Сколько надежд на оздоровление экономики и развитие пассажирских АТП связывали власти с монетизацией льгот, переводом проезда граждан на полную оплату! На практике же пока мало что меняется. По-прежнему при решении проблем сохранения автобусного парка, маршрутов и качества обслуживания горожан автотранспортникам приходится рассчитывать больше на свои силы.
Как считают в Чистопольском автотранспортном предприятии, внедрение льготных проездных билетов принесло одни убытки. Хотя при расчетах на бумаге все вроде выглядело обнадеживающе. Всего в городе воспользоваться ими могли 22 тысячи пенсионеров. В этом случае в казну предприятия должно было бы ежемесячно поступать 4,4 миллиона рублей. В действительности же билеты приобрели всего 1800 пенсионеров. Стоимость каждого из них для различных категорий льготников от 120 до 200 рублей при фактической себестоимости 460 рублей. Но разницу автопредприятию никто не компенсирует.
Всего же с начала года детских, студенческих, взрослых льготных проездных билетов реализовано 13 тысяч штук на сумму около трех миллионов рублей. При отсутствии компенсации общие потери АТП составили около четырех миллионов рублей.
Большинство льготников предпочло взять деньги наличными и ходить пешком. С начала этого года по сравнению с прошлым более чем вдвое – с 7,5 до 3 миллионов человек – сократился пассажиропоток, а значит, и поступление денег в казну АТП.
По существу, автобусами в основном пользуются малообеспеченные граждане, и этот вид транспорта можно по праву назвать социальным и просто необходимым для города. Но при растущей дороговизне ГСМ, запчастей, резком увеличении частного таксопарка конкурировать, выживать становится все труднее.
Тем тверже коллектив АТП под руководством опытного директора и умелого предпринимателя Александра Новичкова держит курс на экономию, бережливость, рациональное использование всех ресурсов. Проданы или сданы в аренду ряд устаревших, не-нужных производственных помещений, содержание которых несло одни убытки, ежемесячная же экономия составила более 100 тысяч рублей. На средства от продажи старого, изношенного грузового автотранспорта здесь приобрели два современных автопоезда, предназначенных для грузоперевозок.
Полсотни тысяч рублей ежемесячной экономии дал только перевод всего транспорта с бензина на газ. Немалая экономия средств получена в результате установки электрогазоизмерительных приборов, новых оконных блоков, утепления всех объектов. Ощутимый доход приносит и коммерческая деятельность: платная автостоянка, ремонт и изготовление деталей для организаций, частников.
Как в городе, так и в районе проведен детальный анализ движения пассажиропотока. Без ущерба качеству обслуживания населения только оптимизация автобусного движения позволила сохранить еще 300 тысяч рублей. Произведена замена автобусов большой вместимости на меньшую, сокращены рейсы по пригородным маршрутам, ряд междугородных маршрутов.
Процесс оптимизации коснулся и кадров. Пришлось пойти на сокращение части
вспомогательного персонала, увольнение нерадивых и недисциплинированных работников. Весь коллектив прошел аттестацию, большинство – курсы переподготовки, повышения квалификации. Несмотря на все трудности, по итогам первого полугодия по всем показателям предприятие сработало лучше прошлогоднего, почти на два миллиона рублей больше получив доходов, заметно обновив базу, улучшив бытовые условия.
– Но все наши усилия, экономию средств, – сокрушается А.Новичков, – съедают различные налоги, растущие цены на энергоносители, технику, запчасти и все остальное. Мы не требуем для себя каких-то тепличных условий. Но в полном объеме содержать автобусный парк и обеспечивать обслуживание городских маршрутов без компенсации своих потерь за льготные перевозки просто не в состоянии. Тем более что в этом году наметили произвести реконструкцию автовокзала, которая потребует также немалых средств и нужна не только АТП, но и всему городу.