В пору, когда “Крокодил” еще летал

В разгар лета 1935 года над Казанью появилась невиданная птица.

В разгар лета 1935 года над Казанью появилась невиданная птица. Широкий размах крыльев, чешуя на спине, двухметровый клюв, похожий на зубастую пасть аллигатора, – настоящий гигантский крокодил!


Он лукаво улыбался с высоты, но держал наготове две когтистые лапы. На зеленых боках его и на крыльях красовалась надпись – “Крокодил”. Стаями белых голубей вылетали из рукотворной птицы листовки: “Приветствую тебя, товарищ, поймавший эту листовку! И твоего соседа, который смотрит на листовку через твое плечо. И тех, кому ты ее передашь, прочитав. И всех, идущих впереди и сзади тебя. Всем привет!..”


Сделав три круга над Казанью, крылатый “Крокодил”, ведомый двумя мощными пропеллерами, приземлился на аэродроме. Три тысячи рабочих – ударников городских предприятий, собравшихся на летном поле, приветствовали его криками “ура!”


Так ровно семьдесят лет назад Казань встречала новый самолет агитэскадрильи имени Максима Горького. “Крокодил” – это двухмоторный девятиместный самолет АНТ-9, детище конструктора А.Н.Туполева. Он пополнил отряд крылатых редакций, созданных по инициативе известного журналиста Михаила Кольцова. К самолетам “Правда”, “Известия”, “Крестьянская газета” и многим другим прибавился летающий “Крокодил”, построенный на деньги читателей журнала.


Перед конструкторами стояла непростая задача – придать АНТ-9 форму и подобие настоящего крокодила. Сделать это надо было без ущерба летным качествам машины.


В носовой части вместо третьего двигателя пристроили крокодилью пасть с грозными зубами, шасси “обули” в когтистые лапы, а на крыше соорудили устрашающий гребень. Художники журнала К.Ротов, Л.Бродаты и Б.Ефимов взялись за кисти и прямо на заводском дворе “отделали” самолет так, что он и впрямь стал походить на гигантскую рептилию.


“Крокодил” был комфортабелен и красив. Но в то же время и грозен. Его зубастая пасть предназначалась для того, чтобы вытаскивать на трехрогие вилы журнала персонажей, достойных критики и сатирического бичевания. 17 июля самолет отправился в свой первый агитрейс. Ему предстояло преодолеть тысячи километров по маршруту: Москва – Горький – Казань – Свердловск – Челябинск – Магнитогорск – Куйбышев – Саратов – Сталинград – Ростов – Днепропетровск – Винница – Киев – Минск – Витебск – Смоленск – Москва.


На борту самолета находилась бригада центральной конкурсной комиссии ЦИК СССР, которой предстояло проверить ход соревнования городских Советов. В состав бригады были включены работники Наркомхоза и специальные корреспонденты “Правды”, “Известий”, “Крокодила”, Всесоюзного радио. Их задача была сформулирована самими крокодильцами так:


“Крокодил” проникает в самые потаенные и безнадзорные закоулки, где боятся утопить в грязи галоши и куда не заглядывают нерадивые коммунальщики.


“Крокодил” залетит на школьные стройки и поможет там скорейшей и высококачественной работе.


“Крокодил” заглянет в депо и на вокзалы, проверит работу железнодорожного транспорта. Наряду с этим “Крокодил” заведет себе пожизненных друзей среди дворников, домоуправов и председателей жактов, а наиболее достойных наградит круговым полетом над городом…”


В Казани участники агитрейса побывали на многих предприятиях, в жактах, железнодорожном депо, школах и пришли к неутешительным выводам: “Вокруг конкурса Советов в городе подняли шумиху, вовлекли в него лишь верхушку депутатов, а до широких трудящихся масс не достучались. Получился пустозвон.


Городское хозяйство, благоустройство города – в отвратительном состоянии. Подготовка школ к новому учебному году затянулась. Есть упущения на вокзале и в депо, а превращение Казани в образцовый город прописано лишь на бумаге…”


Еще более суровой критике были подвергнуты журналисты “Красной Татарии”. Сотрудник газеты Орлов решил по-ударному мобилизовать общественность и создать “бум” вокруг приезда агитбригады. На пленуме Казанского Совета, который был организован из рук вон плохо, присутствовало чуть более ста человек, а к середине заседания осталось и всего-то 60-70 душ. Доклад представителя политотдела железной дороги не состоялся, так как докладчик “срочно” отбыл в Москву (а бригада как раз и проверяла работу железной дороги). Все это, однако, не помешало Орлову написать на следующий день в газете, что пленум прошел оживленно и активно, что на нем присутствовало более 300 человек и что на пленуме выступил… отсутствовавший представитель политотдела железной дороги.


Что и говорить, неприятная вышла история.


Зато радостны были полеты “Крокодила” над Казанью. В его светлой кабине, убранной букетами цветов, места заняли активисты конкурса Советов, лучшие железнодорожники и работники школ. Каждые пять минут пассажиры направлялись к старту. Навстречу им гордо шествовали люди, получившие “воздушное крещение” на “Крокодиле”. Он прокатил в воздухе 90 человек.


От иллюминаторов оторваться было невозможно. Город сверху казался красивым и цветущим. Многим не хотелось снова опускаться в казанскую пыль и грязь.


Юрий ФРОЛОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще