Дважды в жизни ему пришлось выбирать между синицей в руках и журавлем в небе, и оба раза он предпочел синицу, то есть более длинный и тернистый путь к означенной цели, но зато и более надежный.
Первый раз это было, когда Махмуту Нигмедзянову, учащемуся Московского железнодорожного техникума, предложили перейти сразу на третий курс… музыкального училища там же, в Москве. Предложили с полным на то основанием. Махмут, выпускник Юдинского железнодорожного училища по специальности “помощник машиниста паровоза”, мечтавший о продолжении учебы, поступил в техникум при огромном конкурсе во многом благодаря стараниям руководителя духового оркестра училища. Да, был такой самодеятельный оркестр, в котором на трофейных инструментах играли в основном учащиеся Казанского музучилища. Нигмедзянов оказался в оркестре отнюдь не случайно: к тому времени он, осиротев в годы войны и перебиваясь батрачеством на разных хозяев, выучился, имея от рождения абсолютный слух, игре на балалайке, аккордеоне. В училище к ним добавились труба и баритон, в которые подросток дул часами, не мешая никому, благо месту в общежитии предпочел “духовушку” – комнату, где хранились инструменты оркестра.
Учась в техникуме, он также не порывал с музыкой, участвуя в различных ансамблях, самодеятельных оркестрах, которые тогда, в пятидесятые годы, были чуть ли не в каждом московском заводском клубе, Дворце культуры. Перейти же в музучилище ему предложили после того, как Махмут проявил себя одаренным исполнителем на смотре художественной самодеятельности учебных заведений “Трудовых резервов” Московской области. В первом отделении концерта он в составе объединенного оркестра народных инструментов участвовал как гусляр и балалаечник, а во втором – аккомпанировал на рояле профессиональному домристу.
И вот такое лестное предложение. Наверное, оно открывало юноше заманчивые перспективы стать профессиональным музыкантом, жить и работать в белокаменной… Однако Махмут после нелегких размышлений предпочел завершить учебу в техникуме, получить специальность мастера производственного обучения и преподавателя спецтехнологии паровозного хозяйства и вернуться в Юдино. Но недаром говорится, что от судьбы не уйдешь. Нет, Нигмедзянов не занимал чужое место в юдинском училище – его не раз поощряли здесь как умелого мастера-наставника молодежи, писали о нем в газетах. Но по-прежнему все свободное от училища время он отдавал музыке, играя аккордеонистом теперь уже в одном из казанских оркестров. И по настоянию коллег-музыкантов поступил в Казанскую консерваторию, на теоретико-композиторский факультет.
Теперь о втором случае выбора между синицей и журавлем. Успешно окончив консерваторию (его дипломную председатель ГЭК предложил доработать и представить к защите в качестве кандидатской диссертации), Махмут Нигмедзянович остается там ассистентом кафедры, преподает в Казанском муз-училище, как музыковед-теоретик, ведет активную работу по исследованию истории татарской музыки. И вот, проработав несколько лет художественным руководителем Татарской госфилармонии, он однажды вновь оказывается на распутье трех дорог относительно дальнейшей карьеры, получив сразу три приглашения: возглавить кафедру в Уральской консерватории, преподавать в Ростовском институте искусств или работать в Министерстве культуры республики. Подумал-подумал Нигмедзянов и… трудоустроился рядовым научным сотрудником на 125 рублей в сектор фольклора ИЯЛИ АН СССР. И никогда потом не пожалел о своем поступке, ибо получил возможность с головой окунуться в дело собирания и историко-теоретического осмысления татарской народной музыки. Результатами этого подвижнического труда, связанного с многочисленными экспедициями в районы расселения этнографических групп татар, стали сборники и монографии, трехтомник “Татарские народные песни”.
Что же касается журавля в небе, то Махмут Нигмедзянович Нигмедзянов достиг в избранном деле впечатляющих высот. Сегодня он признанный в стране и за ее пределами авторитетный теоретик-музыковед, педагог-наставник, воспитавший плеяду талантливых певцов и музыкантов, автор множества научных трудов, лауреат Госпремии РТ имени Г.Тукая. Свое недавнее 75-летие ученый-музыкоэтнолог встретил полным новых творческих замыслов и планов.