В конце прошлого года Госдума приняла пакет документов, состоящий из двадцати законопроектов, призванных упростить реализацию федеральной программы “Доступное жилье”. Власти хотели как лучше, а получилось даже не как всегда, а хуже. Значительные ограничения в области долевого строительства, превышающая уровень инфляции ставка по ипотечному жилищному кредитованию (14 процентов) и прочие нововведения привели к тому, что жилье оказалось доступным лишь менее пяти процентам россиян, естественно, весьма обеспеченным.
Теперь российские депутаты думают над поправками в принятое ими законодательство. Но, как сказал на прошедшем во вторник в Кабинете Министров брифинге исполнительный директор Государственного жилищного фонда при Президенте РТ Талгат Абдуллин, судя по тому, с какими темпами и подходами они это делают, страна еще долго не увидит действительно доступного жилья.
Пионером в решении данного вопроса стал Татарстан, где уже стартовала программа социального ипотечного кредитования жилья и приняты соответствующие нормативные документы. Но и у нас не все так гладко, как хотелось бы…
От ворот поворот
О социальной ипотеке мы писали не раз. Коротко напомним, что участниками этой программы могут стать работники бюджетной сферы, молодые семьи и некоторые другие категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Необходимое условие: чтобы на одного члена городской семьи приходилось менее 18 квадратных метров общей площади жилья, сельской “ячейки” – 21,2 “квадрата”. В таком случае есть шанс получить новую квартиру в рассрочку до 27 лет с первоначальным взносом до 30 процентов (при низком благосостоянии гражданина этот платеж снижается до минимума) под 7 процентов годовых. А дабы мечта превратилась в реальность, для начала необходимо встать на учет в органах местного самоуправления, которые затем представляют списки нуждающихся в Государственный жилищный фонд (ГЖФ) при Президенте РТ. Там и формируется единая база данных “ипотечных” претендентов и устанавливается их очередность.
В городах и районах республики, в принципе, работа кипит – администрации, которые строят отношения с фондом на договорной основе, поэтапно представляют ему утвержденные списки. Сегодня 7800 жителей республики числятся в “ипотечном реестре” ГЖФ. Помимо них, более 300 семей уже получили программное жилье. И уже в июле, по словам Талгата Абдуллина, справят новоселье еще 600. Это вполне реально, поскольку 2700 фондовых квартир находятся в достаточно высокой степени готовности. И в ближайшее время примут новоселов в Набережных Челнах, Актаныше, Арске, Агрызе, Мамадыше…
Отмалчивается только Казань, где наибольшее количество нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исполнительный директор ГЖФ уверяет, что из районных администраций столицы в фонд не поступило ни одного списка!
– Казанцы не могут по месту жительства подать заявления на участие в ипотеке, – возмущаются журналисты. – Местные чиновники попросту дают им от ворот поворот. Утверждают, что у них нет ни указаний сверху, ни нужных документов. Когда же руководители фонда и мэрии договорятся между собой?
Талгат Абдуллин извиняется за то, что в очередной раз вынужден критиковать мэра Казани Камиля Исхакова.
– Казанской администрации прежде всего необходимо определиться: хочет ли она помочь своим гражданам? – говорит он. – Мы не можем за нее решить этот вопрос, который находится в ведении местного самоуправления. В свою очередь готовы помочь мэрии и просим одного – представить нам списки претендентов на получение ипотечного жилья, как это сделали администрации других городов и районов республики. К тому же в бюджете Государственного жилищного фонда заложены один миллиард двести миллионов рублей на строительство ипотечных объектов в Казани.
На препоны местных чиновников натыкались не только жители города, но и сами журналисты, о чем они поведали присутствующим на брифинге. К примеру, корреспонденту одной из телекомпаний в районной администрации предложили поменять прописку, то есть переехать в другой город – там и пытаться войти в республиканскую социальную ипотеку. А журналисту нашей газеты все-таки дали перечень документов, которые нужно собрать для постановки на учет. Однако сам бланк заявления не выдали, пообещав, что сделают это, как только хотя бы 70 процентов бумаг будет собрано. Мол, вдруг вы не дойдете до “финиша”, а бланки у нас в дефиците…
Пора бы определиться
На последней сессии Казанского Совета народных депутатов было принято решение запустить свою программу по обеспечению жильем граждан Казани. В принципе, ничего плохого в этом нет. В Америке, к примеру, действуют одновременно сорок жилищных программ. По словам Талгата Абдуллина, если столица надумала решать эту проблему самостоятельно, запланированные фондом для нее 1,2 миллиарда рублей пойдут на развитие других территорий.
Наверное, чем больше жилищных проектов, тем лучше. Однако реализация местной социальной программы, пока не подкрепленной финансами, еще не началась. Возможно, поэтому некоторые чиновники районных администраций Казани дают “добро” на сбор многочисленных справок, при этом “зажимая” главную бумагу (бланк заявления), – тянут время до старта казанского ипотечного проекта.
Но стоит ли упускать драгоценное время, игнорируя республиканскую программу? Не думаю, что республика составит столице конкуренцию – слишком много казанцев нуждается в улучшении жилищных условий. К моменту принятия ипотечного проекта в административных очередях (тянущихся еще с советских времен) на получение жилья оставалось 112 тысяч казанских семей. Кроме того, сколько молодых пар мечтает о собственной крыше над головой! Так что негоже лишать народ права воспользоваться предоставленной руководством республики возможностью решить “квартирный вопрос”. А будет работать еще и местная программа? Тоже неплохо – дополнительный шанс.
Главное – система социальной ипотеки реально заработала. На попечительском совете ГЖФ, председателем которого является Президент РТ Минтимер Шаймиев, а заместителем – Премьер-министр Рустам Минниханов, определены средства на строительство программных объектов в текущем году. Это 5,1 миллиарда рублей, из них три миллиарда – деньги предприятий, участвующих в финансировании социального проекта, причем 45 процентов из данных средств вернутся к ним в виде жилья. Всего до конца текущего года планируется заселить в программное жилье 6081 семью.
Кстати, приятный момент – в конце июня парламент республики принял поправку к ранее утвержденному решению о субсидировании молодых семей, у которых после постановки на учет на социальную ипотеку родится ребенок. При появлении одного малыша городской семье “прощается” стоимость 18 квадратных метров общей площади жилья, сельской – 21,2 “квадрата”, второго ребенка – еще столько же. Если раньше это относилось только к молодым “ячейкам”, отныне возраст родителей не имеет значения.
Республиканскую программу социального ипотечного кредитования жилья называют президентской (как и предыдущую программу ликвидации ветхого жилья), поскольку и разработана она по инициативе главы республики, и курируется им. Поэтому журналисты задали Талгату Абдуллину вполне резонный вопрос: “Как Президент реагирует на поведение столичной администрации?”.
– Минтимер Шарипович выражает серьезное недовольство тем, что проблема не решается, – ответил исполнительный директор фонда. – Но администрация должна определиться сама – никто не будет за ней ходить и уговаривать ее. Этот вопрос политический, ведь скоро выборы в органы местного самоуправления…