Забудьте злое, вспомните доброе

Елабугу посетила недавно немецкая делегация.


Елабугу посетила недавно немецкая делегация. В ее числе были дети похороненных здесь солдат вермахта, находившихся после войны в местном лагере для военнопленных. Визит был организован Народным союзом Германии по уходу за военными могилами. Гости прошли по местам заключения своих отцов.


Они жили здесь за колючей проволокой, осмысливая то, что натворили, с горячей, но так и не сбывшейся мечтой вернуться на родину и жить мирно. А вот детей встречали в Елабуге как дорогих гостей. Они много старше, чем были их отцы тогда, – всем за шестьдесят. Милые люди, приветливые улыбки. Но эта делегация не громкоголоса. Скорбь привела их сюда, на могилы отцов, которых они видели лишь в своем детстве.


“Многие немцы оставались людьми даже во время войны!” – эту мысль очень хочет донести до нас Ута Толкмитт. Собственно, это понятно и так, но совсем не лишним подтверждением сказанному служат рисунки ее отца, представленные в Выставочном зале Елабуги. Они сделаны еще во время немецкого наступления. Это портреты тех, кого армия вермахта завоевывала, – старики, женщины, дети. Лица, в которых отражается страдание. “У отца было человечное отношение к русским, он сожалел об ужасной войне”, – говорит фрау Толкмитт. Ее отца звали Курт Ройбер, и эта личность заслуживает особого внимания. Художник, священник, теолог, военный врач, он воевал под Сталинградом. Перед Рождеством 1942 года, в окружении, он нарисовал на обратной стороне географической карты Богоматерь, названную позже “Сталинградской Мадонной”, которая служила утешением для немецких солдат. Рисунок находится теперь в Берлине, в 1990 году его признали иконой и освятили.


Но была еще одна Мадонна – из Елабуги, последний рисунок Курта. Он прислал его жене вместе с последним письмом. “Надо стремиться из темноты к свету, от ненависти – к любви, от войны – к миру”, – писал художник. Курт Ройбер умер в лагере для военнопленных в Елабуге в 1944 году. Сохранилось около 150 его рисунков, ими увешан весь немецкий дом фрау Толкмитт.Клаус Хассельбарт в Елабуге уже не в первый раз


Был в составе делегации и Вольфганг Кирстен, автор книги, написанной по воспоминаниям 50 пленных, вернувшихся на родину. Одна из глав целиком посвящена Елабуге.


В Елабугу собиралось приехать гораздо больше людей, но не все смогли себе это позволить. Хотя многих сюда тянет повторно, например, Клаус Хассельбарт приехал в Елабугу уже в третий раз. А вот Эрих Бергольц только два года назад узнал о судьбе своего отца, о том, что он содержался и умер в елабужском лагере.


Немцы педантично собирают сведения о погибших и похороненных в России соотечественниках. Они хотят, чтобы кладбища военнопленных содержались в чистоте. Деятельность Народного союза Германии по уходу за военными могилами на 90 процентов финансируется членами союза (это дети погибших или умерших в плену немецких солдат) и спонсорами, государство вносит лишь десятую часть. С 2001 года союз имеет постоянное представительство в Москве. Еще раньше, в 1995 году, был заключен договор с администрацией Елабуги, по которому уход за кладбищем ведет Государственный музей-заповедник. Оно было отреставрировано, здесь прибираются и стригут траву. Единственное, что омрачает общую картину, – произошедшая несколько лет назад кража изготовленных в Германии плит из цветного металла с именами всех захороненных пленных.


Помимо экскурса в прошлое, у немецкой делегации была еще одна задача: наградить победителей объявленного союзом конкурса школьных сочинений и художественных работ на тему “Немецкие военнопленные в Елабуге”. На него были представлены более 60 сочинений и рисунков. Названия их говорят сами за себя: “Лесоповал”, “Умирающий немецкий военнопленный”… Лучшей работой была признана композиция Валентины Миросановой из деревни Старый Куклюк Елабужского района – “Переводчица Тамара”. На ней изображена Тамара Гребенщикова – и ныне здравствующая женщина, работавшая в лагере переводчицей. Многие бывшие пленные вспоминали о ней с любовью и уважением.


В номинации “Литературные сочинения” победила ученица Казанского лицея-интерната №1 Алия Сафина.


По три победителя в каждой категории получили денежные премии от 50 до 125 евро. Лучшие художественные работы подарили немцам, а копии сочинений передали для последующей публикации в Германии.


Гости сказали, что детские работы для них – большой подарок, они не ожидали такого живого отклика молодого поколения.


Не оставили без награды и музей-заповедник: директору Гульзаде Руденко была вручена медаль за вклад в дело поддержания мира.


Марина СЕЛЬСКОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще