельзя ли не болтать ножкой?” – просит дама. На что мамаша отвечает: “Мы своего ребенка ни в чем не ограничиваем!” И тут вмешивается парень – с длинными нечесаными волосами, неряшливо одетый. “Знаете, – говорит, – меня родители тоже ни в чем не ограничивали”. Достает изо рта жвачку и наклеивает ее на лоб испуганной мамаше…”
Не изменило чувство юмора и участникам проекта “Песни нашего века”, гастролировавшим в Казани в октябре прошлого года. Концерт прошел “на ура”, а когда подуставшие барды вышли на поклон, зал уже наполовину был пустым. Барды же откланялись и… продолжили концерт! Зрители недоуменно потопали назад. После двух-трех песен “на бис” в зале зажегся свет, и публика снова заторопилась к выходу. Но не тут-то было. Со сцены запели “Милая моя” Юрия Визбора. А для любителей авторской песни это все равно что гимн. Зрители как стояли в проходах, так и подпевали, стоя… После этого участники концерта действительно откланялись, без шуток. Но зрители им не поверили и еще долго не расходились.
Екатерина МАЛЫШЕВА.